Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автобусы «Латвия» РАФ-2203, РАФ-22031

Публикация:
   Электрооборудование автобуса «Латвия» РАФ-2203, РАФ-22031

Читать далее:




Электрооборудование автобуса «Латвия» РАФ-2203, РАФ-22031

Система электрооборудования автобуса однопроводная, с массой соединены отрицательные полюса источников и потребителей тока. Исключение составляет система аварийного выключателя, в которой применена двухпроводная схема питания всех указателей поворота.

Агрегаты электрооборудования автобуса питаются от сети постоянного тока напряжением 12В. Источником электроэнергии служит аккумуляторная батарея и генератор, работаюший совместно с реле-регулятором. Отрицательный зажим аккумуляторной батареи соединен с массой через выключатель.

Для соединения проводов между собой, а также для подсоединения к приборам и агрегатам системы электрооборудования пучки проводов имеют штеккерные колодки и одиночные штеккерные соединители. Схема электрооборудования автомобиля РАФ-2203 показана на рис. 55 (вкладка).

Генератор. На автобусе установлен генератор переменного тока с встроенным блоком выпрямителей.

При вращении магнитов их магнитное поле пересекает обмотку статора, и в ней индуктируется переменный электрический ток, который выпрямляется блоком выпрямителей в постоянный ток, поступающий от генератора в сеть.

Исправность обмотки возбуждения следует проверять омметром. Сопротивление обмотки возбуждения должно быть равно (3,7+0,2) Ом.

При проверке выпрямителя диоды следует проверять раздельно, включая разные полюсы батареи. На рис. 2 а показана проверка диодов, припаянных к полюсной шине в точках. Первая часть проверки заключается в присоединении провода А к плюсовой шине выпрямителя и поочередном касании проводом А1 всех трех клемм блока. При исправных диодах (пропускающих ток от клемм к точкам) контрольная лампа должна гореть. Если при одном из подключении контрельная лампа не горит, то это указывает На обрыв перехода проверяемого диода. При второй части проверки, ука. занной на рие- 56,а пунктиром, провод Б подключают к полюсовой шине выпрямителя, а проводом Б1 поочередно ка-саютея клемм. При исправных диодах (не пропускающих тока от шины к клеммам) контрольная лампа не должна гореть. Горение лампы указывает на короткое замыкание в проверяемом диоде. Затем аналогичным способом проверяют диоды, припаянные к минусовой шине в точках. Выпрямительную секцию с неисправным диодом следует заменить. Распаивать диоды выпрямительной секции необходимо при отвернутой гайке. При монтаже новой секции следует иметь в виду, что нагревать место пайки можно не выше 150 °С в течение 5 с.

Рис. 2. Генератор переменного тока
1— изолированная щетка (к клемме «III»); 2 — щетка массы; 3 — обмотка возбуждения; 4 — статор; 5 — обмотка статора; 6 — вентилятор; 7 — шкив; 8 — вал; 9 — передняя крышка; 10 — передний магнит; 11 — втулка; 12 — задний магнит; 13 задняя крышка; 14 — диод; 15 теплоотвод; 16 — контактное кольцо массы; 17 — изолированное контактное кольцо; 18 —? клеммовый зажим питания обмотки возбуждения

При необходимости генератор переменного тока можно , проверить на стенде согласно схеме, приведенной на рис. 4.

Проверяются начальные обороты возбуждения генератора при помощи привода, позволяющего изменить частоту вращения вала генератора от 10 с-1 до 83 с-1 (от 600 об/мин до 5000 об/мин) (измеряется тахометром 1). При этом к выходной клемме «[» генератора присоединяются необходимые приборы и нагрузочный реостат. Частота вращения вала электродвигателя стенда при проверке увеличивается плавно.

Рис. 3. Схема проверки выпрямителей
1 — плюсовая шина; 2 — минусовая шина} 3 — выводы, припаянные к плюсовой шине; 4 — выводы, припаянные к минусовой шине; 5 — клеммы; 6 — контрольная лампа; А, А1, Б, Б1 — провода

Рис. 4. Схема проверки генератора на стенде
1 — тахометр; 2 — электродвигатель; 3 — генератор; 4 и 8 — вольтметры; 5 — амперметр; 6 и 10 — выключатели; 7 и 9 — реостаты; 11 — батарея

Напряжение генератора должно быть равно 12,5 В. Питание обмотки возбуждения производится от батареи. Показание вольтметра должно быть 12,5 В.

Регулятор напряжения. Для поддержания напряжения генератора в заданных пределах используется бесконтактный регулятор напряжения РР350. Измерительным элементом регулятора является стабилитрон 14, который управляет тремя транзисторами (рис. 59). Выходной транзистор изменяет ток в цепи обмотки возбуждения генератора и тем самым поддерживает напряжение генератора в заданных пределах.

В эксплуатации необходимо периодически проверять работу регулятора напряжения по вольтметру.

Рис. 5. Схема регулятора напряжения
1, 2, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 16 — резисторы; 3, 4, 7 — транзисторы; 5, 8, 10 — диоды; 14 — стабилитрон; 17 — терморезистор; 18 — дроссель

При средней частоте вращения двигателя 28—33 с (1700—2000 об/мин) включить ближний свет фар: при этом ток зарядки по амперметру должен быть не меньше 5—7 А. Если зарядный ток больше 7 А, то необходимо включить только подфарники и на этом режиме произвести замер напряжения на клемме Б катушки зажигания (должно быть 13,6—13,3 В), и на клемме «+» аккумуляторной батареи (должно быть 13,7—13,4 В).

Рис. 6. Схема проверки регулятора напряжения
1 — генератор; 2 — регулятор напряжения; 3 — реостат; 4 — батарея; 5 и 6 — включатели; 7 — амперметр; 8 — вольтметтр.

Регулятор напряжения можно проверить на стенде по схеме, указанной на рис. 60. Частота вращения вала генератора должна быть равна 50 с-1 (3000 об/мин).

Включить включатели. С помощью реостата установить в цепи по амперметру ток нагрузки равный 14 А (аккумуляторная батарея при этом должна быть полностью заряжена). Показания вольтметра должны укладываться в пределах 13,6—14,3 В при 20 °С.

При эксплуатации генераторной установки переменного тока:
1. Категорически запрещается даже кратковременное соединение клемм «Ш» генератора и регулятора с массой (например, с целью проверки «на искру»), так как при таком соединении регулятор выйдет из строя.
2. Запрещается запуск двигателя при отключенном плюсовом проводе генератора, так как это приводит к возникновению на выпрямителе генератора повышенного напряжения, опасного для диодов. ——
3. Запрещается проверка исправности схемы генератора и регулятора мегомметром, либо лампой, питаемой от сети напряжением более 36 В. Проверка изоляции проводов мегомметром или лампой при напряжении более 36 В допускается только при отключении полупроводниковых приборов генератора и регулятора.
4. При мойке автобуса следует избегать прямого попадания струи воды на генератор и регулятор.
5. Если стрелка амперметра стоит на нуле или показывает незначительный ток разрядки, не следует делать вывод о неисправности батареи без проверки величины регулируемого напряжения.
6. Если в пути, далеко от гаража, зарядный ток равен нулю, то можно продолжать путь за счет энергии аккумуляторной батареи, используя ее только для зажигания. При этом следует снять штеккерный разъем с клеммы «Ш» генератора, а также отключить провод от клеммы «f» генератора и заизолировать их. На ближайшей станции обслуживания неисправность следует найти и устранить, так как запаса энергии батареи хватит не более чем на 150—200 км. Если неисправен генератор, то его следует сдать в ремонт или заменить.
7. Если регулятор напряжения вышел из строя в пути, далеко от гаража, и отсутствует запасной, то можно поступить следующим образом:
а) если амперметр не показывает зарядки по причине неисправности регулятора, необходимо через каждые 150— 200 км пробега делать подразрядку аккумуляторной батареи. Для этого соединить отрезком провода между собой клеммы «» и «Ш» генератора (провод от клеммы «Ш» генератора при этом следует отключить) и двигаться не более 30 мин с такой скоростью, при которой зарядный ток установится не более 20—25 А. Отключать при этом аккумуляторную батарею нельзя. Рекомендуется при этом включить максимально возможное число потребителей электроэнергии с тем, чтобы несколько ограничить зарядный ток. Через 30 мин отрезок провода между клеммами «» и «Ш» следует снять. Более длительное чем 30 мин движение с полностью возбужденным генератором недопустимо, так как это может привести и интенсивному выкипанию электролита и разрушению батареи;
б) если амперметр длительное время показывает большой зарядный ток (более 20 А), необходимо во избежание недопустимого перезаряда батареи отключить штеккерный разъем 0т регулятора напряжения. Через каждые 150—200 км пробега следует производить подзарядку батареи, для чего присоединить на 30 мин штеккерный разъем к регулятору напряжения. При этом необходимо двигаться с такой скоростью, при которой зарядный ток не превышает 20—25 А. Такая зарядка допускается не более 30 мин.

Аккумуляторная батарея. Завод выпускает автобусы с аккумуляторной батареей, имеющей плотность электролита равную 1,27 г/см3. Плотность электролита при эксплуатации автобуса в разных районах должна соответствовать таблице (при температуре 15°С).

Не следует допускать разрядки батареи летом более чем на 50%, зимой — более чем на 25%.

Обслуживание батареи включает периодическую проверку ее крепления и поддержание ее в чистом и заряженном состоянии. Клеммы батареи следует очищать от окислов и смазывать вазелином.

Для доливки дистиллированной воды в элементы батареи следует вывернуть пробку наливного отверстия и плотно надеть ее на конусный сосок вентиляционного отверстия, расположенного рядом с наливным. Уровень электролита должен быть на 15—20 мм ниже верхней кромки отверстия. Затем снять пробку с конусного соска — уровень электролита при этом понизится до нормального.

При пуске холодного двигателя на морозе во избежание быстрой разрядки аккумуляторной батареи рекомендуется пользоваться пусковой рукояткой.

При хранении автобуса без присмотра отсоединяйте отрицательную клемму батареи от массы автобуса во избежание утечки тока и пожара от случайных причин или неисправности электропроводки. Для этого необходимо нажать кнопку дистанционного выключателя аккумуляторной батареи.

Если автобус длительное воемя не эксплуатируется, то во избежание порчи от саморазрядки снимите батарею и полностью зарядите. В процессе хранения ежемесячно подзаряжайте батарею.

Стартер. На двигателе установлен стартер СТ230-Б с электромагнитным тяговым реле. Включение стартера производится ключом замка зажигания.

При этом необходимо соблюдать следующие правила:
1. Продолжительность непрерывной работы стартера при запуске двигателя не должна превышать 10 с.
2. Если двигатель после первой попытки не запускается, следующую попытку запуска двигателя стартером производить не ранее чем через 15—20 с. После двух-трех неудавшихся попыток запуска двигателя необходимо проверить системы питания и зажигания и устранить неисправности.
3. Запрещается трогать с места автобус путем прокручивания трансмиссии через двигатель стартером.

Освещение. На автобусе установлены фары с европейским асимметричным светораспределением ближнего света, имеющим резкую границу между светлой и темной зонами. Поэтому ближний свет фар должен быть отрегулирован очень тщательно, чтобы не вызывать ослепление водителей встречных автомобилей.

Рис. 7. Регулировка ближнего света фар.

Для регулировки ближнего света фар необходимо:
— поставить ненагруженный автобус с нормальным давлением в шинах на ровной площадке против белого экрана, расположенного в тени на раеетоянии 5000 мм от автобуса (для этой цели может служить также светлая стена дома);
— качнуть автобус (с боку на бок) для правильной установки подвесок;
— нанести на экран осевую линию О, лежащую в плоскости симметрии автобуса. По обе стороны от осевой линии симметрично нанести линии А и В. Расстояние между этими линиями должно быть равно 1410 мм, что соответствует межцентровому расстоянию фар. Затем на высоте h нанести линию 1 (h — высота центра фары от площадки, замеренная в момент регулировки);
— включить ближний свет и вращением соответствующих винтов установить оптические элементы так, чтобы граница между освещенным и неосвещенным участками проходила по линии 2, а наклонные отрезки выходили из точек пересечения линий А и В с линией 2, отмеченных на рисунке знаком «+».

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автобусы «Латвия» РАФ-2203, РАФ-22031

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Электрооборудование автобуса «Латвия» РАФ-2203, РАФ-22031"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства