Назначение шин
Пневматические шины выполняют следующие функции:
— воспринимают и передают на поверхность дороги нагрузку от массы автомобиля;
— смягчают толчки и поглощают удары, воспринимаемые автомобилем от неровностей дороги;
— обеспечивают сцепление колес с поверхностью дороги.
Классификация шин
Автомобильные шины классифицируются по применению и конструктивным признакам.
В зависимости от применения шины под разделяются на шины для легковых автомобилей — «легковые» и шины для грузовых автомобилей — «грузовые».
В зависимости от конструктивных особенностей шины делятся:
— по способу герметизации: на камерные и бескамерные;
— по конструкции каркасам на диагональные и радиальные;
— по постоянству внутреннего давления: на шины с постоянным давлением и шины с регулируемым давлением;
— по форме профиля: на шины обычного профиля, широкопрофильные, арочные, пневмокатки;
— по типу рисунка протектора: на шины с дорожным рисунком протектора, с рисунком повышенной проходимости, с универсальным рисунком и с карьерным рисунком,
Камерные и бескамерные шины
Камерная шина, кроме покрышки, имеет камеру с вентилем и ободную ленту (преимущественно у грузовых автомобилей).
Бескамерная шина по внешнему виду близка к камерной шине. Вместо камеры на внутреннюю поверхность покрышки нанесен герметизирующий слой резины с низкой газопроницаемостью толщиной 2,0—3,0 мм. На бортах шины имеется уплотняющий резиновый слой, обеспечивающий герметичность в местах прижатия бортов шины и обода колеса. Бескамерная шина монтируется на воздухонепроницаемый обод. Вентиль герметично закреплен на двух резиновых уплотняющих шайбах в соответствующем отверстии обода.
Преимуществом бескамерных шин по сравнению с камерными является повышение безопасности движения, так как внутренний герметизирующий резиновый слой в случае прокола шины не вызывает резкого падения давления воздуха в шине.
Шины типа Р и PC
В отличие от диагональных шин, которые имеют диагональное расположение нитей корда в каркасе, шины типа Р и PC (радиальные шины) имеют радиальное расположение нитей корда. Число слоев корда в каркасе у шин типа Р и PC несколько меньше, чем в каркасе диагональных шин.
Шины типа PC отличаются от шин типа Р наличием съемных протекторных колец. Протекторные кольца устанавливаются в гнезда каркаса. При заполнении шины воздухом ее наружный диаметр увеличивается и тем самым обеспечивается плотная посадка колец на каркас. Однако ввиду возможного соскакивания съемных колец протектора при движении на больших скоростях и при езде по плохой дороге с пониженным внутренним давлением воздуха в шине, применение шин типа PC ограничено.
По сравнению с диагональными. радиальные шины обладают большей грузоподъемностью и меньше нагреваются при движении автомобиля.
Шины для легковых и грузовых автомобилей
Шины для легковых автомобилей устанавливаются на легковые автомобили и легкие грузовые автомобили. Эти шины монтируются на глубокие ободы с диаметром 13, 14 и 15 дюймов (330, 355 и 380 мм).
Легковые шины не имеют ободной ленты, так как при монтаже шин на глубокий обод исключается возможность защемления камеры бортами покрышки.
Шины для грузовых автомобилей устанавливаются на грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и автоприцепы. Грузовые шины имеют внутренний диаметр от 15 дюймов (380 мм) и выше. Эти шины монтируются на разборные ободы, кроме грузовых бескамерных шин малых и средних размеров, которые монтируются на глубокие неразъемные ободы.
Шины, повышающие проходимость автомобилей
На грузовых автомобилях, работающих на дорогах с низким качеством покрытия и в условиях бездорожья, применяются шины, повышающие проходимость автомобилей. К этим шинам относятся:
— арочные шины, устанавливающиеся на задние автомобиля на специальные обода вместо двух колес с обычным шинами.
Пневмокатки применяют на автомобилях, эксплуатирующихся в особо тяжелых условиях. Высокая эластичность, низкое внутреннее давление воздуха обеспечивают малое удельное давление пневмокатка на грунт.
Маркировка шин
Размеры и маркировка шин проставляются на боковой поверхности шины.
Основными размерами, характеризующими шину, являются: ширина профиля В, посадочный диаметр d, высота Я, наружный , диаметр D. Размер шин обозначают в виде сочетания двух размеров End.
Размер диагональных шин для грузовых автомобилей приводят в миллиметрах. В скобках. указывают размер в дюймах, например 240—508 (8.25—20).
Радиальные шины, помимо цифрового обозначения, имеют индекс Р ®. Например, 240—508Р (8,25 R 20).
Размер диагональных шин для легковых автомобилей обозначают в дюймах, а в скобках приводят размер в миллиметрах, например 6,45—13 (165—330). Радиальные шины обозначаются следующим образом: 165R13 (165—13Р), где размер В дан в миллиметрах, а размер d — в дюймах.
Шины со съемными протекторными кольцами имеют буквенный индекс PC, например 260—508РС.
Размеры специальных типов шин обозначаются в миллиметрах. Размеры арочных шин обозначают двумя числами D и В, например 1140X700. Размеры пневмокатков обозначают сочетанием DxBxd,
например 1200 X1200X500. Размеры широкопрофильных шин обозначают сочетанием DXB—d, например 1200 X Х500Х—508.
Кроме обозначения размеров, в маркировке шин указывают норму слойности, пред-приятие-изготовитель, месяц и год выпуска, порядковый номер. На шинах с направленным рисунком протектора стрелкой указано направление ее вращения. На бескамерных шинах ставится надпись «Бескамерная». Например, обозначение Я1У78245137 указывает, что шина выпущена Ярославским шинным заводом в апреле 1978 г. по дсерийным номером покрышки 245137.
Нормы пробега
Нормы гарантийного пробега шин, выпускаемых в СССР, установлены государственными общесоюзными стандартами.
Шины радиальные с текстильным брекером для грузовых автомобилей. Для шин 6f 15—13(155—330) гарантийный пробег Для шин 5,20—13(130—330) гарантийный пробег Для шин 300—508(11,00—20) с нормой слойности 16, эксплуатируемых на автобусах Икарус-180, гарантийный пробег.
Эти нормы пробега могут быть снижены в следующих случаях:
— для автомобилей, постоянно используемых как тягачи, автомобилен, загружаемых из бункеров или экскаваторами, автомобилей, работающих на строительстве, на вывозке химикатов и нефтепродуктов, на 15%;
— для грузовых автомобилей, постоянно работающих на горных дорогах, на 10% (для автобусов — на 15%);
— для автомобилей, -эксплуатируемых в каменных, угольных, рудных карьерах и лесозаготовках, на 30%.
Монтаж шин
Монтаж и демонтаж шин следует проводить с применением специального оборудования, приспособлений и монтажного инструмента.
Перед тем как монтировать шины, необходимо проверить состояние ободов. Обод должен быть чистым и иметь правильную форму. Обода, имеющие ржавчину, зачищают и окрашивают. При монтаже камерных шин предварительно проверяют состояние внутренней поверхности покрышки и, убедившись в отсутствии застрявших металлических предметов, а также трещин и складок, припудривают ее тальком.
Монтаж шины на глубокий обод выполняют следующим образом.
Положив колесо вентильным отверстием вверх, кладут на него покрышку так, чтобы ее номер был наверху. Монтажными лопатками заправляют нижний борт покрышки, вводя его в углубленную среднюю часть обода. Введя вентиль камеры в вентильное отверстие, закладывают камеру в покрышку. Чтобы камера расправилась, ее слегка подкачивают (при этом вентиль не должен иметь перекосов). Затем заправляют верхний борт покрышки в обод, начиная со стороны, противоположной вентилю. По окончании монтажа покрышки на обод накачивают камеру до требуемого давления, затем выпускают воздух и вторично накачивают камеру. Это обеспечивает правильное положение камеры в покрышке.
В дорожных условиях при демонтаже шин часто трудно отделить борта покрышки от обода. В таких случаях на покрышку, с противоположной вентилю стороны, устанавливают домкрат и поднимают им автомобиль. При этом борт покрышки отделяется от обода. Для отделения другого борта колесо переворачивают и повторяют вышеуказанную операцию.
Снятие покрышки с помощью монтажных лопаток выполняется в такой последовательности. Выпускают из шины воздух, затем снимают один борт покрышки, выталкивают вентиль камеры из вентильного отверстия и вынимают камеру. После этого, сдвинув один борт в углубленную часть обода, снимают с него другой борт.
Монтаж бескамерных шин производится подобным образом. Однако накачивание бескамерной шины требует предварительного создания герметичности внутренней полости шины. Для этого борта шины должны быть насажены на полки обода. Для этого шину обжимают специальной стяжной лентой. Обжатую шину накачивают при вывернутом золотнике до двойной нормы внутреннего давления. Это обеспечивает правильную посадку бортов шины на полки обода.
Затем снимают стяжную ленту, ввертывают золотник и снижают давление до установленной нормы. Для облегчения монтажа бескамерных шин их борта, полки и закраины обода нужно протереть влажной тряпкой.
Работы по монтажу и демонтажу шин очень трудоемки и требуют затраты больших физических усилий. Для облегчения этих работ на автотранспортных предприятиях имеются специальные стенды.
Для монтажа и демонтажа шин легковых автомобилей рекомендуется использовать стенд модели Ш-501-М, а для монтажа и демонтажа шин грузовых автомобилей — стенд модели Ш-509 (стенды производства Р/О Росавтоспецоборудование),
Контроль давления воздуха в шинах<.b>
В шинах должно поддерживаться давление воздуха, рекомендованное предприятиями-изготовителями автомобилей в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин. Нельзя допускать отклонения от установленных норм давления более чем на 0,1 кгс/см2 для легковых автомобилей и более чем на 0,2 кгс/см2 для грузовых автомобилей и автобусов.
Замерять внутреннее давление воздуха следует в полностью остывших шинах ручным манометром, правильность показаний которого необходимо периодически сверять с контрольным манометром.
Замер и доведение до нормы внутреннего давления воздуха в шинах должны выполняться при каждом техническом обслуживании. автомобилей (ТО-1 и ТО-2). В период между проведением технического обслуживания внутреннее давление воздуха в шинах должно проверяться на контрольно-пропускном пункте согласно графику, составленному на автопредприятии. При-необходимости давление доводится до нормы.
Нагрузка
Во избежание преждевременного износа шин в процессе эксплуатации автомобиля следует не допускать перегрузки шин, не загружать автомобиль сверх установленной предприятием-изготовителем грузоподъемности, равномерно распределять груз в кузове, не допускать движения автомобиля со спущенной шиной.
Вождение автомобиля
Неумелое или небрежное вождение автомобиля вызывает резкое сокращение срока службы шин.
В целях сохранения шин водитель при движении автомобиля обязан:
— избегать резкого трогания с места, движения с большой скоростью на поворотах, частого резкого торможения; объезжать предметы, могущие повредить шины}
— на неудовлетворительных участках дороги, на железнодорожных переездах снижать скорость движения;
— немедленно остановить автомобиль, если его повело в сторону; продолжать движение можно, только убедившись в том, что ни одна из шин не является спущенной;
— не допускать езды с открытыми бортами кузова; не подъезжать вплотную к краю тротуара,, так как при этом могут быть повреждены боковины покрышек;
— не допускать длительного буксования автомобиля при его застревании;
— пользоваться цепями противоскольжения только для преодоления труднопроходимых участков пути.
Уход за шинами
Водитель обязан эксплуатировать шины в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин.
Перед тем как выехать в рейс, водитель должен:
— проверить техническое состояние шин;
— убедиться, что не произошло падения давления воздуха в шинах и при необходимости довести его до установленных пределов.
Во время остановок водитель должен осмотреть шины и удалить застрявшие между ними предметы.
При втором техническом обслуживании автомобиля (ТО-2) тщательно осматривают и при необходимости перестанавливают шины по схемам, приведенным на рис. 63. На автопредприятиях должен вестись учет перестановки шин.
Путевой ремонт шин
Камерные шины. При отсутствии запасной камеры поврежденная камера может быть отремонтирована двумя способами: горячей вулканизацией и холодным способом.
Ремонт камер методом горячей вулканизации производится в шиноремонтных цехах автотранспортных предприятий или в специальных шиноремонтных мастерских.
Путевой ремонт камер с мелкими повреждениями (проколы, по резы длиной до 15 мм) может быть выполнен с помощью электро вулканизатора. Поврежденное место тщательно зачищается метал лической щеткой, крупной наждачной бумагой и на него наклады вается заплата из сырой резины. Размер заплаты должен быть таким чтобы все ее края отстояли пт места повреждения не менее upm на 15 мм. К заплате прикладывается нагревательный элемент электровулканизатора и плотно прижимается к камере струбциной (рис.64). Чтобы сырая резина не пристала к поверхности нагревателя, на заплату сверху нужно наложить лист бумаги или целлофана. Время нагрева не менее 20 мин.
Ремонт камер холодным способом производится с применением резинового клея и заплат из вулканизированной резины. Такой ремонт можно применять лишь в исключительных случаях для того, чтобы доехать до гаража, поскольку приклеенные заплаты из-за нагрева шин со временем отстают.
Для проведения ремонта шин в пути в комплекте шоферского инструмента должна быть автоаптечка с необходимыми принадлежностями.
Поврежденные в пути покрышки можно отремонтировать холодным способом с использованием резиновых грибков, манжетов или пластырей.
При проколах грибки вводят в покрышку, используя приспособление со съемным наконечником. Предварительно место вокруг прокола зачищают металлической щеткой, смазывают резиновым клеем и просушивают.
Таким же образом обрабатывается поверхность ножки и нижняя поверхность шляпки грибка.
При обнаружении сквозных прорезов или разрывов покрышки ее можно отремонтировать путем установки манжет или наложении пластырей.
Бескамерные шины. Поврежденную бескамерную шину можно отремонтировать без демонтажа ее с обода. Если прокол не более 3 мм, то он устраняется введением в отверстие прокола пасты посредством шприна.
Если проколы более значительные, то ремонт производится с помощью установки полых рифленых пробок, которые вводят в отверстие прокола посредством специального стержня со ступенчатым концом.
Операцию по установке пробки выполняют следующим образом. Удаляют предмет, проколовший шину, прочищают отверстие рифленой частью ступенчатого стержня. Затем шприцем вводят в отверстие пасту и вставляют пробку, предварительно надетую на ступенчатый стержень.
Диаметр пробки должен быть в 1,5—2 раза больше диаметра прокола. После этого удаляют ступенчатый стержень и срезают выступающую часть рифлёной пробки на расстоянии 2—3 мм от поверхности шины.
Повышение сцепных качеств шин
Шины с зимним рисунком протектора. Для улучшения сцепления шин с поверхностью дороги, покрытой снегом, льдом или слоем грязи, применяются шины со специальным рисунком протектора, полу, чившие название шин с зимним рисунком протектора.
Шины с зимним рисунком протектора характеризуются шашечными элементами различной формы, которые разделены множеством канавок. Выступы рисунка протектора рассечены щелевидными канавками разнообразной формы. По краям беговой дорожки имеют-’ ся широкие выемки, которые очищают рисунок от снега или грязи.
Глубина рисунка у зимних шин несколько больше, а площадь выступов меньше, чем у шин с дорожным и универсальным рисунком протектора.
Рисунки протектора зимних шин для грузовых и легковых автомобилей сходны по внешнему виду, но шины для грузовых автомобилей имеют меньше щелевидных канавок и более крупные элементы.
Шины с зимним рисунком протектора должны эксплуатироваться только в зимний период и частично весной и осенью, так как на сухих твердых поверхностях дорог срок службы этих шин резко снижается.
Однако применение шин с зимним рисунком протектора ухудшает устойчивость автомобиля при езде по дороге, поверхность которой покрыта укатанным снегом или льдом.
Шины противоскольжения. Для повышения сцепных качеств шин при движении автомобиля по дороге, покрытой льдом или плотно укатанным снегом, применяются металлические шипы, которые получили название шипов противоскольжения. Шипы противоскольжения вставляют в протектор шин с зимнихм рисунком протектора.
Шип состоит из тонкого стержня и стальной оболочки с фланцем, который служит для удерживания шипа в отверстии протектора. Стержень шипа изготовлен из твердого карбидо-вольфрамового сплава, что уменьшает его износ. Он выступает над оболочкой на i,2—1,5 мм. Шипы противоскольжения выпускаются диаметром 8—15 мм длиной 10—30 мм. В зависимости от размера шин, глубины рисунка протектора и грузоподъемности шин, шииы соответствующей длины и диаметра вставляют в протектор с помощью специального приспособления.
Шипы противоскольжения применяются для шин как легковых, так и грузовых автомобилей.
Ошипованные шины должны устанавливаться на все колеса автомобиля.
При эксплуатации автомобиля на шинах с шипами противоскольжения нужно иметь в виду, что ошипованные шины не дают никаких преимуществ по сравнению с неошипованными при езде по дорогам, покрытым рыхлым снегом, и при движении по дорогам с твердым покрытием, не имеющим ледяной или снежной корки, шипы ухудшают сцепление шин с дорогош
Во избежание преждевременного выпадания шипов следует избегать резкого трогания и резкого торможения автомобиля.
Ошиповка шин
Ошиповка шин производится с помощью пневматического пистолета. Предварительно дрелью со спиральным сверлом высверливают отвертя в выступах рисунка протектора. Диаметр отверстия должен быть вдвое меньше диаметра шипа. Благодаря этому обеспечивается плотная посадка ши-па~ в протекторе. Головка пневматического пистолета расширяет отверстие в протекторе и в него вставляется под давлением шип. После выемки головки пистолета расширенное отверстие сужается и плотно облегает шип. Количество шипов противоскольжения не должно превышать 200 шт. на одну шину. Шипы размещают по краям беговой дорожки. Цепи противоскольжения. Для преодоления труднопроходимых участков пути пользуются цепями противоскольжения, которые предотвращают буксование колес. Цепи противоскольжения подразделяются на мелкозвенчатые и траковые.
Мелкозвенчатые цепи рекомендуется применять при движении по влажным грунтам, на размокших или мягких грунтовых дорогах.
При установке цепей противоскольжения необходимо достигнуть правильного их натяжения. Цепь будет натянута правильно, если после установки среднюю часть поперечной цепи можно рукой, перемещать на 10—20 мм по окружности щины.
Во избежание нарушения распределения нагрузок на колеса запрещается надевать цепи противоскольжения на одно из сдвоенных колес.
Траковые цепи противоскольжения применяют при движении по мягким грунтам. Траки соединяют между собой обычными цепями.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автомобильные пневматические шины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы