Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автотракторные фильтры

Публикация:
   Дизельное топливо

Читать далее:




Дизельное топливо

По содержанию серы дизельное топливо, ГОСТ 305—73, подразделяется на две подгруппы: на дизельное топливо с содержанием серы не более 0,2% и дизельное топливо с содержанием серы 0,2—0,5%. В паспортах на дизельное топливо, ГОСТ 305—73, к обозначению марки топлива добавляется цифра, указывающая процентное содержание серы: топливо летнее Л-0,2, ГОСТ 305—73; топливо зимнее 3-0,5, ГОСТ 305—73.

Дизельное топливо по физико-химическим показателям должно отвечать следующим нормам и требованиям ГОСТ 4749—73 и ГОСТ 305—73.

1. Обеспечивать легкость запуска дизельного двигателя и надежную его работу на всех нагрузочных режимах при полном и бездымном сгорании. Важным фактором оценки свойств дизельного топлива является температура самовоспламенения. Воспламеняемость топлива выражается в цетановых числах. С увеличением цетанового числа (до определенного предела) облегчается запуск дизельного двигателя, улучшается процесс сгорания топлива, уменьшается дымление. Цетановое число для всех марок дизельного топлива (ГОСТ 4749—73

ГОСТ 305—73) должно быть не менее 45, а для дизельного топлива ДС (ГОСТ 4749—73) — не менее 50.

2. Иметь хорошую прокачиваемость, позволяющую бесперебойно подавать нужное количество топлива в камеру сгорания цилиндров дизельного двигателя. Прокачиваемость дизельного топлива зависит от вязкости, температуры помутнения и застывания топлива, наличия механических примесей и воды. При понижении температуры в дизельном топливе выделяются мельчайшие кристаллы парафина и льда, которые забивают поры фильтров, затрудняют движение и распыл топлива. Температура, при которой дизельное топливо еще проходит через фильтр, называется предельной температурой фильтрации. Она на 10—15°С выше температуры застывания топлива. Зимние сорта дизельных топлив, имеющие небольшую вязкость и пониженную температуру застывания, получают путем смешивания дизельных топлив с керосином в определенных пропорциях (керосина от 10 до 50%).

3. Быть стабильным при хранении, при сгорании не образовывать в большом количестве нагаров и лаков, не содержать воды и механических примесей, а также водорастворимых кислот и щелочей. Для ослабления окислительных процессов в дизельное топливо при необходимости добавляют антиокислители в количестве, не превышающем десятых долей процента, например 0,1% ФЧ-16 или 0,01% фенил-я-аминофенола. Гарантийный срок хранения дизельного топлива (ГОСТ 4749—73 и ГОСТ 305—73) составляет 5 лет. Работа дизельных двигателей на топливе с содержанием серы большим, чем это допускается ГОСТом, вызывает интенсивное отложение нагара, лака, образование сернистых соединений, вызывающих коррозию деталей. Вода и механические примеси, могущие быть в дизельном топливе, затрудняют фильтрацию дизельного топлива. Водорастворимые кислоты и щелочи вызывают интенсивную коррозию деталей топливной аппаратуры.

Маркировка моторных масел. В соответствии с ГОСТ 174Z9—72 введена единая классификация масел для всех автотракторных двигателей внутреннего сгорания. По этой классификации марки масел М-8Б!, М-10Г2, М-10Г, М-63/10Ва обозначают следующее: М — моторное масло; 8, 10 — вязкость масла при 100 °С, сСт; Б — масло относится к группе Б и предназначено для малофорсированных карбюраторных двигателей; Г2 — масло относится к группе Г и предназначено для высокофорсированных дизельных двигателей; Г—> масло относится к группе Г, является универсальным и предназначено для высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей; 6 — класс вязкости масла, у которого величина вязкости при —18°С находится в пределах 2600—10 400 сСт; з — масло имеет загущающие присадки и предназначено для применения как зимнее или всесезонное; В2 — масло относится к группе В и предназначено для среднефорсированных дизельных двигателей.

Присадки к смазочным маслам. Требования, предъявляемые к присадкам, следующие: присадки должны полностью растворяться в масле, не задерживаться масляными фильтрами, не выпадать в осадок при изменении температуры и длительном хранении и не ухудшать другие эксплуатационные свойства масел.

Для дизелей используют более дешевые, чем бензины, сорта нефтяных топлив (керосино-газойлевые и соляровые фракции). Согласно существующим стандартам дизельное топливо получают двух видов: из малосернистых (ГОСТ 4749—73) и сернистых (ГОСТ 305—73) нефгей. Дизельное топливо выпускается следующих марок: ДА, ДЗ, ДЛ и ДС (ГОСТ 4749—73) и А, ЗС, Л и С (ГОСТ 305—73).

Арктические топлива предназначены для питания дизелей при температуре окружающего воздуха ниже —30 °С (ДА) и при —50 °С и выше (А); зимние топлива ДЗ и ЗС (зимнее северное) — при температуре выше —30 °С; летние топлива ДЛ и Л — при температуре воздуха 0° С и выше; ДС и С — специальные дизельные топлива. Зимние и летние топлива различаются главным образом температурой застывания. Качество дизельного топлива оценивают цетановым числом. Дизельное топливо сравнивают со смесью из двух топлив: цетана и альфаметилнафталина. Цетан обладает минимальным периодом запаздывания воспламенения, обеспечивает работу двигателя по мягкой характеристике, для него цетановое число условно принимают равным 100. Альфаметилнафталин обладает наибольшим периодом запаздывания воспламенения (трудно воспламеняется) и вызывает работу двигателя по жесткой характеристике: его цетановое число условно принимают равным нулю. Если испытываемое дизельное топливо ведет себя в отношении воспламеняемости как объемная смесь, состоящая например, из 40% цетана и 60% альфаметилнафталина, то цетановое число такого топлива равно 40 и т. д. По содержанию серы дизельное топливо бывает двух видов: содержание серы не более 0,2%; содержание серыот0,2 до 0,5%. Например, топливо Л-0,2 — летнее с содержанием серы до 0,2%, топливо ЗС-0,5 — зимнее северное с содержанием серы до 0,5%.

Дизельное топливо (керосино-газойлевые или соляровые фракции нефти) для автотракторных двигателей получается в результате перегонки нефти при температуре 200—350° С. По ГОСТу 4749—49 в автотракторных двигателях используют три сорта топлива:
1) арктическое ДА для холодных зон с температурой воздуха ниже минус 30 °С;
2) зимнее ДЗ для зон с температурой воздуха выше минус 30 °С;
3) летнее ДЛ, используемое при температурах воздуха выше 0 °С. Топлива зимних и летних сортов отличаются друг от друга главным образом температурой застывания.

Качество дизельного топлива оценивается цетановым числом. Дизельное топливо сравнивают со смесью из двух топлив: цетана (С16Н34) и альфаметилнафталина (СХ1Н10). Цетан обладает минимальным периодом запаздывания воспламенения, обеспечивает мягкую работу двигателя, и для него цетановое число условно принимают равным 100. Альфаметил-нафталин обладает наибольшим периодом запаздывания воспламенения (трудно воспламеняется) и вызывает жесткую работу двигателя; его цетановое число условно принимают равным нулю. Если испытываемое дизельное топливо ведет себя в отношении воспламеняемости как объемная смесь, состоящая из 60% альфаметилнафталина и 40% цетана, то цета-иовое число такого топлива равно 40 и т. д.

Для двигателей применяют дизельное топливо с различными цетано-выми числами в зависимости от числа оборотов коленчатого вала.

Основную часть дизельного топлива составляет облегченная керосино-газойлевая фракция. Чем легче фракционный состав топлива, тем меньше меняется его вязкость с изменением температуры окружающего воздуха. От вязкости дизельного топлива во многом зависит развиваемая двигателем мощность и состояние топливной аппаратуры (насоса и форсунок), так как детали топливной аппаратуры смазываются топливом. В зависимости от температурных условий работы двигателя следует применять дизельное топливо соответствующей вязкости. Наличие смол в топливе способствует образованию нагара и является одной из причин, приводящей к зависанию клапанов.

Рис. 1. Схема системы питания дизеля ЯАЗ-М206:
а — подача топлива; б — подача воздуха; 1 — топливные баки; 2 — фильтр грубой очистки топлива; 3 — фильтр тонкой очистки топлива; 4 — топливоподкачивающий насос; 5 и в — топливопроводы; 7 — насос-форсунка; 8 — нагнетатель воздуха; 9 — воздушная камера; 10 — заслонка аварийной остановки двигателя; 11 — впускной трубопровод; 12 — воздушные фильтры; 13 — выпускной трубопровод

Для уменьшения износа и коррозии топливной аппаратуры и деталей двигателя дизельное топливо не должно содержать механических примесей, кислот, щелочей, серы и воды.

Топливо, применяемое для автомобильных дизельных двигателей, представляет собой тяжелые нефтяные фракции. Оно должно обеспечивать мягкую и плавную работу двигателей (без стуков и ударов), отвечать условиям надежной подачи его в цилиндры топливоподающей аппаратурой, не оставлять значительного нагара, быть свободным от механических примесей и воды, содержать наименьшее количество органических кислот и серы. Дизельное топливо должно иметь определенную вязкость и возможно более низкую температуру застывания и воспламенения.

Определенная вязкость дизельного топлива необходима для обеспечения смазки топливоподающей аппаратуры, при недостаточной вязкости условия смазки трущихся деталей аппаратуры ухудшаются, что вызывает усиленный износ этих частей.

Кроме того, маловязкое топливо просачивается через зазоры между плунжерами и гильзами насоса высокого давления, в результате подача топлива уменьшается, а мощность двигателя падает.

При большой вязкости затруднена подача и впрыск топлива в цилиндры двигателя. Чем ниже температура застывания, тем надежнее работа автомобиля в зимних условиях. С уменьшением температуры самовоспламенения топлива облегчается пуск холодного двигателя.

Мягкая работа двигателя достигается при плавном нарастании давления в цилиндрах двигателя при сгорании, что возможно при воспламенении топлива сразу же после поступления в цилиндры первых его частиц. Запаздывание воспламенения ведет к одновременному сгоранию значительного количества топлива, что вызывает резкое нарастание давления и жесткую работу двигателя. Поэтому топливо для дизельных двигателей должно иметь возможно меньший период задержки самовоспламенения. Это свойство дизельного топлива характеризуется цетановым числом. Цетановое число — это условная величина, равная процентному содержанию цетана (углеводород, обладающий наименьшей задержкой самовоспламенения) в такой смеси с альфаметилнафталином (углеводород, обладающий наибольшей задержкой самовоспламенения), которая одинакова по самовоспламеняемости с данным топливом.

Более высокое цетановое число показывает, что топливо может обеспечить более мягкую работу двигателя.

Для наиболее полного сгорания топливо, впрыснутое в цилиндры двигателя, должно хорошо перемешиваться с воздухом.

Значительное влияние в этом случае оказывает фракционный состав топлива.

Копичество легких фракций, содержащихся в дизельном топливе, ограничивается допустимой температурой вспышки, т. е. температурой, при которой пары топлива сразу воспламеняются от поднесенного открытого пламени.

Склонность топлива к образованию нагара оценивается коксуемостью топлива, которая должна быть не более 0,05%. Пригодность дизельного топлива для использования его в холодное время года определяется температурами его помутнения и застывания. Температура помутнения характеризует момент, при котором в топливе образуются мельчайшие кристаллики парафина. Достигнув температуры застывания, топливо теряет свою подвижность, так как весь содержащийся в нем парафин кристаллизуется.

Применение топлива с содержанием серы менее 0,2 % обеспечивает высокую износостойкость деталей двигателя, увеличение ее содержания до 0,5% сравнительно не намного увеличивает их износ; если же сернистость топлива близка к 1 %, то износ возрастает в несколько раз. Поэтому содержание серы в дизельном топливе для автомобильных двигателей строго ограничено.

С 1974 г. в Советском Союзе введены два новых стандарта на топливо для дизельных двигателей: ГОСТ 305—73 «Топливо дизельное» и ГОСТ 4749—73 «Топливо для быстроходных дизелей». Топливо, выпускаемое нашей нефтяной промышленностью, по тому и другому стандартам применяют для всех отечественных автомобильных дизельных двигателей.

В соответствии с указанными новыми стандартами качество дизельного топлива значительно улучшено. Для более мягкой работы двигателей снижен период задержки самовоспламенения топлива, т. е. повышено его цетановое число. Снижено содержание фактических смол, что способствует повышению надежности и долговечности приборов топливоподающей аппаратуры.

Способность дизельного топлива к испарению отражена в стандартах его фракционным составом. Топливо, испаряющееся при более низких температурах, обеспечивает легкий пуск дизельных двигателей, но оно плохо самовоспламеняется, что вызывает запаздывание самовоспламенения и ухудшает процесс сгорания. Поэтому в стандартах предусмотрены два показателя по фракционному составу: один, устанавливающий температуру выкипания 50 % перегоняемого топлива, а другой 96 %. Выполнением этих требований обеспечиваются хорошие пусковые качества топлива и минимальное количество неиспарившегося топлива при температурном режиме, характерном для работы дизельного двигателя.

В настоящее время по ГОСТ 305—73 («Топливо дизельное автотранспортное») выпускаются следующие сорта дизельного топлива: Л — летнее, 3 — зимнее, ЗС — зимнее северное, А — арктическое. Каждое из названных топлнв делится на две подгруппы: первую с содержанием серы не более 0,2% и вторую, в которой ее содержание не превышает 0,5%.

По ГОСТ 4749—73 для автомобильных дизельных двигателей предназначается топливо трех сортов: ДЛ — летнее, ДЗ — зимнее, А — арктическое.

В отличие от топлива, выпускаемого по ГОСТ 305—73, это топливо делится на подгруппы по количеству содержащейся в них серы. Все топливо, соответствующее ГОСТ 4749—73, должно содержать серы не более 0,2%.

Выбирая топливо для работы в условиях холодного климата, учитывают его температуры помутнения и застывания. Чем ниже температурные условия, тем меньше должна быть вязкость топлива и тем ниже температуры его помутнения и застывания.

Летнее дизельное топливо ДЛ можно применять только при температуре окружающего воздуха выше 0 °С. Когда температура опускается до — 20 °С, следует применять зимнее топливо 3, а при морозах, достигающих — 30 °С,— топливо ДЗ или ЗС, при более низких температурах применяют арктическое топливо.

Однако применять арктическое топливо при температурах выше — 30 °С нельзя.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автотракторные фильтры

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Дизельное топливо"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства