Детали после очистки подвергают дефектации и сортировке на годные без восстановления, подлежащие восстановлению и подлежащие выбраковке из-за невозможности их восстановления. К годным без восстановления относят детали, размеры которых находятся в пределах допускаемых техническими условиями на ремонт. Детали с износом выше допустимого, а также детали с повреждениями, поддающимися устранению, подлежат восстановлению и дальнейшему использованию. Детали, которые по техническим условиям на ремонт строительных машин в связи со сложностью повреждений не подлежат восстановлению, бракуют и направляют в утиль.
Дефектацию начинают с внешнего осмотра детали. При внешнем осмотре обнаруживают значительный износ, задиры, трещины, обломы, пробоины, коррозию, вмятины. Для выявления скрытых трещин корпусные детали (блок цилиндров, головка блока и др.) подвергают гидравлическому или пневматическому испытанию.
При гидравлическом испытании корпусную деталь устанавливают на стенд, закрывают заглушками наружные отверстия, после чего во внутренние полости детали нагнетают насосом воду до давления 0,3—0,4 МПа. Течь воды показывает местонахождение трещины. При пневматическом испытании внутрь детали подают воздух под давлением 0,10—0,15 МПа и погружают ее в ванну с водой. Пузырьки выходящего воздуха указывают место расположения трещины. Пневматическое испытание применяют при проверке на герметичность топливных баков, трубопроводов и радиаторов.
Рис. 76. Дефектовочные калибры: а — скоба, б — пробка, в — для проверки ширины паза шлицевой втулки, г — для проверки ширины шпоночного паза, д — набор калибров для проверки ширины поршневых канавок
Для выявления скрытых дефектов в деталях, изготовленных из стали (например, коленчатых валов), наиболее широкое применение нашел метод магнитной дефектоскопии. Для обнаружения дефектов этим методом деталь сначала намагничивают, затем посыпают сухим магнитным порошком и заливают суспензией, состоящей из смеси керосина и трансформаторного масла (1:1). При наличии на детали трещины магнитный порошок будет притягиваться ее краями и границы трещины обрисуются. После контроля детали размагничивают.
Наибольшее внимание при контроле и сортировке деталей уделяют определению геометрических размеров и формы их рабочих поверхностей. При этом используют универсальные измерительные инструменты (штангенциркули, микрометры, индикаторные нутромеры, микрометрические штихмасы и др.) и калибры в виде скоб, пробок, пластин, колец (рис. 76).
Размер детали назначают всегда с двумя предельными отклонениями. Поэтому калибры имеют обычно проходную и не проходную стороны. Ими проверяют наружные и внутренние цилиндры, конусы, зубья, шлицевые и другие поверхности.
Состояние рабочих поверхностей зубьев шестерен контролируют наружным осмотром, а величину износа зубьев, посадочных мест и шлицевых или шпоночных пазов измеряют. Для упрощения измерений шестерен при дефектации применяют шаблоны, позволяющие быстро определить пригодность шестерен для дальнейшей эксплуатации. Шестерни считают годными, если при установке шаблона на зуб остается зазор между шаблоном и головкой зуба, как это показано на рис. 78.
Шестерни бракуют при следующих дефектах: износ зубьев, превышающий допустимый без ремонта; сквозные трещины на зубьях и забоины на их торцах; неравномерный износ зубьев — конусность более 0,05 мм на длине 10 мм (проверяют у непостоянно замкнутых шестерен).
Рис. 78. Проверка толщины зуба шестерни шаблоном:
а — шестерня годная, б — шестерня негодная; 1 — зуб шестерни, 2 — калибр
Рис. 79. Приспособление для измерения зазоров в шарикоподшипниках:
а—радиального, б — осевого; 1 — втулка, 2 — конус, 3— гайка, 4 — индикатор, 5 — оправка, 6 — направляющая, 7 — пружина
На зубьях шестерен допускаются поверхностные трещины и выкрашивание общей площадью не более 25% рабочей поверхности зуба, а также поломка трех несмежных зубьев на 1/3 их длины.
Дефектация подшипника состоит из осмотра, проверки на шум и легкость вращения, измерения радиального и осевого зазоров и размеров колец.
Радиальные и осевые зазоры подшипников проверяют специальными приспособлениями. Для определения радиального зазора проверяемый подшипник надевают на разрезную втулку (рис. 79, а) и вместе с ней затягивают конусом при помощи фасонной гайки. К наружному кольцу подшипника подводят наконечник индикатора 4. Сообщая наружному кольцу колебательные движения в вертикальном направлении, по отклонению индикатора определяют радиальный зазор.
Осевой зазор измеряют на приспособлении, показанном на рис. 79, б. При этом подшипник наружным кольцом устанавливают на опорную плоскость приспособления, внутреннее кольцо надевают на оправку, расположенную в направляющей.
Нижний торец оправки упирается в наконечник индикатора. При нажатии рукой внутреннее кольцо перемещается вниз на величину осевого зазора, фиксируемую индикатором. Под действием пружины кольцо подшипника передвигается вверх.
Радиальный зазор подшипника может быть замерен также прибором КИ-1223. Его определяют по отклонению стрелки индикатора при перемещении вручную наружного кольца подшипника. Результаты замеров сравнивают с техническими условиями.
Диаметр колец подшипников проверяют только в тех случаях, когда имеются следы от их провертывания относительно вала или корпуса (светлые блестящие пятна, риски на посадочных поверхностях), а также если видны следы, оставшиеся после удаления коррозии, ожогов и черноты.
Упругость пружин проверяют прибором КИ-040. На корпусе прибора жестко закреплена вертикальная стойка, вдоль которой нажимное устройство может перемещаться в соответствии с высотой проверяемой пружины. Усилие сжатия пружины отсчитывают по шкалам. Результаты измерений сопоставляют с техническими условиями.
Пружину считают годной, если поверхности витков ровные и гладкие, без следов коррозии, трещин и надломов; опорные торцы плоские и перпендикулярны оси пружины, отклонение от перпендикулярности допускается не более 2 мм на 100 мм длины; неравномерность шага витков пружины не превышает 20%.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Дефектация деталей и сборочных единиц"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы