Для автоматизации управления современными машинами используют системы программирования их работы, автоматического контроля и регулирования, сигнализации, защиты и т. д. Использование таких систем в конструкциях машин является важнейшим средством повышения их производительности, надежности и безопасности в работе.
Управление машиной складывается из двух основных функций: манипуляции рабочими органами и регулировки узлов, обеспечивающих их работу.
По степени использования в конструкциях машин различных систем автоматизации, выполняющих функции управления с участием или без участия человека, машины разделяют на автоматы, полуавтоматы и машины с неавтоматизированным управлением. Машина-автомат выполняет работу без участия человека, циклично повторяя операции. Вмешательство человека здесь необходимо только для пуска и остановки машины. Машина-полуавтомат выполняет работу без участия человека в течение только одного цикла запрограммированных ее конструкцией операций. Для повторения этого цикла требуется вмешательство человека. Машины, выполняющие работу с постоянным участием человека, 0тно сятся к машинам с неавтоматизированным управлением.’
Системы автоматического управления машинами выполняют программы, составленные для непрерывно повторяющихся рабочих циклов. Поэтому машины, работающие в условиях непрерыв-но и незакономерно изменяющихся рабочих условий, не имеют как правило, автоматического управления, так как эти непрерывно изменяющиеся условия не могут быть заранее предусмотрены и запрограммированы. Тем не менее в ряде случаев, даже для таких машин, помимо ручного управления, предусматривается также и автоматическое, которое может быть использовано в процессе эксплуатации при благоприятных условиях.
Так, на самолетах и кораблях, помимо ручного управления, применяются системы автоматического управления для удержания их на заданном курсе (пути следования) без участия человека.
В случаях, когда управляющий машиной человек не может находиться в зоне работы машины, применяют дистанционное управление по проводам или радио. Следящие системы управления реагируют на изменение эксплуатационных условий и рабочих ситуаций в ходе производственного процесса и подают сигналы на механизмы управления машиной. Например, эхолот может подавать команду об изменении курса корабля на исполнительные механизмы управления при появлении на курсе преград, столкновение с которыми опасно (подводные скалы, айсберги и т. д. ). Следящие системы позволяют автоматизировать управление машинами с непрограммной работой.
Эти системы находят применение в конструкциях автономных движущихся машин, оснащенных обучающимся электронным устройством и автоматически выполняющих с помощью механической руки различные операции. Такие машины известны под названием роботов. Роботы отличаются от обычного автоматического устройства наличием механической памяти, благодаря которой они «обучаются» рабочим операциям, а также способностью управлять своими движениями и при необходимости их корректировать. Робот не только принимает внешние сигналы, согласно которым он выполняет различные команды, но и способен сам вырабатывать сигналы управления различными устройствами.
«Обучение» робота заключается в неоднократном прохождении вручную осваиваемого рабочего процесса, вследствие чего этапы процесса регистрируются в механической памяти. Таким же образом робот может быть «переучен» на выполнение другого процесса, так как при многократном повторении вручную нового процесса прежние команды стираются в его памяти специальными устройствами.
Роботов используют для работы, являющейся утомительной, неприятной, однообразной и опасной для человека.
В Японии создана «Ассоциация промышленных роботов», изготовляющая более друхсот моделей роботов («механических людей»), Роботы 17 типов распространены в США. На автомобильном заводе фирмы «Дженерал Моторс» в городе Лордстаун три десятка роботов исполняют обязанности сварщиков. Почти полторы сотни роботов трудятся на заводах Швеции (в кузнечных, литейных и сборочных цехах).
Роботы первого поколения снабжены лишь одним манипулятором, неподвижны и не способны перемещаться за обрабатываемым изделием, память у них несовершенна — позволяет лишь повторять определенный цикл манипуляций рабочим инструментом в соответствии с заложенной программой.
В ближайшее время появятся роботы следующих поколений, отличающиеся от роботов первого поколения большим конструктивным совершенством. Предполагается, что эти роботы будут снабжены большим числом манипуляторов, способных выполнять функции рук и ног. Кроме того, эти роботы будут снабжены телекамерами, позволяющими воспринимать зрительные образы окружающей обстановки и звукоприемными устройствами. Звукоприемные устройства и телекамеры, связанные с вмонтированной в «туловище» робота ЭВМ с электронной памятью, позволят по воспринимаемым сигналам вызывать в электронной памяти соответствующие указания по выполнению действий робота в конкретных ситуациях.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автоматизация управления современными машинами"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы