Краны обычного исполнения сохраняют работоспособность при температуре окружающего воздуха ±40 °С. В кранах специального исполнения для работы в холодном климате надежность обеспечивается при температуре до —60 °С. Возможность их применения определяется предельными температурами, при которых могут работать машинисты в данном районе.
Для бесперебойной работы кранов в зимнее время проводят подготовительные операции по их переводу на зимнюю эксплуатацию. Указанную подготовку приурочивают к очередному техническому обслуживанию. В состав мероприятий по переводу на зимнюю эксплуатацию входят проверка и подготовка всех систем и механизмов двигателя, аккумулятора, системы управления, кабины управления. При этом проверяют состояние топливной системы двигателя, промывают топливные баки и заправляют их топливом зимних сортов. Применение зимнего топлива позволяет обеспечивать нормальную подачу топлива к форсункам и его распыление и не снижать мощности, не приводит к увеличению изнашивания топливной аппаратуры, так как сохраняется допускаемая вязкость топлива.
Топливные баки следует заправлять особенно тщательно, исключая попадание снега и льда, которые могут создавать пробки в топливопроводах и нарушать работу двигателя.
Летние сорта масел и смазок должны быть заменены зимними. Перед заменой смазочную систему и картер двигателя следует промывать чистым маловязким маслом, которое заливают в систему и после кратковременной работы двигателя на холостых оборотах сливают.
Для нормальной работы аккумуляторов при низкой температуре их надежно утепляют, помещают в специальные ящики, доводят плотность электролита до такой величины, при которой он не замерзает при низкой температуре окружающего воздуха. В процессе эксплуатации крана необходимо следить за тем, чтобы разрядка аккумулятора не превышала 25%.
В случае понижения температуры воздуха следует особое внимание обращать на состояние и сохранность электропроводки и резино-тех-нических изделий (уплотнений, клапанов). При низкой температуре эластичность резины снижается, что может привести к появлению трещин, разрушению и, следовательно, нарушению изоляции электропроводки, герметичности соединений.
Перед началом работы крана двигатель прогревают для повышения температуры жидкости в системе охлаждения до 50 °С.
Во время стоянок кранов на базах механизации в зимнее время двигатели прогревают централизованно горячей водой или паром. При длительном хранении кранов на спецшасси автомобильного типа на базе или стройплощадке на открытом воздухе и температуре в диапазоне от —30 до —40 °С движение следует производить со скоростью до 20 км/ч. Такое ограничение вызывается необходимостью самонагрева шин в течение первых 15—20 мин движения.
Нарушение указанного режима движения может привести к повреждению охлажденной резины, которая теряет эластичность и становится хрупкой и особенно чувствительной к ударам о препятствия и динамическим нагрузкам, в том числе при резком торможении.
На заснеженных скользких дорогах (в том числе в гололед) двигаться рекомендуется особенно осторожно, плавно выполнять повороты, торможения, не изменять часто скорость, избегать остановок. Использовать тормоза следует только в крайнем случае, помня о том, что на скользкой дороге тормозной путь крана даже при скорости движения 20 км/ч увеличивается в 2—3 раза. Поэтому, чтобы исключить столкновение с идущим впереди транспортом, необходимо соблюдать дистанцию 40—50 м.
Рабочая площадка в зимнее время для установки на ней крана должна быть очищена от рыхлого снега, утрамбована для обеспечения устойчивой работы машины и невозможности случайных просадок, буксования. При этом необходимо тщательно следить за установкой башмаков выносных опор и деревянных элементов под ними, чтобы не происходило их скольжения по мерзлой земле и обледеневшему снегу.
Работая на кране при температуре, близкой к предельной (—40° С), следует помнить, что снижается хладностойкость металлоконструкций. Поэтому включение и торможение механизмов крана должно быть плавным, без рывков; ни в коем случае нельзя допускать никаких перегрузов, даже в пределах точности срабатывания ограничителя грузоподъемности +10%. Поэтому ограничитель должен работать особенно четко и надежно.
При эксплуатации крана в южных районах при высоких температурах масла и смазочные материалы должны соответствовать этим температурным условиям. Жидкость в гидросистеме и смазочный материал с повышением температуры разжижаются, а жидкость, кроме того, пенится, что приводит к нарушению работы гидрооборудования крана. Необходимо следить за уплотнениями, подтягивать соединения для исключения течи масла.
Высокопроизводительная и безопасная работа крана во многом зависит от условий, в которых находится машинист в кабине, от микроклимата в ней при температуре наружного воздуха ±40 °С.
Система устройств по нормализации микроклимата в кабине машины должна обеспечивать температуру в закрытой кабине в зимнее время не ниже +14 °С, а в жаркое время не выше +28 °С, а при температуре наружного воздуха от +28 — до +33 °С.
Для создания указанных условий работы в зимнее время кабина должна быть утеплена, обогреваться с помощью подогревателя ПЖ или электропечей и электротепловентилятора «Луч». Смотровые стекла предохраняют от запотевания и обледенения с помощью нагревательных устройств (типа тенов) или путем подачи потока теплого воздуха от вентилятора. Стенки машинного отделения утепляют специальными съемными теплоизоляционными щитами.
В случае работы при высокой температуре используют вентилятор, открывают переднее и боковые окна и дверь кабины управления. Устанавливается особый режим работы и отдыха машиниста, предусмотренный специальными инструкциями применительно к данному климатическому району.
Особые требования по эксплуатации кранов возникают при отрицательных температурах ниже — 40° С. Работа строительных кранов связана с людьми, участвующими в технологическом процессе (монтажниками, стропальщиками, сигнальщиком). Возможность производства работ на открытом воздухе при низкой температуре устанавливается специальными решениями районных советов.
Так, для территории Крайнего Севера (например, городов Норильск, Игарка, Таймырского и Эвенкийского национальных округов) предельная температура установлена —45 °С, для Магадана —50 °С при тихой погоде. В случае, если одновременно с низкой температурой наблюдается ветер, то предельная температура повышается до —35 °С при скорости ветра 5 м/с; —25 °С — 10 м/с; —15 °С — 15 м/с; —5 °С — 20 м/с. При скорости ветра 22 м/с работы прекращаются независимо от температуры.
При температуре ниже —40 °С разрешается эксплуатация кранов специального исполнения ХЛ; кранов обычного исполнения со снижением грузоподъемности на любом вылете на 50%.
При этом гидросистема, тормоза с гидротолкателями должны быть заправлены гидрожидкостью, предназначенной для применения при температуре ниже —40 °С. Система пневмоуправления должна быть оборудована устройствами, предотвращающими замерзание конденсата.
В случае невыполнения указанных требований выпускать краны на линию не допускается.
Применение кранов обычного исполнения при температуре ниже —40 °С разрешается только для производства особо срочных и аварийных работ.
Эксплуатация кранов в исполнении ХЛ разрешается до температуры, указанной в паспорте машины. Как правило, предельной температурой для таких кранов является —60 °С, но в отдельных случаях указанный предел может быть повышен.
Разрешение на работу крана при температуре ниже —40 °С выдается в письменном виде главным инженером (главным механиком) организации-владельца крана.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Эксплуатация кранов при низких и высоких температурах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы