Кузов представляет собой несущую цельнометаллическую конструкцию вагонного типа, главным несущим элементом которой является основание. Кузов представляет собой жесткую ферму, сваренную из нескольких заранее собираемых элементов.
Рис. 1. Элементы кузова
1 — передняя правая дверь; 2 — правая боковяна; 3 — дверь салона; 4 — крыша; 5 — задняя дверь; 6 — левая боковина; 7 — передняя левая дверь; 8 — рама; 9 — передок; 10 — капот.
Все основные элементы кузова изготовлены штамповкой из малоуглеродистой листовой стали и сварены при помощи контактной точечной электросварки. Некоторые соединения усилены дуговой и газовой сваркой.
В несущей системе кузова нет болтовых соединений, требующих периодической проверки и подтяжки при эксплуатации автобуса.
Отопление кузова осуществляется двумя отопителями, вентиляция — открывающимися форточками и окнами.
Хорошая обзорность дороги и надлежащая освещенность внутри кузова достигаются за счет большой площади окон.
Для теплоизоляции и уменьшения шума, возникающего при движении автобуса, в кузове применены соответствующие тепло- и шумоизоляционные материалы.
Двери. Кузов имеет четыре одностворчатые двери, подвешенные каждая на двух петлях, одна из них — задняя — открывается вверх. Две двери обеспечивают доступ в пассажирский салон, а две другие — в кабину водителя.
Для входа и выхода пассажиров служит дверь салона в правой боковине; задняя дверь служит для доступа к багажному отделению, расположенному в пассажирском салоне з,а задними сиденьями, к люкам бензинового бака в полу, к шоферскому инструменту и принадлежностям, к запасному колесу.
Дверь кабины водителя имеет наклонную переднюю оконную стойку и снабжена форточкой. Проем двери уплотнен резиновыми уплотнителями. Для ограничения открывания двери имеется ограничитель. Изнутри дверь закрыта обивочной панелью. Для удобства закрывания двери име ется внутренняя ручка.
Петли дверей состоят из двух створок. Каждая створка крепится к кузову тремя болтами. Отверстия под болты в створках петель сделаны овальными. Это дает возможность регулировать положение дверей при установке.
Все двери имеют замки, открывающиеся снаружи и изнутри кузова. Ручки неподвижно закреплены на наружных панелях дверей. Для открывания двери необходимо нажать на кнопку наружной ручки, на которой установлены запорные механизмы, запираемые ключом. При запертом положении кнопка не может быть нажата.
Для открывания двери изнутри на внутренних панелях дверей установлены приводы замка с утопленной ручкой. При повороте ручки двери открываются, независимо от того, заперт ли механизм ручки. В дверях установлены безопасные замки. Фиксатор замка крепится двумя винтами и имеет возможность регулировки благодаря установке в стойках дверей плавающих бобышек.
Рис. 2. Дверь кабины водителя
1 — внутренняя ручка; 2 — ручка поворота форточки; 3 — привод замка; 4 – ручка стеклоподъемника
Фиксатор замка предохраняет дверь от провисания в^петлях и от самопроизвольного открывания при частичной деформации дверных проемов.
Следует учесть, что для правильной работы замков необходима жесткая навеска дверей на петлях и надежное действие фиксаторов.
При ТО-2 необходимо проверить крепление дверной арматуры, наличие смазки в замках и при необходимости смазать их механизмы (смазка ЦИАТИМ-201).
Рис. 3. Замок двери
1 — пружина фиксатора; 2 — подвижной сухарь; 3 — винт; 4 — шип; 5 — пружина; 6 — кулачок; 7 — фиксатор; 8 — болт; 9 — ось кулачка
Окна и сиденья. Ветровое стекло — гнутое, безопасное, трехслойное — закреплено в проеме окна при помощи резинового уплотнения. Сечение уплотнителя и упругость резины обеспечивают полное прилегание кромок уплотнителя к стек лу и кузову по всему контуру окна. Кроме того, для улучшения герметизации применена специальная мастика между уплотнителем и проемом окна.
Рис. 4. Окно боковины
1 — вправляющая подвижного стекла; 2 — скоба крепления направляющих; 3 —рамка; 4 — уплотнитель подвижного стекла; 5, 7 — уплотнитель неподвижного стекла; 6 — вкладыш рамки; 8 — стойка; 9 — неподвижное стекло; 10 — подвижное стекло
Стекла окон боковин и стекло задней двери — закаленные — закреплены в проемах и герметизированы аналогичным образом.
Рис. 5. Сиденье водителя
1 — подушка; 2 — обивка; 3 — формовой матрац; 4 — пружина; 5 — покрышка пружин; 6 основание подушки; 7 — салазки; 8 — фиксатор; 9 — кронштейн наклона спинки; 10 — стяжка; 11 — подушка спинки; 12 — защелка
Раздвижные окна боковин снабжены запорами они могут свободно открываться и фиксироваться в закрытом положении.
Все сиденья салона по конструкции не отличаются друг от друга.
Сиденье водителя состоит из подушки и спинки собранных на штампованных каркасах и соединенных при помощи болтов через штампованные элементы. В качестве упругого элемента применяется латекс или пенополиуретан специального состава, обивка выполняется из легкомоющихся качественных кожзаменителей. Сиденье водителя имеет регулировку наклона спинки и положения вдоль оси кузова.
Сиденья установлены при помощи болтов на сварные подставки из квадратных труб и штампованные ножки, прикрепленные к полу болтами.
Одноместное сиденье в салоне автобуса может откидываться, облегчая доступ к аккумуляторной батарее.
Сиденье водителя и переднее пассажирское сиденье устанавливаются на передние брызговики при помощи креплений, обеспечивающих быстрое снятие сидений. Два эти сиденья оборудованы местами для крепления ремней безопасности.
Сиденье водителя отличается от всех остальных сидений более широкой подушкой и спинкой.
Вентиляция и отопление. Вентиляция салона и кабины водителя осуществляется при помощи форточек, опускных окон дверей кабины водителя и раздвижных окон боковин.
Отопление кузова осуществляется с помощью двух отопителей радиаторного типа, включенных в систему охлаждения двигателя.
Для циркуляции воздуха через радиаторы отопителей на них установлены вентиляторы с электродвигателями.
Обогрев кабины водителя, обдув ветрового стекла и обдув боковых стекол осуществляются отопителем, установленным на внутренней панели передка. Горячая жидкость из рубашки охлаждения двигателя через краник, ввернутый в блок цилиндров, поступает к радиатору отопителя по подводящему шлангу и возвращается в полость всасывания водяного насоса двигателя по отводящему шлангу.
Отопитель салона прикреплен к основанию 3-х местного сиденья. Горячая жидкость поступает в радиатор так же, как в отопителе кабины водителя. Возврат жидкости осуществля-тСЯ по шлангу к трояшку, присоединенному к подводящему шлангу радиатора двигателя.
Для слива воды из системы отопления салона имеется сливной краник.
В летнее время подача горячей жидкости в радиаторы отопителей может быть прекращена, для чего необходимо закрыть краники отбора горячей жидкости. Вентиляторы отопи телей в этом случае могут использоваться для принудитель ной вентиляции салона.
Рис. 6. Отопители
Порядок заполнения и слива жидкости из системы отопле имя описан в подразделе «Система охлаждения».
Инструмент и принадлежности. С целью повышения комфортабельности кузов автобуса имеет ряд дополнительных принадлежностей.
К стойкам боковины между окнами прикреплены вешалки.
Над ветровым стеклом в кабине водителя установлены противосолнечные козырьки и зеркало заднего вида.
На дверях кабины водителя установлены регулируемые легкосменные зеркала заднего вида.
В салоне автобуса установлен малогабаритный порошковый огнетушитель.
Каждый выпускаемый с завода автобус снабжен комплектом водительского инструмента, перечень которого приводится в товаросопроводительных документах, передаваемых потребителю с каждым автобусом.
Комплект инструмента упакован в две сумки и укладывается в инструментальный ящик, расположенный в салоне.
Пусковая рукоятка и домкрат укладываются в салоне пол . задним сиденьем.
Правила обслуживания. При движении автобуса кузов подвергается разного рода нагрузкам и вибрациям, поэтому * состояние кузова следует периодически контролировать. Прежде всего, необходимо обращать внимание на скрипы кузова. Если съемные детали и элементы надежно закреплены и прокладки под этими деталями исправны, то скрипы свидетельствуют о нарушении какого-либо сварного соединения, о трещине или разрыве металла в каком-то месте кузова.
Следует учесть, что автобус имеет кузов несущего типа ь котором все элементы объединены в силовую схему. По этому при механическом повреждении одного из элементов может начаться дальнейшее разрушение кузова.
В любом случае это место необходимо найти и отремонтировать для предотвращения дальнейшего разрушения. Ремонтировать такие повреждения рекомендуется при помощи газовой сварки. Во избежание повреждения и коробления соседних участков место сварки нужно обложить толстым
валиком мокрого асбеста. В местах разрушений иногда целесообразно приварить усиливающие накладки из листовой стали толщиной от 0,8 до 2,0 мм в зависимости от толщины основного металла.
Необходимо периодически проверять крепления петель VII замков дверей, люков пола, болтов крепления сидений и других съемных элементов и деталей. Ослабшие гайки необходимо подтягивать.
Автобус окрашивается синтетическими эмалями горячей сушки. Необходимо своевременно мыть автобус, а также периодически обрабатывать наружные окрашенные поверхности полировочной водой и пастами.
Применение при мойке кузова соды, керосина, бензина, а также морской воды недопустимо. Рекомендуется мойку автобуса производить в тени. Не следует мыть кузов на морозе или выезжать на мороз сразу после мойки.
Обивку автобуса нужно предохранять от пыли и загрязнений. Внутреннее помещение кузова и обивку рекомендуется чистить пылесосом. При его отсутствии обивку сидений и потолка выколачивают и чистят щеткой. Панели боковин салона и дверей, обшитые кожзаменителями или пластиком, нужно периодически мыть теплой мыльной водой, применяя чистую салфетку или мягкую щетку. Запрещается применять растворители, так как они вызывают разрушение кожзаменителей. Резиновые коврики следует мыть вне салона и перед укладкой их на место высушивать. Пол салона следует мыть салфеткой.
Повреждения краски своевременно зачищайте и подкрашивайте, не-допуская образования коррозии.
Повреждения покрытий поверхности днища кузова (арки колес и т. п.) восстанавливайте промазкой антикоррозионными и противошумными битумными мастиками (№ 213, № 580, № 579 или БПМ-1), предварительно очистив от грязи, ржавчины и загрунтовав. В местах, где ржавчина трудно поддается удалению, ее следует обработать преобразователем ржавчины.
В закрытые поверхности кузова (полости дверей, внутренние поверхности боковин, полости рамы ветрового окна, дверных стоек, лонжеронов, порога двери салона, верхнего порога задцей двери и т. п.) вводите автоконсервант «Мовиль» (ТУ 6.151.131-78) не реже одного раза в 2 года. Для доступа к внутренним поверхностям необходимо вскрыть закрытые
пробками или Демонтировать определенные узлы и детали (внутренние панели отделки боковин и дверей, противосол-иечные козырьки, внутреннее зеркало заднего вида, винты крепления петель дверей, ремни безопасности, шланги и т п.), консервант вводится безвоздушным или воздушным распылением через гибкий шланг с наконечником до появления течи через неплотности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Кузов автобуса «Латвия» РАФ-2203, РАФ-22031"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы