Области применения дугового и газопламенного напыления проволочными материалами часто совпадают. Обусловлено это тем, что оба способа базируются на использовании для создания покрытий одних и тех же проволок из сталей, алюминия, цинка, сплавов из цветных металлов. Различие в применении связано главным образом с условиями формирования частиц распыляемых материалов. При дуговом напылении расплавление концов двух проволок происходит в электрической дуге, горящей между ними. А температура электрической дуги и ее тепловая мощность примерно на 30% выше соответствующих параметров факела газового пламени. Вследствие этих причин производительность дугового напыления значительно больше газопламенной. Высокая температура электрической дуги дает возможность наносить покрытия из таких тугоплавких металлов, как вольфрам, температура плавления которого составляет 3410 °С. Вместе с тем угар основных элементов металла значительно выше, чем при другом виде напыления, что объясняется активным действием электрической дуги. Процесс дугового напыления Дешевле газопламенного, однако, учитывая некоторую громоздкость аппаратуры, дуговое напыление предпочтительнее осуществлять в специализированных цехах.
Установки для дугового напыления делятся на ручные, работающие на постоянном токе силой до 500 А, и стационарные (— 1000 А). Напряжение электрического тока колеблется в пределах 24…38 В. В СССР выпускаются ручные (ЭМ-14) и стационарные (ЭМ-15) дуговые металлизаторы.
Установки для дугового напыления состоят из трех основных узлов: металлизатора, источника постоянного тока и газового или электромагнитного распылителя. Дуговой металлизатор включает корпус с электрической головкой и каналами подвода распыляющего газа, механизма подачи двух проволок и блока управления.
В корпусе установлены направляющие с закрепленными на них башмаками. К башмакам прикреплены токоведущие пластины, прижимающие проволоки к планкам с помощью пружин и тяг. Тяги жестко соединены с мембраной. В передней части металлизатора установлено сопло.
Распылительная головка работает следующим образом. Вначале через направляющие вводятся проволоки до соприкосновения друг с другом. Затем по центральному каналу подается сжатый воздух, который обдувает их концы. В момент включения металлизатора между концами проволок возникает электрическая дуга. Одновременно начинает работать механизм подачи проволок.” Концы проволок оплавляются, а сжатый воздух сдувает и распыляет жидкий металл и транспортирует его частицы на напыляемую поверхность.
Обычно металлизаторы оборудованы механизмом подачи, обеспечивающим синхронную подачу двух проволок, хотя известно, что температура анода несколько выше температуры катода. Эту особенность электрической дуги использовали чехословацкие конструкторы, создав дуговой металлизатор, у которого скорость подачи проволоки, подключенной к положительному полюсу (аноду), на 60…100 % выше скорости проволоки, подключенной к отрицательному полюсу выпрямителя. При таком режиме улучшаются условия горения дуги и уменьшается расход электрической энергии.
Наряду с различными усовершенствованиями дуговых металлизаторов проводятся работы по изменению принципа их действия. Уже созданы новые конструкции аппаратов, предусматривающие напыление расплавившейся части проволок не сжатым газом, а электромагнитным полем.
Стендовые и эксплуатационные испытания восстановленных деталей показали, что их износостойкость возросла в 1,8 раза по сравнению с новыми изделиями.
Заслуживает внимания и распространения зарубежный опыт применения дугового напыления. Так, в ГДР на мотоциклетном заводе в г. Ноппау напылению подвергают валы, корпуса коробок передач, втулки, топливные баки и др.
Детали, работающие в условиях невысоких нагрузок, напыляются среднелегированными сталями. Средненагруженные изделия покрываются хромистой сталью. Тяжелонагруженные детали напыляются стальной (катод) и молибденовой (анод) проволоками, обеспечивающими высокую износостойкость.
Дуговое напыление с успехом применяется на ремонтных заводах США, вытесняя наплавку. Так, например, технология восстановления коленчатых валов включает шлифование, нанесение промежуточного никель-алюминиевого слоя, нанесение рабочего покрытия из мартенсит-ной нержавеющей стали.
Стоимость коленчатых валов на 30% ниже стоимости новых деталей.
В Англии пользуются следующей технологией повышения износостойкости боковой поверхности поршней из алюминиевого сплава. Поршни обезжириваются, подвергаются дробеструйной обработке, подогреваются до 127 °С и напыляются алюминиевой бронзой. Головки поршней покрывают жаростойким материалом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Дуговое напыление"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы