Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Справочник водителя

Публикация:
   Cмазочные материалы

Читать далее:




Cмазочные материалы

Масла для двигателей

Для смазки двигателей главным образом применяют моторные масла, полученные путем переработки нефтяного сырья. Кроме минеральных, в настоящее время находят применение также и синтетические моторные масла на основе эфиров, полеолефинов и т. д.

Маркировка моторных масел

Моторные масла в соответствии с новой классификацией по ГОСТ 17479—72 разделяются по своим эксплуатационным свойствам на 6 групп (А; Б; В; Г; Д и Е).

Для смазки автомобильных двигателей в основном применяют масла групп Б, В, Г и Д.

Масла группы Б предназначены для малофорсированных двигателей.

Масла группы В предназначены для применения в среднефорси-рованных двигателях.

Масла группы Г предназначены для высокофорсированных двигателей.

Масла группы Д предназначены для применения в высокофорсированных дизельных двигателях с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях.

Моторные масла имеют буквенные и цифровые обозначения, например, М-8Б1, М-10В2, М63/ЮГ1, (М — моторное масло; цифра 8 показывает уровень вязкости при 100° С в сантистоксах (сСт); буква Б указывает, что масло предназначено для малофорсированных покзателей; индекс 1 — показывает, что масло следует использовать дВИГпбюраторных двигателях. Масло М-10В2 — это моторное масло в язкостью 10 сСт При 100 °С —предназначено для использования дизельных среднефорсированных двигателях. Масло М63/ЮГ1— В тушенное моторное масло с вязкостью 10 сСт при 100 °С для всезонного использования в высокофорсированных карбюраторных двигателях.

Свойства моторных масел

Вязкость. Моторное масло обладает определенной вязкостью. Величина вязкости, как правило, выражается в единицах кинематической вязкости, которая измеряется в сантистоксах (сСт). Вязкость масла меняется с изменением температуры. С понижением температуры вязкость масла, особенно высоковязких образцов, увеличивается. Вследствие этого в зимнее время применяют менее вязкие масла (6—8 сСт при 100 °С), чем в летнее (10—12 сСт при 100 °С).

Применение маловязких масел облегчает пуск холодного двигателя, позволяет уменьшить потери мощности на трение, улучшив тем самым экономические показатели автомобиля, и обеспечивает более быстрое поступление масла ко всем трущимся деталям двигателя после его пуска.

Применение маловязких масел ограничивается температурным и нагрузочным пределом, вызывающим нарушение сплошной масляной пленки между трущимися поверхностями деталей.

Температура застывания — это температура, при которой масло теряет свою подвижность.

В зимнее время года следует применять масла, температура застывания которых не менее чем на 10° С ниже предельной температуры окружающего воздуха.

Масло не должно содержать механических примесей. Механические примеси неорганического происхождения (песок, пыль и др.) резко увеличивают износ трущихся деталей двигателя. Органические примеси способствуют образованию нагара, засоряют маслопроводы и фильтры очистки масла.

Поэтому перед заливкой моторного масла в двигатель необходимо тщательно обтереть маслозаливную горловину чистой ветошью. Заливать масло надо из чистой посуды через воронку, оборудованную грязеулавливающей защитной сеткой.

Присадки к моторным маслам

Для улучшения качества масел к ним добавляют специальные присадки. Имеются присадки, которые улучшают то или иное качество масла (загущающие, антиокислительные, моющие и др.), и присадки комплексные, которые одновременно улучшают различные свойства масел.

Загущающие присадки добавляют к маловязким маслам. Эти присадки, повышая вязкость масла при 100 °С, одновременно позволяют сохранить его вязкостные качества при изменении температуры на уровне маловязкой основы.

Антиокислительные присадки способствуют уменьшению образования смолистых соединений в масле.

Моющие присадки удерживают частицы, загрязняющие масло во взвешенном состоянии, и препятствуют их осаждению на поверхности деталей двигателя и на поверхности маслопроводящих каналов.

Антикоррозийные присадки защищают детали двигателя от корродирующего действия органических кислот, содержащихся в масле. Эти присадки образуют на поверхности металла защитную пленку, которая предохраняет его от коррозионного воздействия.

Депрессорные присадки задерживают рост кристаллов парафина в масле, вследствие чего снижается температура застывания масла. Эти присадки понижают температуру застывания на 20—30 °С.

Рекомендации по применению моторных масел

При эксплуатации автомобилей для смазки двигателей следует применять моторные масла только тех марок, которые рекомендованы заводами-изготовителями автомобилей.

Трансмиссионные масла

Масла, предназначенные для смазки агрегатов трансмиссии, называют трансмиссионными маслами.

Условия работы агрегатов трансмиссии отличны от условий работы деталей двигателя. Узлы г агрегаты трансмиссии при работе испытывают меньший нагрев, чем детали двигателя. В связи с этим трансмиссионные масла не подвергаются сильному нагреву и воздействию горячих газов. Однако при смазке зубчатых передач трансмиссионные масла испытывают значительные удельные давления, возникающие между зубьями шестерен.

Требования, предъявляемые к трансмиссионным маслам, заключаются в следующем: трансмиссионные масла должны обладать хорошими смазочными качествами, относительно большой вязкостью, достаточной липкостью (это необходимо для того,- чтобы масло удерживалось на поверхности трущихся деталей), иметь низкую температуру застывания.

Трансмиссионные масла вырабатывают из остаточных продуктов переработки нефти» которые обладают большой вязкостью.

Рекомендации по применению

Для смазки коробок передач, раздаточных коробок, главных передач (кроме гипоидных), рулевых механизмов всесезонно используется масло ТАп-15В (ТУ 38-101176-74) при температуре до —30 °С. В средней климатической зоне возможно применение масла ТСп-14 (МРТУ-38-101488—74). При температуре до —40 °С используется масло ТС-ЮОТП.

Масло для гипоидных передач грузовых автомобилей используется всесезонно в средней климатической зоне при температуре до —40 °С. В условиях Крайнего Севера при температуре до —50 °С для смазки гипоидных передач и других агрегатов трансмиссии применяется масло трансмиссионное арктическое ТСЗп-9.

Для рулевых управлений с гидроусилителем рекомендуется применять масло марки Р, которое также используется для гидромеханических коробок передач.

Для смазки коробок передач и раздаточных коробок автомобилей семейства МАЗ-500, Урал-375-377 и их модификаций, КрАЗ-255, -255В, -255Б, -258, -256Б, -257, автобуса JIA3-699 используется масло ТС-14,5 (ТУ 38-101294—72) или масло авиационное МК-22 (летом) и МС-14 (зимой), или МТ 16 п — всесезонно.

На автомобилях КамАЗ-5320, -5511, -5410 для коробок передач и ведущих мостов применяется масло ТСп-15к.

Трансмиссионные масла ТАд-17 (ТУ-38-1-274—69) или ТАд-17И (ТУ 38-101306—72) для смазкл коробок передач, главных передач и рулевых механизмов используются на автомобилях ВАЗ-2101, -21011, -2102, -2103, -2106, -2121.

Марки трансмиссионных масел и сроки их смены приведены в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Пластичные смазки

Пластичные смазки представляют собой густые смеси, состоящие из минеральных масел и загустителей. Минеральное масло составляет основную часть пластичных смазок (до 80—90%), загуститель и некоторое количество присадок составляют остальную часть пластичных смазок. В качестве загустителя используются различные мыла на металлической основе (кальциевые, алюминиевые, натриевые).

Присадки улучшают качество смазки, повышают ее стойкость против окисления, улучшают антикоррозионные, противозадирные и другие его свойства.

Пластичные смазки должны отвечать следующим требованиям.

Смазка должна быть однородной по своему составу, т. е. загуститель должен быть равномерно растворен в минеральном масле.

Смазка при нагреве не должна быстро размягчаться и преобре-тать свойства текучести, так как в этом случае возможна ее утечка через зазоры в сочленениях. Показателем температурной стойкости пластичной смазки является температура плавления (каплепаде-ния). Это температура, при которой через калиброванное отверстие специального прибора падает первая капля нагреваемой смазки.

Пластичные смазки не должны иметь в своем составе механических примесей, так как эти примеси вызывают повышенный абразивный износ деталей.

Рекомендации по применению пластичных смазок

Для смазки ходовой части и рулевого привода автомобилей используются солидолы.

Солидолы вырабатываются двух типов — жировые УС-1, УС-2(Л), УС-З(Т) по ГОСТ 1033—73 и синтетические — пресс-солидол С и СТ (смазка УСс автомобильная) по ГОСТ 4366—76.

Узлы и детали, работающие в условиях высоких температур (подшипники ступиц колес, водяного ), смазываются смазкой 1-1 Зс или 1-13ж (ГОСТ 1631—61). Для смазки этих же узлов автомобилей КамАЗ следует использовать смазку ЯНЗ-2 (ГОСТ 9432—60), автомобилей ВАЗ —смазку Литол-24 (ГОСТ 21150—75).

Листы рессор смазывают графитной смазкой УСс-А (ГОСТ 3333—-55). Подшипники промежуточной опоры карданных валов смазывают смазкой 1-1 Зс или ЯНЗ-2.

Защитные смазки используют в качестве предохраняющих от коррозии металлические поверхности. К ним относятся защитная смазка ПВК, а также жидкие консервационные смазки К-17 и НГ-203.

Нормы расхода и пути экономии смазочных материалов

При капитальном ремонте автомобиля расход смазочных материалов устанавливается в количестве, равном одной емкости масляной системы и всех точек смазки автомобиля.

Руководители автотранспортных предприятий имеют право устанавливать дифференцированные нормы расхода смазочных материалов на отдельные автомобили в зависимости от их конструктивных особенностей, технического состояния и условий работы. Однако в делом по автопредприятию нормы расхода должны оставаться в пределах общего расхода, установленного для данного хозяйства.

Экономии масел для двигателей можно добиться следующими путями:
— ежедневно осматривать двигатель, убедиться в отсутствии подтеканий масла через прокладки, сальники и соединения маслопроводов;
— следить за состоянием масляных фильтров двигателя;
— при заправке масла в двигатель не переливать его выше верхней метки маслоуказателя;
— отработавшее масло собирать в чистую тару и не смешивать его с керосином, трансмиссионными маслами и др., так как отработавшее масло может быть восстановлено путем регенерации.

Излишний расход трансмиссионных масел и консистентных смазок можно предотвратить своевременной заменой негодных сальников и прокладок.

При заправке трансмиссионных масел в агрегаты, а консистентных смазок в солидолонагнетатели следует избегать разлива масла и потерь смазки от размазывания и загрязнения.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Справочник водителя

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Cмазочные материалы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства