Система технического обслуживания определяется Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, введенным в действие приказом министра автомобильного транспорта РСФСР № 4 от 4 апреля 1972 г. Техническое обслуживание предусматривается Положением как профилактическое мероприятие, проводимое в планово-предупредительном порядке.
Основным методом выполнения контрольных работ при техническом обслуживании является диагностика. Целью диагностики при техническом обслуживании является определение действительной потребности в производстве работ, выполняемых не при каждом обслуживании.
Главное содержание системы технического обслуживания заключается в том, что все виды обслуживания осуществляются после определенного пробега подвижного состава, принудительно и в плановом порядке.
Качественное выполнение технического обслуживания в необходимом объеме обеспечивает высокую техническую готовность автомобилей и снижает потребность в ремонте.
Виды технического обслуживания. По периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ Положение подразделяет техническое обслуживание автомобилей, полуприцепов и прицепов на следующие виды:
— ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
— первое техническое обслуживание (ТО-1);
— второе техническое обслуживание (ТО-2);
— сезонное техническое обслуживание (СО).
Основным назначением ежедневного технического обслуживания является общий контроль технического состояния автомобиля, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание надлежащего внешнего вида, заправка автомобиля топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.
Основным назначением ТО-1 и ТО-2 является снижение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение отказов и неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных и других работ технического обслуживания.
Назначением сезонного технического обслуживания, проводимого 2 раза в год, является подготовка автомобилей к эксплуатации в зимнее и летнее время года. СО совмещается обычно с ТО-2 (или ТО-1),
Периодичность технического обслуживания. Технические обслуживания ТО-1 и ТО-2 выполняются через определенные пробеги, которые устанавливаются в зависимости от условий эксплуатации подвижного состава.
Контрольно-диагностические работы при техническом обслуживании и текущем ремонте автомобилей
Предварительное диагностирование позволяет сократить объем обязательных работ по техническому обслуживанию. В соответствии с Положением обязательные объемы работ ТО-1 и ТО-2 ограничиваются контрольно-диагностическими, крепежными и смазочными. Остальные работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту выполняются по потребности, выявленной при диагностировании или по заявкам.
Ежедневное обслуживание
Контрольные работы.
Путем осмотра автомобиля проверить:
— исправность кабины, кузова, оперения, стекол, зеркал заднего вида, номерных знаков, запоров бортов и дверей кабины, состояние рамы, рессор, колес, шин, опорно-сцепного устройства и буксирного прибора: состояние гидроусилителя, привода рулевого управления и свободный ход рулевого колеса;
— действие приборов освещения и сигнализации, звукового сигнала, стеклоочистителей, устройства для обмыва и обдува (зимой) переднего стекла;
— осмотром — герметичность привода тормозов, гидроусилителя рулевого управления, системы питания, смазки и охлаждения, механизма подъема платформы у автомобилей-самосвалов;
— на ходу автомобиля — работу агрегатов, узлов систем и контрольно-измерительных приборов.
Уборочные и моечные работы. Произвести уборку кабины и кузова; вымыть автомобиль; обтереть стекла кабины, зеркала заднего вида, фары, габаритные огни, указатели поворотов, стоп-сигналы и номерные знаки.
Смазочные, очистительные и заправочные работы. Проверить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить его, провернуть рукоятку фильтра грубой очистки масла; у дизельных двигателей проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе числа оборотов; проверить уровень жидкости в системе охлаждения двигателя и при необходимости долить. В зимнее время при хранении автомобилей на открытой площадке, если система охлаждения двигателя заполнена водой, слить воду или подключить двигатель к системе подогрева; слить конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов, фильтра-влаго-маслоотделителя и из топливных фильтров дизельных двигателей. Перед пуском двигателя залить в систему охлаждения горячую воду.
У автобусов дополнительно проверить: состояние подножек, пола, сидений, касс-копилок, стекол салона; действие механизмов открывания дверей, систем освещения, сигнализации и отопления; исправность громкоговорящего устройства; исправность пневматических баллонов подвески, рессор и рулевых тяг.
Первое техническое обслуживание
Контрольно-диагностические работы.
При общей диагностике (Д-1) проверить:
— люфт рулевого колеса и люфт в шарнирах рулевых тяг при помощи прибора для проверки рулевых управлений;
— эффективность действия рабочего и стояночного тормозов автомобиля на стенде для проверки тормозных качеств грузовых автомобилей;
— работу осветительных и сигнальных приборов, действие стеклоочистителей, стеклоомывателей, обдува передних стекол (зимой), правильность установки зеркал заднего вида, состояние шин и давление воздуха в них при помощи манометра.
Провести уборочно-моечные, смазочные, заправочные и контрольные работы в объеме ЕО. Кроме этого, выполнить следующие операции.
Контрольные, крепежные и регулировочные работы. Эти работы выполняются по потребности, выявленной при диагностировании или по заявкам.
Двигатель, системы его охлаждения и смазки. Проверить крепление двигателя к раме и оборудования на двигателе, отсутствие подтекания масла и воды; проверить и отрегулировать натяжение приводных ремней, а также проверить и закрепить трубопроводы и приемные трубы глушителя.
Система питания. Проверить осмотром состояние приборов системы питания, герметичность их соединений и устранить обнаруженные подтекания топлива, у автомобилей с дизельными двигателями проверить действие привода насоса высокого давления, а также работу служебного и аварийного останова двигателя.
Механизмы трансмиссии. Проверить действие оттяжной пружины и в случае необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления; закрепить картер коробки передач, фланцы карданного вала, промежуточную опору, фланцы полуосей, крышки и картер главной передачи, а также проверить крепление гидромеханической передачи.
Рулевое управление. Проверить крепление рулевого колеса, гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, герметичность системы усилителя рулевого управления.
Тормозная система. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов системы привода и при необходимости устранить подтекание тормозной жидкости или утечку сжатого воздуха, а также проверить работу компрессора и создаваемое им давление, величину свободного и рабочего хода педали рабочего тормоза у автомобилей с гидравлическим приводом, состояние привода тормозного крана, шплинтовку пальцев штоков тормозных камер у автомобилей с пневматическим приводом тормозов (при необходимости отрегулировать тормоза), исправность привода стояночного тормоза (в случае необходимости отрегулировать его).
Ходовая часть. Проверить осмотром состояние рамы, узлов и деталей подвески, буксирного прибора, седельно-сцепного устройства, закрепить стремянки рессор, пальцы рессор и колеса.
Кабина, кузов, платформа, оперение. Проверить состояние и действие запорного механизма и страхового устройства опрокидывающейся кабины, замков, петель и ручек дверей кабины, закрепить платформу кузова к раме автомобиля, а также крылья, подножки и брызговики колес.
Электрооборудование. Проверить уровень электролита во всех банках и долить дистиллированную воду при пониженном уровне, проверить крепление батареи и надежность контакта наконечников приводов с ее штырями.
У автомобилей-самосвалов и тягачей дополнительно: проверить осмотром состояние надрамника, шарнирных соединений устройства подъема платформы, состояние предохранительного упора, заднего борта и его запорного устройства, проверить и закрепить коробку отбора мощности, кронштейны подвески платформы, соединения штока и цилиндра устройства подъема платформы, кронштейн запасного колеса; проверить герметичность соединений маслопроводов, шлангов, действие устройства подъема платформы; проверить уровень масла в баке механизма подъема и при необходимости долить его или заменить.
Смазочные и очистительные работы. Смазать узлы трения через пресс-масленки, проверить уровень масла в картерах агрегатов в соответствии с картой смазки, проверить уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода и при необходимости долить жидкость; прочистить сапуны коробки передач и картера главной передачи; промыть воздушные фильтры гидровакуумного усилителя тормозов; при работе в условиях большой запыленности заменить масло в картере двигателя, слить отстой из масляных фильтров, промыть фильтрующий Элемент воздушного фильтра.
Второе техническое обслуживание
Произвести все работы по обслуживанию в объеме ЕО и ТО-1. Кроме этого, выполнить следующие операции.
Контрольно-диагностические работы. Поэлементная (углубленная) диагностика Д-2 проводится за 1—2 дня до ТО-2. При Д-2 выполняются регулировочные работы, предусмотренные технологией.
По окончании контрольно-диагностических работ автомобили с выявленными неисправностями, устранение которых требует выполнения работ большой трудоемкости, направляются в зону текущего ремонта. Автомобили, требующие проведения регулировочных и ремонтных воздействий, которые целесообразно совмещать с ТО-2, направляются в эксплуатацию на 1—2 дня для подготовки производства, а затем поступают на ТО-2.
Контрольные, крепежные и регулировочные работы.
Двигатель. Проверить осмотром и при необходимости произвести крепежные работы и устранить неисправности опор двигателя, головки цилиндров, вентилятора, компрессора, трубопроводов и приемной трубы глушителя, поддона картера двигателя и сцепления, регулятора оборотов, системы охлаждения, радиатора, привода жалюзи, системы смазки. Проверить и отрегулировать зазор между стержнями клапанов и коромйслами.
Система питания двигателей. Проверить и устранить неисправности карбюратора, топливного насоса, топливных фильтров, форсунок, дроссельной и воздушной заслонок, механизма управления подачей топлива, служебного и аварийного останова двигателя. Проверить и, если нужно, опрессовать топливную систему. Проверить легкость пуска двигателя, отрегулировать минимальные обороты холостого хода.
Аккумуляторная батарея. Проверить плотность электролита и довести ее до нормы путем подзарядки, а также проверить крепление проводов и самой батареи.
Генератор, стартер, реле-регулятор. Проверить и закрепить стартер, генератор и реле-регулятор, отрегулировать натяжение приводного ремня генератора. После пробега 25—30 тыс. км снять с двигателя генератор и стартер, проверить состояние шеток, коллектора, подшипников, заменить изношенные детали и проверить на стенде под нагрузкой.
Приборы зажигания. Вывернуть свечи, отрегулировать зазоры между электродами, очистить нагар и проверить их работу при помощи прибора модели 202п. Снять прерыватель-распределитель, проверить состояние контактов, отрегулировать зазор, смазать вал, ось молоточка, кулачковую втулку и проверить работу прерывателя-распределителя на приборе СПЗ-8М.
Сцепление. При необходимости отрегулировать свободный и полный ход педали и усилитель привода.
Коробка передач. Проверить герметичность соединений и закрепить коробку передач на картере сцепления. У гидромеханической передачи отрегулировать механизм управления золотниками, проверить и отрегулировать давление масла в системе.
Карданная передача. Проверить крепление промежуточной опоры, закрепить фланцы карданного вала.
Задний мост. Проверить герметичность соединений картера, ssjcpenHTb редуктор я колесные передачи,
Рулевое управление и передняя ось. Закрепить при необходимости картер рулевого механизма, рулевую колонку и рулевое колесо, отрегулировать люфт рулевого механизма; закрепить рулевую сошку, заменить при необходимости шарниры рулевых тяг и шкворни поворотных цапф; проверить и отрегулировать величину углов установки передних колес.
Тормозная система. Устранить утечку воздуха или подтекание тормозной жидкости в системе тормозного привода, проверить работу компрессора, закрепить привод тормозного крана, главный тормозной цилиндр, усилитель тормозов, воздушные баллоны; снять ступицы с тормозными барабанами, проверить состояние накладок тормозных колодок, пружин, опорных дисков, подшипников колес и заменить неисправные детали; закрепить тормозные камеры, опоры разжимных кулаков; установить ступицы колес и отрегулировать подшипники; отрегулировать зазоры между барабанами колес и тормозными накладками. В случае попадания воздуха в систему гидравлического привода прокачать и удалить воздух из системы. Проверить исправность привода стояночного тормоза, а также привода моторного тормоза, легкость открывания заслонки.
Ходовая часть. Проверить правильность расположения (отсутствие перекосов) переднего и заднего мостов, состояние рамы, закрепить стремянки рессор, амортизаторы, реактивные штанги и балансиры, проверить крепление колес.
Кабина, кузов, оперение. Проверить и при необходимости закрепить кабину, платформу, подножки, крылья, брызговики; проверить работу системы вентиляции и отопления, уплотнения дверей, рычагов и педалей.
Смазочные и очистительные работы. Смазать все узлы трения автомобиля в соответствии с картой смазки, проверить уровень масла в топливном насосе, заменить (по графику) масло в картере двигателя и очистить масляные фильтры; очистить и промыть клапан вентиляции картера двигателя, слить отстой из корпусов масляных фильтров; заменить (по графику) или долить масло в картеры агрегатов трансмиссии, долить жидкость в бачки гидропривода тормозов; промыть фильтрующий элемент воздушного и топливного фильтра, заменить топливные фильтры (у дизельных двигателей) промыть фильтрующие элементы влагомаслоотделителя.
Техническое обслуживание прицепного подвижного состава
Техническое обслуживание прицепного подвижного состава при ЕО, ТО-1, ТО-2 аналогично операциям обслуживания ходовой части, тормозной системы, кузовов и световой сигнализации автомобилей. Прицепы или полуприцепы обслуживают в сцепе с автомобилями, если допускают размеры постов обслуживания.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система технического обслуживания автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы