Аварийные машины предназначены для быстрого выполнения работ по ликвидации аварий и повреждений, возникающих при эксплуатации различных устройств в жилищно-коммунальном хозяйстве. Для этого машина, снабженная необходимым оборудованием и инструментом для устранения аварий, в течение короткого времени доставляет к месту выполнения работ бригаду. Промышленность в настоящее время изготовляет аварийные машины для газового хозяйства и водопроводных сетей.
Аварийные машины смонтированы на автомобильном шасси и представляют собой кузов-фургон, в котором расположены оборудование, инструмент и другое оснащение, необходимое для устранения аварий. К числу аварийных машин, применяемых в жилищно-коммунальном хозяйстве относится также машина дня устранения аварий, происходящих в результате неисправностей трамвайных вагонов. Эта машина по конструкции и оснащению отличается от перечисленных машин.
Аварийная машина АВМ-1М для водопроводных сетей. Машина обеспечивает производство работ по устранению аварий на водопроводных сетях. Для производства работ в темное время суток машина снабжена оборудованием, обеспечивающим освещение рабочего места. В кузове машины смонтировано следующее оборудование: бензоэлектрический агрегат АБ4Т230М, центробежный насос НЦС, центробежный вентилятор Ц4-70 № 2, 5. Кроме того, в кузове установлен верстак с тисками и комплектом необходимого инструмента и приспособлений, которые уложены в ящик-сиденье. Наличие электростанции продиктовано условиями работы машины при устранении аварий на сетях водопровода. Для обогрева кузова в зимний период имеется отопительная установка 030. С помощью электростанции и бензоэлектрического агрегата осуществляется питание электродвигателей, служащих для привода вентилятора и центробежного насоса. Вентилятор снабжен рукавом, с помощью которого продувают загазованные колодцы и различные помещения. В транспортном положении центробежный насос прикреплен к полу кузова, а при работе может быть установлен у объекта работы.
Рис. 1. Размещение оборудования в кузове аварийной машины АВМ-1М для ремонта водопроводных сетей: 1 – распределительный щит; 2 – бензоэлектрический агрегат; 3 – ящик-сидение; 4 — вентилятор; 5 – штативы прожекторов; 6 — огнетушитель; 7 – отопитель; 8 – аптечка; 9 – запасное колесо; 10 – верстак с тисками; И – насос
При работе электростанции и другого оборудования машина должна быть заземлена. Кроме перечисленного оборудования в кузове также установлено на специальном кронштейне запасное колесо базового шасси.
Аварийная машина АГМ-2 для газовых сетей. Машина предназначена для наблюдения за сохранением газовых сетей и ликвидации аварий и неисправностей, а также выполнения небольших по объему планово-предупредительных ремонтов. В кузове-фургоне машины у его передней стенки установлен верстак со слесарными тисками, ящик для инструмента, служащий сиденьем для членов бригады, и два баллона с кислородом и ацитиленом.
Аварийная машина АГМ-452 для газового хозяйства. Машина служит [я предупреждения и устранения аварий в системах газоснабжения, а также для быстрой доставки бригады к месту аварий. Для выполнения этих работ в кузове-фургоне базового шасси УА3452 установлены балконы со сжиженным газом и для азота, стеллаж, ящик для приборов и нструмента, установка для откачки конденсата с ручным приводом.
Аварийные трамвайные машины. Машина АТ-53Г предназначена для ликвидации аварий, происходящих в результате поломки осей трамвайных колес, заклинивания редуктора двигателя трамвая, схода вагона с рельсов, столкновения с другим транспортом и других неисправностей. Кроме того, машина предназначена для производства мелкого ремонта трамвайных путей: замены отрезков рельсов, шпал и костылей.
Для ликвидации аварий с помощью машины можно осуществлять подъем трамвайных вагонов, установку на рельсы сошедших с них трамваев, транспортировать вагоны со сломанной осью колес, резать металл. Для производства этих работ машина снабжена металлическим кузовом-фургоном, гидроподъемником, комплектом переносных домкратов, талью, лебедкой, универсальной аварийной тележкой, керосинорезом с кислородным баллоном.
Рис. 2. Размещение оборудования в кузове аварийной машины АГМ-452 для газового хозяйства:
1 – проблесковый фонарь; 2 – сидение; 3 – баллон для сжиженного газа; 4 – установка для откачки конденсата; 5 – баллон для азота; 6 – стеллаж; 7 – огнетушитель
Рис. 5.3. Принципиальная схема гидроподъемника:
1 – гидроцилнндр горизонтального перемещения; 2 – гидроцилиндр вертикального перемещения; 3 – направляющие горизонтального перемещения; 4 – за-чалка для вагона; 5 – направляющие вертикального перемещения
Машина устроена следующим образом: кузов машины имеет поперечную перегородку, разделяющую его на две части. В передней части кузова размещается бригада рабочих, а также ящики-сиденья, в которых уложены инструменты и приспособления для ремонтных работ. Выход и вход бригады из фургона обеспечивается с помощью трапа. В задней части кузова смонтирован гидроподъемник, который может перемещаться в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Задние концы лонжеронов базового шасси снабжены выносными опорами, на которые опирается задняя часть машины при работе гидроподъемника. За выносными опорами ближе к задней оси шасси закреплена с помощью винтовых зажимов универсальная аварийная тележка. Подъем тележки в транспортное и опускание в рабочее положение достигаются с помощью червячной передачи с ручным приводом. Энергия, необходимая для работы оборудования, передается от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности, которая приводит во вращение шестеренный гидронасос, а также карданный вал-лебедку, установленную впереди на бампере базового шасси. Подачей потока жидкости от гидронасоса управляют с помощью гидрораспределителя, который может включать в работу цилиндры гидроподъемника для вертикального и горизонтального перемещения или цилиндры выносных опор. Для освещения места работы в темное время суток машина снабжена прожектором, в виде треножного штатива с установленной на нем фарой, питание которой осуществляется от электросистемы автомобиля.
В зимний период в кузове машины может быть размещена отопительная установка.
Подъем трамвайных вагонов, сошедших с рельсов, их перемещение и установка на рельсы осуществляются тогда, когда машина по условиям рельефа местности или при отсутствии каких-либо препятствий может приблизиться к вагону на расстояние действия гидроподъемника. Если гидроподъемник применить не представляется возможным, то используют имеющиеся на машине переносные домкраты и приспособления. Лебедку применяют, если расстояние между сошедшим с рельсов вагоном и рельсами превышает 1 м. Для этого же используют ручную червячную таль.
При выходе из строя одной из осей или тележки ва гон может перемещаться с помощью аварийной тележки. При возникновении аварий, препятствующих движению, вагон одной стороной вывешивают на домкратах, потом подкатывают аварийную тележку и размещают ее под колесами вагона. После этого вагон опускают и скрепляют с аварийной тележкой. Проверив надежность закрепления, вагон перевозят в депо. Устройство тележки допускает замену деталей, непосредственно соединяющих аварийную и вагонную тележки, и тем самым достигается обслуживание аварийной тележкой трамвайных вагонов основных типов.
Для обслуживания и выполнения аварийных работ в машине размещается бригада в шесть человек (включая водителя).
В эксплуатации имеются машины АТ-130Г на шасси автомобиля ЗИЛ-130. Назначение, принципиальная схема и устройство машин АТ-53Г и АТ-130Г аналогичны. Различаются эти машины прежде всего в том, что машина АТ-130Г снабжена домкратом грузоподъемностью 20 т. Кроме того, аварийная тележка этой машины имеет большее число сменных частей, благодаря чему она при выходе из строя оси или редуктора привода может буксировать вагоны трамваев всех находящихся в эксплуатации типов.
Основы расчета аварийной трамвайной машины. Наибольшее число работ при устранении аварий выполняют с помощью выносных домкратов, которыми снабжены машины.
Рис. 3. Схема действия сил при подъеме вагона
Основной операцией, которая осуществляется машиной, является перемещение сошедших с рельсов вагонов и установка их в рабочее положение. При выполнении этой операции необходимо обеспечить устойчивость аварийной машины. Первое условие устойчивости, очевидно, будет состоять в том, чтобы реакция приходящаяся на наименее нагруженное колесо. При подъеме вагона реакция, приходящаяся на переднее колесо, может действовать ближе к одному из колес. Тогда каждое из них будет нагружено различной силой.
При повороте вагона для установки на рельсы необходимо проверить устойчивость аварийной машины. Потеря устойчивости может возникнуть относительно выносных опор путем сдвига в сторону передних колес машины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Аварийные машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы