Наибольшее распространение при строительстве ВЛ деревянных опор обусловлено их невысокой стоимостью, достаточно высокой механической прочностью, а также природным круглым сортаментом, обеспечивающим простоту конструкций и наименьшее сопротивление ветровым нагрузкам. Высокие электроизоляционные свойства древесины позволяют применять на деревянных опорах меньшее количество подвесных изоляторов, чем на металлических или железобетонных, а для ВЛ 6—10 кВ использовать легкие и дешевые изоляторы. Кроме того, в некоторых случаях отпадает необходимость в подвеске грозозащитного троса и заземлении этих опор. В качестве фундаментов для деревянных опор используют железобетонные пасынки или сваи.
Деревянные опоры в 1,5 раза дешевле железобетонных и металлических, но менее долговечны. Для продления срока службы древесину опор подвергают противогнилостной обработке (антисептированию) на специальных заводах. Перспективным является использование опор из клееной древесины, конструкции которых разрабатываются в последнее время. Такую древесину изготовляют из сосновых досок, пропитанных масляным антисептиком и склеенных между собой. Применение клееной древесины позволяет повысить срок службы опор, ликвидировать скрытые пороки древесины (гниль и т. п.), а также использовать короткомерные столбы.
Деревянные опоры применяют на BЛ напряжением до 220 кВ; разработаны также конструкции опор для BЛ напряжением 330 и 500 кВ.
Технические свойства древесины. Для изготовления деревянных опор применяют сосну, лиственницу и реже ель. Древесина сосны и лиственницы содержит много смолы и поэтому хорошо противостоит действию влаги. Ель значительно легче поддается загниванию, и ее не разрешается использовать для изготовления траверс и пасынков. Опоры из ели можно устанавливать только на В Л напряжением до 35 кВ, питающих потребителей третьей категории. Стойки опор изготовляют из стволов деревьев. Нижняя часть ствола называется комлем, а верхняя, более тонкая, — отрубом. Естественную конусность ствола от отруба к комлю называют сбегом.
Прочность древесины в значительной степени зависит от влажности. При уменьшении влажности в деревянных опорах из-за усушки древесины нарушаются соединения: ослабляются гайки и бандажи. Чтобы получить древесину, пригодную для изготовления опор (с влажностью 18—22%), ее сушат. Основным способом является атмосферная, т. е. естественная сушка на воздухе, которая, хотя и является длительной (40—50 дней), дает наилучшие результаты. В последние годы применяют высокотемпературную сушку древесины в петролатуме, а также сушку токами высокой частоты.
Прочность древесины зависит также от наличия тех или иных пороков: гнили, сучков и трещин, кривизны, косослоя, механических повреждений ствола, повреждения насекомыми. Самым опасным пороком является гниль, возникающая от поражения древесины грибками. Загнившая древесина покрывается мелкими трещинами, становится трухлявой и распадается от легкого удара. Наиболее интенсивное гниение происходит при температуре 20—35 °С и влажности 25—30%.
Для защиты от гниения древесину пропитывают маслянистыми и минеральными антисептиками. В качестве маслянистых антисептиков обычно применяют чистое креозотовое масло или креозотовое масло в смеси в мазутом, который служит растворителем. Недостатками маслянистых антисептиков являются их вредное воздействие на кожу и слизистые оболочки человека, а также горючесть. Маслянистыми антисептиками пропитывают готовые элементы деревянных опор непосредственно на заводе. При сборке опор на трассе все места, подвергавшиеся обработке, дополнительно покрывают более безопасными минеральными антисептиками: фтористым натрием, динитрофенолом, уралитом и другими, которые разводят в воде. Разрабатываются и испытываются синтетические материалы, служащие одновременно для антисептирования и защиты древесины от возгорания.
Непропитанная древесина (сосна и ель) имеет средний срок службы от трех до пяти лет. Пропитка древесины маслянистыми антисептиками повышает срок службы опор до 15—25 лет. Деревянные опоры из сосны и ели без защиты их от гниения устанавливать запрещено. Лиственницу зимней рубки ввиду ее большой стойкости к загниванию разрешается применять непро-питанной.
Опоры ВЛ до 1 кВ. На ВЛ до 1 кВ устанавливают унифицированные деревянные опоры: одностоечные промежуточные и одностоечные с подкосами— анкерные, угловые, концевые и ответвительные. Подкосы анкерных, угловых и концевых опор служат для восприятия усилий от тяжения проводов.
Основными элементами промежуточной опоры являются пасынок и стойка, а опоры с подкосом — пасынки стойки и подкоса, стойка и подкос. Для повышения прочности закрепления в грунте анкерных и угловых опор применяют железобетонные и деревянные ригели, которые крепят к пасынку. Провода к опоре крепят на крюках или траверсах со штырями. Устанавливают также опоры без пасынков — с цельной стойкой.
Как правило, опоры устанавливают с железобетонными пасынками ПТ трапецеидальной формы длиной 3,25; 4,25 и 6 м. Стойки опор имеют длину 6,5 и 7,5 м для подвески пяти проводов и 7,5 и 8,5 м для подвески восьми проводов.
Рис. 1. Деревянные опоры В Л напряжением до 1 кВ:
а и б — одностоечные промежуточные с креплением проводов на крюках и на траверсе, виг — одностоечные с подкосом угловые с креплением проводов на крюках и на траверсе; 1 — пасынок, 2 — стойка, 3 — крюк, 4 — штырь, 5 — траверса, 6 — подкос траверсы, 7 — подкос опоры, S — ригель
Сопряжение стойки с пасынком показано на рис. 1. Длина сопряжения должна быть 1100 мм для железо-бетонных пасынков и 1300 мм для деревянных. Проволочный бандаж выполняют из десяти витков стальной оцинкованной проволоки диаметром 4 мм или шести витков катанки диаметром 6 мм. Соединение стойки с пасынком может быть также выполнено припасовочными хомутами. С подкосом стойку соединяют врубкой и двумя болтами или двумя металлическими накладками. Траверсу крепят к стойке сквозным болтом и двумя раскосами.
Опоры рассчитаны на подвеску на крюках до восьми алюминиевых проводов сечением до 50 мм2 или соответствующих им по массе проводов других марок и сечений. В зависимости от климатических условий тип
опоры для одних и тех же марок проводов не меняется, изменяется длина максимально допустимого пролета между опорами. При скрещивании линий или устройстве вводов в здания используют промежуточные опоры с дополнительными крюками.
Схема расположения проводов на опорах с крюками шахматная (шаг 200 мм). Верхний крюк устанавливают на расстоянии 200 мм от скоса стойки. Для опор, устанавливаемых в особо гололедных районах, расстояние между крюками увеличивают до 300 мм.
Опоры ВЛ 6—10 кВ. На В Л 6—10 кВ устанавливают унифицированные свободностоящие деревянные опоры трех типов: одностоечные — промежуточные; А – образивные — концевые, анкерные, ответвительные, угловые промежуточные и трехстоечные (А-образные с подкосами) — угловые анкерные. А-образные фермы анкерных и концевых опор устанавливают по оси ВЛ, а угловых — по биссектрисе угла поворота линии. На рис. 3 показаны основные типы деревянных опор ВЛ 6—10 кВ с железобетонными и деревянными пасынками и подвеской проводов на крюках и траверсах.
Одностоечные опоры состоят из стойки, пасынка и крюков. Для подвески проводов больших сечений вместо крюков устанавливают траверсу и оголовник. А-образные и трехстоечные опоры — анкерные, угловые и другие — помимо стоек и пасынков имеют подтраверсники, с помощью которых траверсы крепятся к стойкам, а также поперечины (усиливающие жесткость А-образной фермы), ригели и подкосы.
Рис. 2. Сопряжение стойки с пасынком на В Л до 1 кВ:
а — проволочными бандажами (деревянного), б — припасовочными хомутиками (железобетонного); 1 — стойка, 2 — пасынок, 3 — проволочный бандаж, 4 — припасовочный хомут, 5 — планка, 6 — гайка
Основными деталями опор всех типов являются стойки длиной 8,5 м, железобетонные пасынки длиной 4,25 м и деревянные пасынки длиной 4,5 м. Имеются также варианты промежуточных опор со стойками длиной 9,0 и 6,5 м и пасынками различной длины.
Рис. 3. Деревянные опоры ВЛ 6—10 кВ:
а и б — промежуточные с креплением проводов на крюках и на траверсе и оголовнике, в — угловая промежуточная с креплением проводов на траверсе, г — анкерная, 0 — угловая анкерная; 1 — пасынок, 2 — стойка, 3 — крюк, 4 — штырь, 5 — оголовник, 6 — траверса, 7 — поперечина, 8 — ригель, 9 — подтраверсник, 10 — подкрс
Детали всех опор унифицированы. Например, ИЗ деталей угловых анкерных опор можно собрать анкерные и концевые опоры.
Сопряжение железобетонных пасынков со стойкой для опор ВЛ 10 кВ выполняют так же, как и для опор BЛ до 1 кВ: проволочными бандажами или припасовочными хомутами. Бандаж в этом случае имеет восемь витков проволоки вместо шести. Деревянные пасынки сопрягают со стойками только бандажами. Для деталей А-об-разных опор принято бесшпоночное сопряжение в верхушке с уменьшенным количеством врубок и затесов.
Опоры рассчитаны на подвеску одной цепи стальных, сталеалюминиевых или алюминиевых проводов сечением соответственно до 25; 50 и 95 мм2. Для крепления проводов на траверсах А-об-разных опор применяют накладки из швеллеров, позволяющие устанавливать штыревые и подвесные изоляторы.
Опоры BЛ 35 кВ для легких проводов. На одноцепных ВЛ 35 кВ с легкими проводами устанавливают унифицированные деревянные опоры трех типов: одностоечные — промежуточные; А-образные — угловые промежуточные, анкерные и концевые; трехстоечные (А-образные с подкосом) — угловые анкерные и ответвительные.
Конструкции одностоечных и А-образных опор ВЛ кВ со штыревыми изоляторами аналогичны конструкциям опор ВЛ 6—10 кВ. При креплении проводов на подвесных изоляторах применяют одностоечные опоры с угловой траверсой. Деревянные стойки имеют длину 8,5; 9,0 или 11 м, железобетонные пасынки — 6 м, а деревянные пасынки — 4,5 или 6,4 м.
Рис. 4. Верхушка угловой опоры:
1 — стойка, 2 — траверса, 3 — металлический оголовник, 4 — стяжные болты
Сопряжение железобетонных пасынков со стойками выполняют хомутами. Деревянные пасынки (двойные для одностоечных опор и одинарные для А-образных) сопрягают со стойками бандажами из 20 витков оцинкованной проволоки диаметром 4 мм или 16 витков катанки. В слабых грунтах промежуточные опоры устанавливают с ригелями.
Опоры рассчитаны на подвеску одной цепи стальных, сталеалюми-ниевых и алюминиевых проводов сечением соответственно до 25, 70 и 95 мм2. В населенной местности применяют двойное крепление проводов на штыревых изоляторах и одинарное — на подвесных.
Опоры ВЛ 35 к В для тяжелых проводов и ВЛ 110 — 220 кВ. На ВЛ 35 — 220 кВ устанавливают унифицированные опоры двух типов: П-образные промежуточные и АП-об-разные анкерные и угловые.
Рис. 5. Промежуточная П-образная опора ВЛ 35—110 кВ:
1 — пасынок, 2 — стойка, 3 — траверса, 4 — раскосы, 5 — ригель
П-образные опоры ВЛ 35— 110 кВ представляют собой свободно стоящий портал, имеющий две стойки, горизонтальную траверсу и внутренние перекрестные связи — раскосы для усиления жесткости П-образной фермы. При подвеске троса применяют такие же опоры, но с траверсой, смещенной вниз на 2 м. Пасынки портальных опор могут быть деревянными и железобетонными, одинарными (для ВЛ 35— 110 кВ) и двойными (для ВЛ 220 кВ). Деревянные стойки опор ВЛ 35—110 кВ имеют длину 11 м, ВЛ 220 кВ — 13 м. Траверсы опор ВЛ 35—110 кВ — одинарные, а ВЛ 220 кВ —двойные. Используются также П-образные опоры ВЛ 35 — 110 кВ с цельной стойкой (без пасынков) и на деревянных пасынках — сваях.
Рис. 6. Крепление траверсы со стойкой опоры:
а — ВЛ 35—110 кВ, б —ВЛ 220 кВ; 1 — стойка, 2 — болт, 3 — седло, 4 — траверса
Рис. 7. АП-образная тросовая опора ВЛ 35—110 кВ:
1 — А-образная ферма, 2 — подтраверсник, 3 — грозозащитный трос, 4 и 5 — траверсы для крепления тросов и проводов, 6 и 8 — раскосы верхнего и нижнего ярусов, 7 и 9 — поперечины верхнего и нижнего ярусов
Стойки с пасынками соединяют проволочными бандажами. Для затяжки бандажей применяют специальные стяжные болты и фасонные шайбы. Траверсы со стойкой соединяют болтами и специальными металлическими деталями — седлами для уменьшения количества врубок.
Провода на опорах располагают горизонтально на подвесных изоляторах. Расстояние между фазами ВЛ 35 кВ принято 3 м, ВЛ 110 кВ — 4 м и ВЛ 220 кВ — 5 м. Для присоединения гирлянд изоляторов и тросов применяют специальные детали крепления.
АП-образные опоры представляют собой пространственные деревянные конструкции, выполненные из двух А-образных ферм, соединенных между собой в плоскостях П траверсами, раскосами и поперечинами в двух ярусах. Если АП-образную опору устанавливают на прямом участке, раскосы в плоскостях П не ставят и А-образные фермы связывают поперечинами только в одном ярусе.
Траверса АП-образных опор ВЛ 35—110 кВ проходит внутри угла, образованного стойками, и крепится к ним подтраверсными брусьями и металлическими поковками без врубок. Раскосы к стойкам и пасынкам также присоединяют поковками, а поперечины крепят сквозными болтами. Траверсы угловых опор смещены относительно оси ВЛ в сторону внешнего угла.
АП-образные опоры ВЛ 220 кВ отличаются от АП-образных опор ВЛ 35—110 кВ главным образом размерами. Траверса АП-образной опоры для ВЛ 220 кВ — двойная, состоящая из двух бревен длиной 13 м. Обе половины траверсы расположены снаружи А-образных ферм на подтраверсниках. Пасынки опоры имеют длину 7,5 м.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Деревянные опоры"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы