Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариат Всесоюзного. Центрального Совета Профессиональных Союзов постановлением от 14 декабря 1972 г. № 322/34 утвердил Типовое положение об оплате труда и премирования рабочих автомобильного транспорта, а также транспортно-экспедипионного обслуживания и погрузочно-разгрузочных работ системы автомобильного транспорта.
Это типовое положение распространяется на рабочих автомобильного транспорта всех предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности.
Тарифные ставки
Для водителей, работающих на автомобилях, установлены следующие часовые тарифные ставки при 7-часовом рабочем дне:
а) для водителей 3-го класса, работающих на грузовых автомобилях (в том числе специализированных и специальных);
б) для водителей 3-го класса, работающих на легковых автомобилях (в том числе специальных);
в) для водителей 2-го класса, работающих на автомобилях скорой медицинской помощи и на легковых оперативных автомобилях, оборудованных специальным звуковым сигналом (типа «сирена»), дающим право водителю при выполнении задания допускать в установленном порядке отклонения от правил движения;
г) для водителей 2-го класса, работающих на автобусах (в том числе специальных).
Для водителей грузовых автомобилей на время работы в технологическом процессе на открытых горных работах, на вскрышных работах и на добыче угля, сланца, руды, нерудных материалов, огнеупорного сырья, флюсов и закладочных материалов для основного производства угольной, сланцевой, металлургической и химической промышленности, для водителей грузовых автомобилей, работающих на вывозке угольного шлама из шламовых отстойников, древесины на лесозаготовках, на перевозке сажи, взрывчатых и радиоактивных веществ, тарифные ставки повышаются на 15%.
Для водителей автомобилей, работающих в Москве и Ленинграде, тарифные ставки (кроме водителей, работающих на междугородных перевозках), повышаются на 10%.
Водителям, работающим на автомобилях II и III групп, имеющих специальное оборудование и механизмы, тарифные ставки установлены с учетом совмещения работ по управлению этим оборудованием и механизмами.
Мелкие работы по устранению возникших в пути эксплуатационных неисправностей, не требующих разборки механизмов автомобиля, входят в обязанность водителя и особой оплате не подлежат. При наличии подтверждающего документа о выполнении водителем работ в пути по разборке механизмов автомобиля и устранению неисправностей его труд оплачивается по установленной тарифной ставке за фактически отработанное время.
Особые случаи определения тарифных ставок
Размеры тарифных ставок водителей автомобилей определяются исходя из параметров и назначения автомобиля, указанных заводом-изготовителем в технической характеристике автомобиля.
При этом тарифные ставки устанавливаются для водителей, работающих;
— на бортовых автомобилях и автомобилях-самосвалах в зависимости от грузоподъемности этих автомобилей (при работе этих автомобилей с прицепами грузоподъемность прицепов не учитывается);
— на балластных и седельных автомобилях-тягачах, предназначных для буксировки прицепов и полуприцепов, в зависимости грузоподъемности буксируемого прицепа или полуприцепа (без та грузоподъемности второго прицепа или полуприцепа);
— на автомобилях-тягачах с прицепами-роспусками (лесовозах трубовозах и т. д.), для которых технической характеристикой установлена общая грузоподъемность автомобиля вместе с прицепом^ по общей грузоподъемности, а на бортовых автомобилях с прицепа, мироспусками — по грузоподъемности бортовых автомобилей;
— на других специализированных (цистернах, фургонах и т. д.) специальных автомобилях в зависимости от грузоподъемности базовых автомобилей, на шасси которых смонтированы специальные установки и оборудование. При работе этих автомобилей с прицепами грузоподъемность прицепов не учитывается;
— на автопогрузчиках — по грузоподъемности автопогрузчика на вилах, а на автокранах — грузоподъемностью, превышающей грузо-подъемность базового автомобиля — по грузоподъемности крана; на ассенизационных автомобилях и автомобилях-мусоровозах — по грузоподъемности базовых автомобилей с учетом веса дополни-тельного оборудования, а на автомобилях-рефрижераторах — с учетом веса холодильной установки;
— на снегопогрузчиках и роторных снегоочистителях, не имеющих грузоподъемности — по полному весу этих автомобилей;
— на автомобилях, имеющих различную грузоподъемность для различных дорог в зависимости от высшей грузоподъемности;
— на газобаллонных и газогенераторных автомобилях, оборудованных для работы на различных видах топлива — по соответствующей группе пропорционально времени, отработанному на данных видах топлива;
— на легковых автомобилях и автобусах с переоборудованными сиденьями и специальным оборудованием — по литражу двигателя легкового автомобиля и габаритной длине автобуса.
В случаях, когда завод или АТП совершенствуют подвижной состав с увеличением грузоподъемности, габаритов или рабочего объема двигателя с внесением соответствующих изменений в техническую характеристику автомобилей, тарифная ставка водителю увеличивается по новой паспортной характеристике.
Система оплаты труда
Системы оплаты труда — сдельная, повременная, повременно-премиальная отдельных групп рабочих автотранспортных предприятий устанавливается руководителями предприятий по согласованию с комитетами профессиональных союзов.
Для водителей грузовых автомобилей устанавливается, как правило, сдельная система оплаты труда с применением Единых норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельных расценок для оплаты труда водителей -автомобилей. В случаях, когда по условиям работы не представляется возможным или нецелесообразным применять для этих водителей сдельную оплату труда, устанавливается повременная или повременно-премиальная системы оплаты труда.
В тех случаях, когда грузовые автомобили следуют по условиям кй без груза, водителям, обеспечивающим перевозку грузов перев наПравлении, оформленную через организации авто-
Для водителей легковых автомобилеи-такси руководители пред-пиятий по согласованию с комитетами профсоюза могут применять леаьную систему оплаты труда по расценкам с рубля выручки за платный пробег, за оплаченный простой автомобиля, находящегося в распоряжении пассажира, и за посадку пассажиров.
Для водителей автобусов, легковых автомобилей служебного пользования, специальных автомобилей применяется, как правило, повременная или повременно-премиальная оплата труда. Оплата труда водителей-повременщиков, которым установлен ненормированный рабочий день, производится по месячной тарифной ставке, исчисленной путем умножения часовой тарифной ставки на среднемесячную норму рабочего времени (173,1 ч), а при неполном месяце работы — по дневным тарифным ставкам, исчисленным путем деления месячной тарифной ставки на количество рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц.
При направлении водителей с автомобилями в дальние рейсы руководители АТГ1 устанавливают им задания по времени на движение и стоянку автомобилей исходя из действующих норм времени на погрузку и разгрузку, расчетных норм пробега автомобилей, расстояния перевозки и заданного режима работы водителей. Время, установленное заданием, учитывается как рабочее. Оплата труда за это время производится: водителям-повременщикам — по часовым тарифным ставкам, водителям-сдельщикам — по сдельным расценкам за выполненный объем работы.
В случае перевода водителей на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в связи с производственной необходимостью на срок до 1 мес. оплата их труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Такой перевод допускается лишь в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.
Перевод должен быть оформлен в установленном порядке с указанием причин перевода.
Надбавка за классность за время, оплаченное по тарифным ставкам ремонтных рабочих, водителям не выплачивается и доплата им за ненормированный рабочий день не производится.
Водителям автомобилей устанавливается подготовительно-заключительное время продолжительностью 18 мин в смену для выполнения необходимых работ перед выездом автомобилей и по возвращению их в АТП. Оно включается в их рабочее время и учитывается при установлении графиков работы водителей на «пинии.
Подготовительно-заключительное время предназначено для выполнения следующих работ.» заправки автомобилей топливом, смазочными материалами и водой, оформления путевых документов сдачи выручки, пуска двигателя, осмотра, проверки технического со! стояния и приема автомобилей, постановки автомобилей на установ. ленное место.
Надбавки и доплаты
Надбавка за классность. Водителям автомобилей (в том числе в специальных) выплачивается ежемесячная надбавка за классность в следующих размерах (в процентах от установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время):
— работающим на автобусах, автомобилях скорой медицинской! помощи и легковых оперативных автомобилях, оборудованных специальным звуковым сигналом, водителям 1-го класса— 15;
— работающим на грузовых и легковых автомобилях, водителям 2-го класса— 10 и водителям 1 класса — 25.
Доплата за руководство бригадой. Водителям, не освобожденным от основной работы, производится доплата за руководство f бригадой: при составе бригады 5—10 чел.— 10% и свыше 10 чел.— 15% тарифной ставки за отработанное время при условии выполнения бригадой установленных месячных заданий.
Доплата водителям за совмещение ими обязанностей грузчика. При перевозке грузов, погрузка и выгрузка которых требует большого физического напряжения, допускается с согласия водителей совмещение ими обязанностей грузчика с оплатой этой работы по сдельным расценкам, установленным для грузчиков, или им производится доплата в размере до 30% соответствующей тарифной ставки высвобождаемого грузчика.
Доплата за работу в сверхурочное время. Водителям автомобилей (как сдельщикам, так и повременщикам) доплата за работу в сверхурочное время производится в размере 37,5% установленной им тарифной ставки за первые 2 ч сверхурочной работы и в размере 75% этой тарифной ставки за последующие часы.
Доплата водителям за совмещение обязанностей кондуктора. Водителям автобусов при работе без кондукторов устанавливается доплата в размере 3% от общей суммы сданной ими выручки за проданные билеты, абонементные книжки, месячные билеты.
Доплата за ненормированный рабочий день. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, доплачивают на ненормированный рабочий день в размере 15—25% тарифной ставки за отработанное время.
Порядок премирования
Премирование водителей грузовых, легковых автомобилей и автобусов производится за индивидуальные и коллективные результаты работы по следующим показателям:
— выполнение и перевыполнение месячного, дневного, сменного плана (задания) по перево,зкам, доходам, выручке, производитель-ностй трУДа, выполнение плана По количеству часов работы автомобилей на линии;
— улучшение эксплуатационных показателей (коэффициентов использования пробега, грузоподъемности, улучшение использования прицепов, сокращение времени простоя под погрузкой-разгрузкой и потерь линейного времени);
— снижение расходов на содержание подвижного состава;
— выполнение графика (расписания) движения для водителей маршрутных такси и графика доставки грузов для водителей грузовых автомобилей.
Для водителей автобусов регулярных линий пассажирского сообщения в качестве обязательного показателя премирования устанавливается соблюдение графика (расписания) движения.
Размеры премий, выплачиваемых водителям (за исключением премий водителям автобусов регулярных линий пассажирского сообщения общего пользования, водителям автомобилей-такси, а также водителям грузовых автомобилей, занятых в технологическом * процессе на работах, где предусмотрены более высокие предельные размеры) за счет фонда заработной платы, не должны превышать 40% сдельного заработка (для сдельщиков) или тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное время (для повременщиков).
Премии, выплачиваемые из фонда заработной платы водителям автобусов регулярных линий пассажирского сообщения общего пользования и водителям автомобилей-такси, предельными размерами не ограничиваются.
Конкретные показатели и условия премирования, а также размеры премий устанавливаются руководителем предприятия по согласованию с комитетом профсоюзов.
В случаях привлечения к административной или уголовной ответственности либо применения мер общественного воздействия за хулиганство водители могут лишаться премий в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. Лица, совершившие прогул, лишаются премии полностью или частично.
Премирование за экономию горючего. За экономию автомобильного топлива против установленных норм расхода при наличии его учета водителям автомобиля выплачивается премия: до 25% стоимости сэкономленного карбюраторного топлива и до 12% стоимости сэкономленного дизельного топлива.
Общая сумма премии, выплачиваемой одному работнику за экономию топлива, вместе с премиями, выплачиваемыми в соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 26 ноября 1965 г. № 770/35 не может превышать 0,75 месячной тарифной ставки за квартал.
За перерасход топлива сверх установленных норм по вине водителей автомобилей с них удерживается: 60% стоимости перерасходованного карбюраторного топлива и 35% стоимости перерасходованного дизельного топлива. Удержание производится в порядке, предусмотренным ст. 49 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.
Ответственность за нарушение трудовой дисциплины
За нарушение трудовой дисциплины водитель несет дисциплинарную ответственность или ответственность в общественном порядке. При нарушении действующих правил дорожного движения водитель привлекается к ответственности в административном порядке, а если нарушение правил движения привело к смерти или увечью человека — к уголовной ответственности.
К дисциплинарной ответственности водитель может быть привлечен, если он не выполнил обязанность, возложенную на него трудовым соглашением, правилами внутреннего распорядка или правилами дорожного движения. За нарушение трудовой дисциплины администрация АТП может наложить одно из следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до 3 мес, увольнение за систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором, если к водителю ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания, а также за совершение прогула без уважительных причин или появление на работе в нетрезвом виде.
Руководители АТП имеют право налагать указанные взыскания в течение 1 мес. со дня обнаружения проступка, но не позже 6 мес. со дня его совершения. В соответствии с тяжестью проступка администрация имеет право наложить любое взыскание, предусмотренное Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка, независимо от наличия у водителя взысканий за ранее совершенные проступки. За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Взыскание должно быть объявлено в приказе по АТП и сообщено под расписку водителю, на которого оно наложено.
Если водитель в течение года со дня наложения на него дисциплинарного взыскания не будет подвергнут новому взысканию, то независимо от того, был ли издан приказ о снятии взыскания, считается что он не подвергался ему.
Если водитель, на которого наложено дисциплинарное взыскание, проявляет себя как добросовестный работник, руководитель АТП имеет право издать приказ о досрочном снятии взыскания до истечения года со дня его наложения.
Привлечение к ответственности в общественном порядке заключается в обсуждении проступка и наложения общественного взыскания общественными организациями АТП или товарищеским судом.
Руководитель АТП может передать материалы о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение товарищеского суда. Возможно обсуждение проступка водителя по представлению профсоюзной организации, добровольной народной дружины, органов суда и прокуратуры, ГАП и по инициативе самого товарищеского суда.
К нарушителям трудовой дисциплины товарищеский суд может применить следующие меры общественного воздействия: обязать принести публичное извинение потерпевшему или коллективу; объявить товарищеское предупреждение; объявить товарищеское порицание; объявить общественный выговор с опубликованием или без опубликования в печати; обязать виновного возместить причиненный неправомерными действиями ущерб на сумму не свыше 50 руб.
Решение товарищеского суда является окончательным.
Решение товарищеского суда об объявлении товарищеского предупреждения, общественного порицания или общественного выговора действительно в течение года.
Если лицо, в отношении которого вынесено решение, в течение этого срока не совершит нового правонарушения, мера взыскания считается снятой.
К ответственности в административном порядке водителя привлекают сотрудники милиции при нарушении им действующих правил дорожного движения.
Нарушение правил дорожного движения может повлечь за собой предупреждение, штраф и лишение на определенный срок водительского удостоверения.
Предупреждение делается за незначительные нарушения правил дорожного движения. Для учета предупреждений сотрудник ГАИ производит просечку компостером в соответствующей графе талона предупреждений. При наличии в талоне трех просечек в течение 1 года и при последующем нарушении правил дорожного движения водителя направляют в ГАИ для сдачи экзамена по правилам дорожного движения.
За совершение в течение 1 года двух или более грубых нарушений правил дорожного движения или за грубое нарушение этих правил, которое привело к дорожно-транспортному происшествию, если это нарушение не связано с управлением транспортом в состоянии опьянения, водители лишаются права на управление транспортным средством на срок до одного года или подвергаются штрафу в размере до 30 руб.
Водители, которые в течение одного года два и более раз были задержаны за управление автомобилем без водительских прав, без установленных на автомобиле номерных знаков, а также за передачу управления транспортным средством лицам, не имеющим права на управление им, или лицам, находящимся в состоянии опьянения, подвергаются штрафу в размере до 30 руб.
За использование транспортного средства в целях личной наживы водитель лишается водительского удостоверения на срок до одного года или подвергается штрафу до 30 руб.
В случае отказа от уплаты штрафа на месте его взыскивают из заработной платы оштрафованного. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в народном суде по месту жительства водителя в течение 10 дней со дня вручения постановления. Подача жалобы приостанавливает взыскание штрафа до разрешения жалобы народным судом. Лишение водительского удостоверения производится за серьезные нарушения правил дорожного движения (управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, систематическое нарушение правил дорожного движения), а также за систематическое использование автомобиля в личных корыстных Целях.
За управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения водители подвергаются штрафу в размере 10—30 руб. и лишаются права на управление транспортным средством на срок до 2 лет.
Повторное в течение 5 лет по истечении срока лишения прав на управление транспортными средствами управление ими в состоянии опьянения влечет штраф от 10 до 50 руб. с лишением права на управление транспортными средствами на срок от 2 до 5 лет.
Указанные взыскания налагаются отделом (отделением) ГАИ или отделом внутренних дел Исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
В случае добросовестного отношения к труду и примерного поведения лица, лишенного в административном порядке права на управление автомобилем, органы, принявшие такое решение, по истечении не менее половины установленного срока могут по ходатайству администрации АТП сократить на оставшееся время срок, на который лицо было лишено этого права.
Срок лишения права на управление автомобилем исчисляется со дня принятия такого решения, а в случае уклонения водителя от сдачи водительского удостоверения — с момента фактического изъятия у него этого удостоверения.
В соответствии со ст. 211 УК РСФСР нарушение водителем правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, повлекшее смерть потерпевшего или нанесение ему тяжелого телесного повреждения, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет с лишением водительского удостоверения на срок до 5 лет или без лишения.
За те же действия, но повлекшие за собой причинение пострадавшему менее тяжкого или легкого телесного повреждения, либо причинившие существенный материальный ущерб, водитель наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или приговаривается к исправительным работам на срок до 1 года, или подвергается штрафу размером до 100 руб. с лишением права управлять транспортным средством на срок до 2 лет или без такового.
Действия водителя, предусмотренные ч. 1 ст. 211, повлекшие гибель нескольких лиц, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 15 лет с лишением права управлять автомобилем на срок до 5 лет или без такового.
Водитель, лишенный водительского удостоверения и управляющий автомобилем в состоянии опьянения, наказывается лишением свободы на срок до 1 года или приговаривается к исправительным работам на тот же срок, или подвергается штрафу в размере до 100 руб. с лишением права управлять автомобилем на срок до 5 лет.
В соответствии со ст. 127 УК РСФСР неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без серьезной опасности для себя или других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи наказывается исправительными работами на срок до б мес. или общественным порицанием, либо влечет применение мер общественного воздействия.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Оплата труда водителей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы