Дизель типа Д6 — быстроходный, четырехтактный, шестицилиндровый, вертикальный, бескомпрессорный, со струйным распыливанием топлива. Простота обслуживания и относительно низкая стоимость явились важными предпосылками для широкого использования дизелей типа Д6 в разных областях народного хозяйства. По назначению и конструктивным особенностям двигатели типа Д6 можно подразделить на три группы.
Первая группа — дизели Д6, 1Д6 и 6Д6. Они применяются в стационарных силовых установках для привода генераторов, компрессоров, насосов и других механизмов.
Двигатель Д6 устанавливается на фундамент четырьмя лапами верхнего картера и соединяется с приводным механизмом гибкой муфтой. Охлаждение — проточной водой.
Двигатель 1Д6 устанавливается на две лапы, закрепленные на кожухе маховика и передней траверсе. Охлаждение — воздушное, с помощью вентилятора, приводимого в движение от коленчатого вала.
Двигатель 6Д6 отличается от Д6 только способом соединения с приводным механизмом. Для этой цели у него имеется редуктор с передаточным числом 1 : 2.
Вторая группа — двигатель 2Д6. Предназначен для работы на силовых транспортных установках, большегрузных автомобилях, авто-матрисах и экскаваторах. От двигателя 1Д6 он отличается муфтой сцепления и разобщения коленчатого вала с валом привода М’ ханизма.
Третья группа — двигатели ЗД6, ЗД6Л, ЗД6С, ЗД6СЛ и ЗД6ГД. Предназначены для работы на морских, речных и рыболовных судах в качестве главных двигателей. Двигатель 7Д6 — вспомогательный, работающий с электрогенератором. Указанные марки дизелей отличаются от двигателя Д6 наличием навесных механизмов, приспосабливающих его к работе в судовых условиях: реверс-редуктора, помпы забортной воды, охлаждаемого коллектора и вала отбора мощности.
В настоящее время выпускаются следующие модификации таких двигателей:
ЗД6 — главный судовой двигатель мощностью 100 кет. Картер изготовляется из чугуна или алюминиевого сплава. Для увеличения жесткости картера на разъеме с двух сторон крепятся стальные швеллеры. Направление вращения выходного вала реверс-редуктора правое. Корпус реверс-редуктора чугунный.
ЗД6Л — то же, что и двигатель ЗД6, но с левым направлением вращения выходного вала реверс-редуктора.
ЗД6С — главный судовой двигатель мощностью 108 кет, картер и корпус реверс-редуктора отлиты из алюминиевого сплава. Направление вращения выходного вала реверс-редуктора правое.
ЗД6СЛ — то же, что и ЗД6С, но с левым направлением вращения выходного вала реверс-редуктора.
ЗД6ГД — главный судовой двигатель мощностью 88 кет, работающий по газожидкостному циклу. Вал гребного винта приводится во вращение через несоосный одноходовой реверс-редуктор с фрикционной двухдисковой муфтой и шестеренчатым редуктором. Передаточное число при работе на передний ход 1 : 3,07, на задний — 1 : 2,02.
Выпускаемые заводом реверс-редукторы отличаются между собой конструкцией и материалом корпуса. Для двигателей ЗД6, ЗД6Л и ЗД6ГД корпус реверс-редуктора отлит из чугуна. Снаружи, на уровне оси вала муфты, к нему прилиты установочные лапы.
Корпус реверс-редуктора для двигателей ЗД6С и ЗД6СЛ отливается из алюминиевого сплава. Снаружи, на уровне оси выходного вала, имеются два прилива, на которые крепятся шпильками установочные лапы. Чугунные и алюминиевые реверс-редукторы отличаются расположением точек крепления к машинному фундаменту. Двигатель Д6 фундаментной рамы не имеет.
В верхнем картере располагаются рамовые подшипники, которые закрываются крышками (подвесками). Снизу верхний картер закрывается поддоном (нижним картером).
Вкладыши рамовых подшипников — стальные, тонкостенные, залитые свинцовистой бронзой.
Блок цилиндров и головка блока крепятся к верхнему картеру четырнадцатью анкерными шпильками. Кроме того, головка блока соединена с блоком двадцатью четырьмя шпильками.
Коленчатый вал — цельнокованый, из высококачественной стали, пустотелый, с круглыми щеками кривошипов. Рабочие шейки подвергнуты закалке токами высокой частоты.
Шатун — стальной, штампованный, фасонного сечения, имеет неотъемную нижнюю головку, крышка которой крепится шестью шпильками. Вкладыши нижней головки — стальные, залиты свинцовистой бронзой. В верхней головке шатуна запрессована бронзовая втулка.
Поршень — штампованный из алюминиевого сплава. Он имеет пять поршневых колец (два компрессионных и три маслосъемных). Поршень соединен с верхней головкой шатуна поршневым пальцем плавающего типа.
Втулки цилиндров — стальные или чугунные (рабочая поверхность азотирована) — вставлены в блок цилиндров с резиновым уплотнением.
Крышка цилиндров — из алюминиевого сплава, общая для всех шести цилиндров. Каждый цилиндр имеет два впускных и два выпускных клапана. Воздух в цилиндр поступает через всасывающий коллектор, а продукты сгорания выпускаются через охлаждаемый выхлопной коллектор.
Газораспределительный механизм приводится в движение от коленчатого вала через вертикальную передачу. Двигатель имеет два распределительных валика, которые соединены между собой цилиндрическими шестернями.
Топливный насос — шестиплунжерный, приводится в действие от специального привода. Регулятор топливного насоса — всережимный, центробежный, непосредственного действия.
форсунка — закрытого типа, со щелевым фильтром и струйным распыливанием топлива; давление распыливания — 210 бар.
Система смазки — циркуляционная под давлением. Давление масла во время работы при эксплуатационных режимах составляет 6—9 бар.
Охлаждение — водяное, принудительное, двухконтурное.
Начиная с 1959 г., двигатели типа Д6 выпускаются с газотурбинным наддувом типа ТКР-11.
Топливная аппаратура дизелей типа Д6Н была конструктивно изменена. Так, диаметр плунжера увеличен с 10 до 12 мм, что обеспечило увеличение подачи топлива на 44%; в связи с увеличением количества подаваемого топлива распылитель форсунки имеет восемь отверстий диаметром 0,3 мм вместо семи отверстий диаметром 0,26 мм на дизелях без наддува.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Дизели типа Д6 (6ЧСП 15/18)"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы