ЗАЗ-1102 “Таврия” представляет собой принципиально новое поколение автомобилей, качественный скачок в развитии отечественного автомобилестроения и играет такую же роль, как в свое время автомобиль ЗАЗ-965 “Запорожец”.
Выпуск принципиально новой модели автомобиля “Таврия” – это не просто замена одной модели на другую. Это прежде всего внедрение в производство прогрессивных технологических процессов, освоение новых материалов, установка нового оборудования и новых автоматических линий, соответствующих современному техническому уровню.
Переход на производство переднеприводного автомобиля – это тенденция развития автомобилестроения всего мира, связанная в первую очередь с минимальным расходом топлива.
Работа над “Таврией” началась на заводе задолго до ее производства. Год за годом проектировали и готовили экспериментальные партии автомобилей с передними ведущими колесами. Их всесторонние испытания, тщательный анализ зарубежных аналогов, многочисленные изменения в конструкции и технологии позволили окончательно уточнить все компоновочные решения и их взаимосвязь. В конечном счете создана машина, которая, с одной стороны, отвечает жестким требованиям эксплуатации в нашей стране, а с другой, рассчитана на конкурентоспособность на мировом рынке.
При разработке автомобиля и его доводке самое серьезное внимание уделялось ее надежности и долговечности, технологичности, безопасности, экономичности и минимальной трудоемкости при техническом обслуживании.
Первая партия автомобилей ЗАЗ-1102 “Таврия” сошла с конвейера в 1987 г. Базовая модель ЗАЗ-1102 постепенно обрастает модификациями. Ее дополняют три модификации с ручным управлением для инвалидов. Намечено также выпускать автомобили в комплектации “норма”, которая отличается от исполнения “стандарт” тканевым ковром на полу салона и сиденьями с комбинированной обивкой. Для “нормы” предусмотрена установка подголовников передних сидений, очистителя и омывателя заднего стекла, блок фар, иной облицовки радиатора и молдингов на боковинах кузова. Предполагается также модификация для бензина А-76.
В истории Запорожского ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени автомобильного завода “Коммунар” немало страниц, связанных с началом освоения и выпуска новых автомобилей, их модернизацией и обновлением.
В 1960 г. на вновь созданном автомобильном производстве с конвейера сошел самый маленький в Советском Союзе микролитражный автомобиль “Запорожец” модели ЗАЗ-965 с двигателем воздушного охлаждения мощностью 23 л. с. В последующие годы завод совершенствовал первоначальную конструкцию, а с 1962 г. началось производство автомобиля модели ЗАЗ-965 с двигателем мощностью 27 л. с.
С 1967 г. заводом освоен выпуск моделей ЗАЗ-966 и -966В с новыми габаритными размерами и формой кузова, на которые устанавливались двигатели мощностью соответственно 40 и 30 л. с.
В результате дальнейшей модернизации автомобиля в 1971 г. завод приступил к серийному производству моделей ЗАЗ-968 с двигателем мощностью 40 л.с. Дальнейшие работы по модернизации автомобиля привели в 1974 г. к созданию автомобиля модели ЗАЗ-968А.
В 1979 г. начат выпуск автомобиля “Запорожец” модели ЗАЗ-968М.
В настоящем издании отражена конструкция автомобиля ЗАЗ-1102 по состоянию на 1 апреля 1988 г. В конструкцию автомобиля вносятся и будут вноситься изменения, направленные на улучшение его потребительских качеств, повышение надежности и технологичности. Они будут отображены при последующих переизданиях книги.
Автомобиль ЗАЗ-1102 “Таврия” является новой моделью второй группы особо малого класса, принципиально отличающейся от своих предшественников. Новой не только потому, что каждая ее деталь иная, чем у ЗАЗ-968М, а по компоновке и важнейшим техническим решениям.
Переднеприводная (переднемотор-ная) схема, более современная пришла на смену заднеприводной, заднемоторной, применявшейся ранее на всех автомобилях ЗАЗ. Силовой агрегат новой конструкции теперь размещается не в задней части кузова, а в передней и расположен поперечно в моторном отсеке. Охлаждение двигателя жидкостное вместо воздушного.
Кузов автомобиля- клиновидной формы, трехдверный, двухобъемный, типа “хэтчбек”, пришел на смену двухдверному, трехобъемному.
Автомобиль получил новое имя “Таврия” (так в древности назывался Крымский полуостров). Оно официально зарегистрировано как торговое наименование. Отныне “Запорожцы” – это модели старых поколений, “Таврия” -нового.
По сравнению с ЗАЗ-968М новая, переднеприводная схема позволила создать на ЗАЗ-1102 более просторный и комфортабельный салон, хотя новый автомобиль короче на 53 мм. Впервые примененная на автомобилях особо малого класса переднеприводная компоновка с поперечным расположением силового агрегата и передачей крутящего момента на передние колеса позволила значительно увеличить размеры пассажирского салона, иметь двухобъемное, легко трансформируемое багажное отделение в пассажирском и грузопассажирском вариантах. Сам багажный отсек у ЗАЗ-1102 – чистый, так как запасному колесу отведено место рядом с двигателем. При перевозке крупной клади заднее сиденье складывается, и полезный объем багажника возрастает.
Благодаря большим боковым дверям, боковым гнутым стеклам, передним анатомическим сиденьям с бесступенчатой регулировкой наклона спинок и большим диапазоном продольного перемещения, задним довольно широким сиденьям (автомобиль стал шире на 64 мм), обеспечены удобный вход и выход пассажиров, удобная и комфортабельная посадка и езда четырех-пяти человек.
Заметно снижен уровень шума в сйлоне, более эффективной стала система отопления (жидкостная, действует от системы охлаждения двигателя). Она обеспечивает равномерный прогрев всего салона и его стекол.
Важнейшим показателем автомобиля является его экономичность. Она достигнута прежде всего благодаря двигателю с новым процессом сгорания, высокой степенью сжатия, двухкамерным карбюратором и отключаемым вентилятором в системе охлаждения. Сказались здесь и сниженная по сравнению с ЗАЗ-968М новая конструкция шин и пятиступенчатая коробка с ускоряющей высшей передачей, более совершенная аэродинамическая форма кузова. При езде по условному городскому циклу и на скорости 90 км/ч ЗАЗ-1102 на 30 % экономичнее. Новая модель также быстрее разгоняется.
Благодаря передним ведущим колесам у “Таврии” намного выше курсовая устойчивость. В целом заметно улучшились характеристики управляемости, особенно на скользких дорогах. Привод на передние колеса создает основу для более безопасного управления автомобилем. Именно эта особенность и способствовала развитию и распространению переднеприводных автомобилей.
Из элементов активной безопасности главные – двухконтурный привод тормозов с диагональной схемой трубопроводов, передняя подвеска с отрицательным плечом обкатки колес (5 мм). Пассивная безопасность обеспечена конструкцией кузова. Как показали испытания по специальной методике, она поглощает энергию удара при аварии и сохраняет заданное пространство в салоне при ударах спереди, сзади и с боков. Испытание лобовым ударом о неподвижное препятствие выявило, что ветровое стекло остается в проеме, а двери не открываются. Кроме этого, автомобиль оборудован инерционными ремнями безопасности, мягкой обивкой стоек кузова, энергоемкими бамперами из ударопрочной пластмассы, травмобезопасной рулевой колонкой и трехслойным ветровым стеклом. Топливный бак вынесен в защищенную от ударов зону над задней осью.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автомобиль ЗАЗ-1102"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы