Для дорожных гонок используют замкнутые кольцевые маршруты, составленные из дорог нормального транспортного назначения с ровным и твердым покрытием, позволяющим развивать высокую скорость. Используются также кольцевые дороги, специально построенные для гонок в соответствии с требованиями ФИА. Дорожное кольцо состоит из прямых участков, крутых и отлогих поворотов, подъемов и спусков. Такой характер дороги обеспечивает всестороннее испытание автомобилей. Полная дистанция дорожной гонки типа Grand Prix обычно принимается в пределах 300—320 км. Длина одного круга редко превышает 20 км, а чаще заключается в пределах 3—15 км. Как показал опыт последних десятилетий, организация гонок на сравнительно коротких дорожных кругах имеет целый ряд преимуществ. Ограниченная длина круга дает возможность вести постоянное наблюдение за дорогой, что способствует безопасности гонщиков и зрителей. Работа судейского аппарата упрощается, технический контроль участников гонок не требует многочисленного персонала. Автомобили имеют возможность часто пользоваться услугами своего ремонтно-заправочного бокса. Сокращается период тренировки участников гонок для изучения ими круга. Для международных гонок это очень существенно, так как конкуренты, приехавшие из разных стран, обычно имеют в своем распоряжении всего несколько дней. Во время гонок участники легче определяют свое относительное положение и непрерывно получают соответствующие сигналы от своих помощников, ведущих учет времени. Наконец, гонка может быть использована как спортивное зрелище; интервалы между проходами автомобилей сводятся к минимуму и не утомляют зрителей.
Все эти соображения привели к тому, что дорожные круги длиной в 50—100 км, часто применявшиеся до 1914 г., были оставлены.
Старт в дорожных гонках всегда дают общий (всем автомобилям сразу). При общем старте автомобили выстраиваются на дороге в несколько рядов, по две-три машины в каждом ряду. Места в первых рядах получают автомобили, показавшие наивысшую скорость в официально проверенной тренировке или при сдаче квалификационной нормы скорости, если таковая предусмотрена. Дорожно-кольцевые гонки чемпионата мира являются соревнованиями на высшем уровне в автомобильном спорте. В чемпионат мира в последние годы входит 15—17 гонок, утвержденных ФИА. Такие гонки проводились в Аргентине, Бразилии, ЮАР, на западе США, в Японии, Испании, Монако, Бельгии, Швеции, Франции, Англии, ФРГ, Австрии, Голландии, Италии, на востоке США и в Канаде. Результат чемпионата определяется по сумме очков, начисляемых гонщикам и фирмам по следующей шкале: за 1,2, 3, 4, 5 и 6-е места соответственно 9, 6, 4, 3, 2 и 1 очко. Кольцевые дороги, используемые для гонок чемпионата, весьма разнообразны, и поэтому средние скорости колеблются от 125 до 220 км/ч. Наиболее высокие средние скорости достигаются на кольцевых дорогах Италии (Монца) и Австрии (Цельтвег).
В дорожных гонках типа Большой приз гоночные автомобили не распределяются на классы и все участвуют на равных началах. Критерием для допуска автомобилей к участию в гонках является гоночная формула, определяющая технические данные машины. В настоящее время действуют три международные гоночные формулы.
1. По формуле-1 допускаются автомобили массой не менее 575 кг с двигателями 3 л без наддува или 1,5 л с наддувом, работающими на коммерческих сортах бензина; число цилиндров не более 12. Кроме того, на равных основаниях формула 1 допускает автомобили с газотурбинными двигателями и роторными двигателями типа Вапкель. Литраж роторного двигателя определяется по объему одной рабочей камеры, умноженному на два. Газовые турбины объединяют с поршневыми двигателями, вычисляя условный рабочий объем газовой турбины по формуле Спира и Пенни
При многоступенчатом компрессоре величина R представляет собой произведение степеней сжатия всех ступеней, причем для каждой центробежной ступени степень сжатия принимается равной 4,25, а для осевой — 1,15.
В последней формуле 1 ФИА впервые предприняла попытку предусмотреть возможность участия в гонках автомобилей с разнообразными типами двигателей. Это сделано с целью поощрения заводов, разрабатывающих двигатели принципиально нового устройства.
Увеличение литража поршневых двигателей по сравнению с условиями предыдущей формулы 1 было принято ФИА на основании рекомендаций многих заинтересованных организаций, известных специалистов и гонщиков. Накопленный опыт не подтверждает увеличения аварийности в гонках при использовании более мощных двигателей, а наличие запасов мощности повышает маневренность автомобиля, что способствует безопасности его эксплуатации.
2. К гонкам по формуле-2 допускаются автомобили с двигателем до 2 л. Наддув не разрешен, число цилиндров должно быть не более шести, число передач не более пяти, число ведущих колес не более двух. Масса автомобиля не менее 500 кг.
3. Формула-3 предписывает использование блока цилиндров и головки блока от серийного автомобиля, выпускаемого в количестве не менее 5000 шт. в год. Число цилиндров не более четырех, рабочий объем двигателя не более 2 л. Наддув не допускается, а весь воздух, поступающий в двигатель, должен проходить через дросселирующую шайбу с проходным сечением диаметром 24 мм и длиной 3 мм. Масса автомобиля не менее 440 кг.
Формула-3 рассчитана на то, чтобы организовать соревнования сравнительно простых и дешевых гоночных автомобилей. Такие автомобили по устройству ближе к серийным моделям, и их эксплуатация может дать сведения, полезные для усовершенствования автомобилей массового производства. Меньшая быстроходность автомобилей формулы-3 позволяет использовать их для начальной подготовки гонщиков.
Следует заметить, что формулы-2 и 3 оставляют достаточно широкие возможности форсирования двигателей. В результате автомобили этих формул отличаются высокими динамическими качествами.
По условиям всех трех формул автомобили должны иметь открытое расположение колес. Кроме того, предъявляется ряд требований, обусловленных соображениями безопасности: применение автоматического пускового устройства, раздельного привода передних и задних тормозов от тормозной педали, установка предохранительной дуги за сиденьем водителя и т. п.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Дорожные гонки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы