При оборудовании моторного отделения должен быть обеспечен свободный доступ ко всем частям и механизмам двигателя, подлежащим периодической смазке или наблюдению во время работы, а также созданы условия для удобного обслуживания оборудования и трубопроводов, разборки деталей и узлов, требующих периодического осмотра, ремонта или замены.
При установке двух вертикальных двигателей их располагают обычно параллельно, маховиками в одну сторону и выхлопными трубами в другую. Проход между двигателем и стенкой или каким-либо оборудованием следует оставлять не менее 1 м, а проход у передней части двигателя со стороны пульта управления — не менее 2 м. Должна быть предусмотрена достаточная освещаемость машинного отделения.
Для разборки, осмотра и ремонта цилиндрово-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма необходимо над двигателем оборудовать грузоподъемное устройство (передвижную таль). Машинное отделение дизельной установки должно иметь не менее двух выходов. Двери должны открываться из помещения, а замки в дверях — из помещения без ключа.
По противопожарным нормам непосредственно в машинном отделении допускается размещение расходных топливных и масляных баков, если их суммарная емкость не превышает 5 м3. Размещать хранилища жидкого топлива, включая съемные топливные цистерны, и проводить топливные трубы над двигателями внутреннего сгорания и их глушителями и выхлопными трубами не разрешается.
Горловины топливных цистерн необходимо снабдить глухими крышками с огнестойкими, газонепроницаемыми, не разъедаемыми топливом прокладками; они должны герметически закрываться. Под расходными топливными цистернами устанавливаются металлические поддоны, размеры которых превышают габариты цистерны. Поддоны должны иметь сливные трубопроводы диаметром 20—25 мм. Переливные трубы от расходных топливных цистерн и сливные трубы поддонов отводятся в основные топливные или в сточные цистерны. Топливные цистерны в целях своевременного обнаружения течи должны быть окрашены снаружи краской светлого цвета.
Газовыпускные (выхлопные) трубы и глушители двигателей следует устанавливать на расстоянии 450—500 мм от переборок и выгородок угольных бункеров и др. помещений. Газовыпускные трубы должны быть изолированы или иметь водяную рубашку охлаждения. Толщина изоляции или охлаждение водой должны быть такими, чтобы температура на наружной поверхности выхлопной трубы или глушителя не превышала 60° С. Водяная рубашка или изоляция должны быть расположены от топливной или масляной цистерны на расстоянии не менее 350 мм, а фланцевые соединения — на расстоянии не менее 1 м.
Машинное отделение надо содержать в чистоте. Пол должен быть, протерт. На двигателе не должны лежать никакие предметы, как-то: инструменты, детали, обтирочные материалы и пр., так как это может послужить причиной поломки двигателя и травмирования обслуживающего персонала. Контрольно-измерительные приборы необходимо устанавливать в доступном и хорошо освещенном месте.
Одним из основных требований безопасности является ограждение работающих в машинном отделении от движущихся и вращающихся частей и механизмов; если применена ременная передача, то размеры ограждений должны исключать возможность аварий и несчастных случаев при разрыве ремня. Ограждения на площадках по правилам надо делать высотой не менее 1 м. При расположении площадок на высоте от пола 1,5 м и более их изготовляют сплошными.
С предельной осторожностью следует производить ощупывание подшипников движущихся частей. Если двигатель не работает, то прощупывание подшипников следует производить при открытых индикаторных или пробных кранах, чтобы в случае попадания сжатого воздуха в цилиндры избежать травмы от работы механизма.
При выемке тяжелых частей (поршней, шатунов и др.) необходимо следить за тем, чтобы они были надежно застроплены и не могли, сорвавшись, причинить увечья людям, работающим у двигателя.
Во время опрессовки форсунок нельзя протирать пальцами сопло распылителя, так как прорвавшееся через сопловые отверстия топливо проникает под кожу и может причинить опасную травму.
При работе с аккумуляторами необходимо соблюдать осторожность, так как серная кислота и выделяющиеся газы могут вызвать ожоги. Аккумуляторы должны быть установлены в прочных ящиках с крышками. В процессе зарядки аккумуляторов, особенно при их «кипении», выделяются газы, в том числе — водород. Смешиваясь с воздухом, последний образует легковзрывающийся гремучий газ. Во избежание взрыва аккумуляторы надо устанавливать в хорошо вентилируемых помещениях.
Загрязнение воздуха машинного отделения газами происходит также от пропуска газов в соединениях трубопроводов и вследствие неплотности поршневых колец. Чтобы воздух в машинном отделении был чист, необходимо обязательно устраивать естественную вентиляцию, а если она не надежна, то принудительную. Вентиляционные устройства следует систематически осматривать и содержать в чистоте.
Чрезвычайно важным является правильное хранение горючесмазочных материалов и правильное обращение с ними. Курение в машинном отделении должно быть запрещено. Воспрещается входить в цистерну из-под горючего до того, как из нее будут удалены газы; при любых .условиях необходимо принять меры, обеспечивающие легкий выход из цистерн.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные положения техники безопасности"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы