Планирование механизации строительства. Для успешного выполнения директивных планов, исходя из задачи комплексной механизации и индустриализации строительства, снижения его себестоимости, повышения производительности и улучшения использования машин и оборудования, составляется технико-производственный и финансовый план — техстрой-финплан. Он состоит из нескольких частей или разделов, которые охватывают все стороны технической и хозяйственной деятельности строительства: план выполнения строительных работ, план снабжения материально-техническими ресурсами, план механизации, план работы транспорта и др. Таким образом, план по механизации является частью .общего техстройфин-плана.
Планирование механизации строительных работ имеет целью: установить объем работ, подлежащих механизации, и работ с применением комплексной механизации; определить плановые показатели использования строительных машин и их производительности; рассчитать потребность в строительных машинах и определить источник покрытия этой потребности; разработать годовой план технического обслуживания и ремонта определившегося парка машин и выявить потребность в средствах для их технического обслуживания и ремонта; определить показатели уровня механизации, ме-хановооруженности и энерговооруженности строительной организации.
Исходным материалом для определения охвата механизацией строительных работ служит годовой план работ в натурных измерителях. В этом плане указывается,сколько всего должно быть выполнено работ по отдельным их видам.
При составлении плана по механизации необходимо определить, сколько работ из общего объема должно быть выполнено механизированным способом и сколько комплексне-механизи-рованным. Определение только общего объема работ недостаточно. Его надо разделить на простые процессы- и указывать процент охвата механизацией каждого из них.
При планировании показываются отдельно работы, выполняемые индустриально-механизированным способом вне строительной площадки (на производственных предприятиях).
По линии механизации техстройфин-план должен содержать следующие данные:
а) характер работ, выполняемых машинами (земляные работы, добыча песка, гравия, камня, дробление камня на щебень, устройство основания и покрытия дороги);
б) общий объем всех работ;
в) объем работ, выполняемых маханизмами;
г) уровень механизации, механовооруженность, энерговооруженность;
д) расчет потребности машин;
е) справка о наличии машин и необходимости их дополнительного количества; ж) расчет объема перевозок и потребность в транспортных средствах;
з) план-график технического обслуживания и ремонта машин;
и) расчет потребности механизированных средств для проведения технического обслуживания и ремонта парка машин;
к) справка о наличии средств для полевого технического обслуживания машин и наличия средств для ремонта машин.
Потребное количество дорожно-строительных машин при составлении тех-стройфинплана подсчитывают по директивным нормам выработки. На основании утвержденного техстрой-финплана, с учетом местных условий составляют квартальные и месячные планы. При этом уже исходят из единых норм выработки с учетом простоев механизмов по плану-графику Г1ПР.
Учет и отчетность. Учет является одним из средств управления, отражающим всю хозяйственную деятельность строительной организации. Своевременный анализ качественных и количественных показателей обеспечивает возможность повседневного планирования и оперативного руководства строительной организацией. Основными видами учета являются бухгалтерский, статистический и оперативно-технический.
Бухгалтерский учет является составной частью народнохозяйственного учета и обеспечивает контроль финансовой деятельности хозяйства. В данном учете и отчетности пользуются денежным измерителем. Результатом бухгалтерского учета является баланс хозяйственной деятельности организации, в котором отражены показатели всех видов учета.
Статистический учет имеет целью получение показателей в натуральном выражении, для чего он изучает массовые однородные явления и определяет их закономерность. Статистический учет и отчетность производятся по формам Центрального-статистического управления.
Оперативно-технический учет и отчетность производятся на основании первичных документов и обеспечивают контроль за выполнением плана. Учет дает ежедневную информацию техническому персоналу строительства о наличии материалов, производительности труда, работе дорожно-строительных машин и автотранспорта. Он позволяет на основе анализа показателей работы машин воздействовать на эффективность их использования. По данным оперативно-технического учета (сменное задание дорожно-строительных машин) производится оплата труда работников механизации.
На основании материалов учета строительная организация должна иметь следующие данные: состав машинного парка, его состояние и степень использования; фактический объем работ, выполняемых машинами; объем комплексно-механизированных работ; выполнение директивных норм; простои механизмов и их причины; расход эксплуатационных материалов; расход рабочей силы; сведения о техническом обслуживании и ремонте машин; расход электроэнергии.
Показатели использования дорожно-строительных машин. Техническое состояние и степень использования машинного парка определяются следующими измерителями: коэффициентом выполнения директивных норм выработки, коэффициентом технической готовности, коэффициентом использования по времени, коэффициентом вну-трисменного использования, а также расходом топлива и смазочных материалов.
Измерителями состояния и работы автотранспорта, используемого в дорожном строительстве, являются коэффициент технической готовности, коэффициент выполнения межремонтных пробегов, коэффициент использования пробега, коэффициент использования тоннажа и расход топлива и смазочных материалов.
Коэффициент выполнения директивных норм выработки устанавливает степень использования средств механизации строительной организации за истекший период года. Этот коэффициент определяется отношением фактической годовой (квартальной, месячной) выработки всех однотипных машин в строительной организации к директивной годовой (квартальной, месячной) норме.
Например, для прицепного скрепера директивная норма составляет 6 тыс. м3 в год на 1 м3 емкости ковша. Если по списочному наличию в данной строительной организации имеется 15 прицепных скреперов с ковшами емкостью по 6 м3 и 10 прицепных скреперов с ковшами емкостью по 10 м3, которыми в течение года выполнено 1200 тыс. м3 земляных работ, то коэффициент выполнения директивных норм по скреперам (Кд) составит
Коэффициент технической готовности устанавливает степень исправности машин и выражается отношением числа технически исправных машин (на ходу) к общему списочному количеству машин.
Например, по списку в строительной организации имеется 200 автомобилей, из них 180 технически исправных (готовых к работе).
Таким образом, техническая готовность определяется высокой организацией системы планово-предупредительного обслуживания и ремонта машин.
Коэффициент использования по времени (или коэффициент использования парка) выражается отношением числа машино-дней работавших машин к общему числу машино-дней списочного состава (парка) за определенное время (год, квартал, месяц). Коэффициент подсчитывают отдельно для различных типов дорожно-строительных машин, тракторов, автомобилей и др., так как их применение зависит от времени года, наличия работы, обеспеченности строительными материалами и других условий.
Коэффициенты использования дорожно-строительных машин, тракторов и автомобилей устанавливают по типоразмерам машин.
Коэффициент внутри-сменного использования устанавливает степень использования дорожно-строительных машин за смену и выражается отношением фактически отработанных машино-часов к общему числу запланированных машино-часов (в наряде).
Так как техническое обслуживание, вызывающее остановку машины, должно производиться перед началом работы, то планируемые коэффициенты внутрисменного использования для большинства основных машин должны быть в пределах 0,9—1,0.
Для оценки работы грузовых автомобилей необходимо определить еще три коэффициента. vКоэффициент выполнения межремонтных пробегов определяется отношением фактического срока постановки автомобиля в ремонт к плановому (директивному).
Этот коэффициент отражает качество технического обслуживания автомобилей. Следует отметить, что повышение его имеет положительное значение при обязательном условии нормальных показателей производительности, расхода горюче-смазочных материалов, коэффициентов технической готовности и использования парка.
Коэффициент использования пробега выражает степень загрузки автотранспорта при движении его в оба конца и определяется отношением пробега с грузом к общему пробегу.
При эксплуатации автотранспорта необходимо принимать меры к тому, чтобы значение данного коэффициента приближалось к единице, что максимально достижимо при загрузке машины на обратных рейсах.
При составлении плана организации механизированных работ необходимо возможно более полно использовать пробег автотранспорта, назначаемого для перевозки стройматериалов в рабочей зоне. Это может достигаться установлением кольцевых рейсов (с заездами в промежуточные карьеры, базы, склады и т. д.) и в каждом отдельном случае зависит от конкретных условий работы.
Расход топлива и смазочных материалов на работу машин зависит от вида и условий работы, а также от качества технического обслуживания, регулировки и ухода за машинами. Для каждой машины, в зависимости от ее типа и характера работы, устанавливаются нормы расхода, которые могут быть выражены абсолютным количеством (в килограммах или литрах на 100 км пробега или на 1 ч работы) и удельным расходом (на л. с. в час или на единицу продукции).
Кроме расхода топлива на работу машин существует расход на техническое обслуживание машин и на ремонтные нужды, установленный в процентах от основного расхода.
Расход смазочных масел обычно дается в процентах от расхода топлива.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Cоставление планов механизации, показатели использования дорожно-строительных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы