Автомобили, и особенно тракторы, работают в условиях большой запыленности воздуха. При движении атомобилей по проселочным дорогам, а тракторов по полям частицы пыли, поднимаясь над землей, образуют облако, которое сопровождает движущиеся машины. Пыль проникает в цилиндры, картер двигателя, топливные баки, агрегаты трансмиссии и механизмы ходовой части. Попадая в двигатель вместе с засасываемым (нагнетаемым) воздухом, она повышает износ цилиндров, поршней и поршневых колец, клапанов и других деталей. Кроме того, пыль, проникая в картер двигателя, попадает в масло, что приводит к повышенному износу коренных и шатунных подшипников коленчатого вала„
При движении машин в результате механического воздействия колес и гусениц на грунт и почву последние размельчаются в порошок, а восходящий поток воздуха подхватывает мельчайшие пылинки, которые долгое время находятся в воздухе во взвешенном состоянии, создавая дорожную пыль. Эта пыль называется взвешенной пылью в отличие от пыли, выпадающей из воздуха в виде осадка, которая называется осажденной пылью. Дорожная пыль оказывает различное воздействие на детали двигателей и агрегаты машин, так как имеет размельченные частицы разных размеров (дисперсный состав) и обладает неодинаковым химическим составом (минералогический состав).
Рис. 1. Дорожная пыль (увеличено в 140 раз)
Дорожная пыль, во много раз увеличенная, представлена на рис. 46. Для определения процентного содержания частиц пыли различного размера в воздушной среде используются следующие методы исследования дисперсионного состава пыли.
1. Ситовый анализ, заключающийся в механическом разделении частиц Пыли по крупности на ситах с ячейками различного размера. По ГОСТ 3584—73 размеры отверстий в ситах (мм) следующие: 0,04; 0,045; 0,05; 0,056; 0,063; 0,071; 0,08; 0,09; 0,1; 0,125; 0,14; 0,16; 0,18; 0,2; 0,224; 0,25; 0,28; 0,315; 0,355; 0,4; 0,5; 0,56; 0,63; 0,71; 0,8; 0,9; 1,0; 1,25; 1,6; 2,0; 2,5.
2. Воздушная сепарация, основанная на различной скорости падения пылевых частиц в среде восходящего потока воздуха.
3. Измерение размеров частиц пыли с помощью микроскопа, имеющего специальную шкалу.
Размельченность пыли зависит от структуры почвы, ёе влажности и температуры. Кроме того, на размельченность пыли оказывают влияние интенсивность движения машин по грунтовым дорогам, а также конструкция их ходовой части. Размеры частиц пыли различных почв приведены в табл. 30.
Интенсивность абразивного износа деталей двигателей во многом зависит от твердости частиц пыли, поступающей в цилиндры. Одним из важных свойств пыли является ее слипаемость (адгезия). От слипаемости пыли зависит эксплуатационная надежность работы воздушных фильтров, так как мельчайшие частицы пыли величиной 2—8 мкм легко слипаются, образуя более крупные пылинки, которые быстро засоряют фильтры.
По слипаемости. пыль делится (классификация Е. И. Андрианова) на следующие четыре группы:
1) неслипающаяся (глиноземная, доломитовая);
2) слабослипающаяся (магнезитовая, доменная, апатитовая сухая);
3) среднеслипающаяся (магнезитовая влажная и сухой цемент);
4) сильнослипающаяся (гипсовая, алебастровая, пыль мергелей, лёссовая).
Запыленность воздуха не является величиной постоянной и может меняться в широких пределах в зависимости от целого ряда факторов: размера и массы пылинок, толщины слоя пыли, осажденной на пути движения машин, скорости и направления ветра относительно движущейся машины, температуры и влажности воздуха, количества машин в колонне и скорости их движения.
Для определения запыленности воздуха около движущегося автомобиля или тоактора поименяются установки различных конструкций. На рис. 47 представлена схема одной из установок, которая помещается в зоне расположения воздушного фильтра на машине. Она состоит из приемной трубы, фильтра, изготовленного из фильтровальной бумаги, вентилятора, который просасывает запыленный воздух через воздушный фильтр.
Рис. 2. Схема установки для определения запыленности воздуха
Для замера количества воздуха, прошедшего через фильтр, устанавливается реометр 3, шкала которого отградуирована. Чтобы определить запыленность воздуха, прежде всего на точных весах взвешивают фильтр, затем устанавливают его на место и включают вентилятор. Наблюдая за реометром, просасывают через фильтр запыленный воздух. После этого фильтр снимают, вторично взвешивают и по разности масс узнают количество граммов задержанной пыли. Далее подсчитывают количество воздуха, прошедшего через фильтр. Зная расход воздуха (л/мин), замеренного реометром, и время просасывания запыленного воздуха через фильтр, определяют количество пропущенного воздуха (м3).
Запыленность воздуха, по данным эксплуатационных испытаний, на разной высоте во время движения машины по пыльной дороге различна.
—
На дизелях ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206 устанавливают воздушные фильтры двух типов: инерционно-масляные или инерционно-контактные. Использование на дизелях воздушных фильтров того или иного типа зависит от условий работы автомобиля. На дизели ЯАЗ-М204 ставят два, а на дизели ЯАЗ-М206 — три параллельно работающих фильтра.
Инерционно-масляный воздушный фильтр. Этот фильтр состоит из корпуса, фильтрующего элемента, масляной ванны и крышки.
Воздух, необходимый для работы двигателя, засасывается нагнетателем, создающим во впускном трубопроводе разрежение. По кольцевому каналу воздух поступает в воздушный фильтр и, проходя над масляной ванной, резко изменяет направление движения. Под действием сил инерции из воздуха выделяется пыль, улавливаемая маслом. Предварительно очищенный воздух затем проходит через фильтрующий элемент и по центральной трубе поступает в нагнетатель. Масло, переносимое воздушным потоком из масляной ванны на сетку фильтрующего элемента, постепенно стекает обратно, смывая с него пыль, которая осаждается на дне ванны.
В воздушные фильтры заливают масло до определенного уровня, обозначенного на корпусе меткой или кольцевым штампованным пояском.
Рис. 3. Воздушные фильтры:
а — инерционно-масляный; С — инерционно-контактный; 1 и 15 — крышки; 2 — фильтрующий элемент; 3 — кольцевой канал впуска воздуха; 4 — корпус фильтра; б — нижняя полость; 6 — патрубок; 7 — масляная ванна; 8 —линия уровня масла; 9 — бункер; 10— нижний фильтрующий элемент; 11 — верхний фильтрующий элемент; 12 — секция; 13 — трубка диффузора; 14 — розетка секции
Двухтактные двигатели работают весьма шумно, причем источником шума являются механизмы и системы впуска и выпуска. Для уменьшения шума впуска центральную трубку соединяют с патрубком 6, имеющим отверстия, и помещают в нижней полости 5 воздушного фильтра, являющейся глушителем шума.
Инерционно-контактный воздушный фильтр. Данный фильтр имеет два фильтрующих элемента: верхний и нижний, отдельные секции, бункер и крышку. Нижняя часть воздушного фильтра тоже является глушителем шума впуска.
Разрежение, создаваемое нагнетателем, передается в воздушный фильтр, и через щели крышки воздух поступает внутрь секций. В секциях расположены трубки диффузора и розетки со спиральными лопатками, сообщающими потоку воздуха вращательное движение. Вследствие этого пыль отбрасывается в стороны и постепенно осыпается в бункер. Воздух, очищенный в секциях, поступает под крышку фильтра. Пройдя через верхний фильтрующий элемент и через нижний, очищенный воздух поступает в нижнюю полость воздушного фильтра, а из нее через прямоугольные щели по впускному трубопроводу — к нагнетателю.
На рис. 4 изображена система отсоса пыли из бункеров воздушных фильтров. Бункеры соединены между собой трубопроводами и тройником, связанным трубопроводом через шланг с трубой диффузора. Другой конец трубы диффузора вварен в выпускную трубу глушителя. Отработавшие газы, идущие по выпускной трубе, создают разрежение и диффузоре, передающееся в бункеры. Отработавшие газы увлекают за собой пыль и она вместе с ними выбрасывается в атмосферу. Таким образом, отсос пыли из бункера происходит за счет эжекции отработавших газов.
Рис. 4. Система отсоса пыли из воздушных фильтров;
1 — выпускная труба; 2 — диффузор; з — труба диффузора; 4 — шланг; 5 — глушитель шума выпуска; в, 8, 10 — трубопроводы; 7 — воздушный фильтр; 9 — тройник
На двигателе ЯМЗ-236 установлен воздушный фильтр инерционно-масляного типа.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Воздушные фильтры"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы