Физико-химические способы удаления загрязнений с поверхности деталей дают более высокую степень очистки, ускоряют процесс и снижают стоимость очистки, уменьшают пожароопасность за счет применения негорючих моющих составов, улучшают условия труда.
Применяют следующие физико-химические способы очистки деталей: ультразвуковая очистка, электролитическая очистка, термическая очистка. Перспективны электроискровая щеточная очистка поверхностей деталей от продуктов коррозии, использование электрогидравлического эффекта для очистки деталей от неорганических загрязнений — пыли, дорожной грязи, остатков строительных материалов и т. д.
Ультразвуковая очистка. Ультразвук интенсифицирует процессы очистки деталей в несколько десятков раз. Достоинством этого способа очистки по сравнению с другими является высокая чистота поверхности и деталей.
Большие преимущества ультразвуковой очистки заключаются также в компактности оборудования, в возможности очистки от разных видов загрязнений, в высокой культуре производства. Однако необходимость в высококвалифицированном техобслуживании является одной из причин, тормозящих распространение ультразвуковой очистки в ремонтном производстве.
Ультразвуковая очистка может применяться при мойке и очистке деталей системы питания и электрооборудования автотракторных двигателей для очистки коленчатых валов, шатунов, элементов масляных фильтров, трубопроводов и других деталей от углеродистых отложений, окалины, продуктов коррозии, маслянистых и других загрязнений.
Для получения колебаний ультразвуковой частоты используются механические и электромеханические излучатели. Наибольшее распространение получили электромеханические излучатели: пьезоэлектрические и магнито-стрикционные. Для ультразвуковых ванн применяются магнитострикционные преобразователи типа ПМС-4, ПМС-6, ПМС-7 и их модификации.
Ультразвуковые ванны УЗВ, которые получили наибольшее распространение на ремонтных заводах, работают в комплексе с генераторами серии УЗГ, которые питают преобразователи током ультразвуковой частоты.
Нами разработан следующий состав жидкости для очистки деталей карбюраторов и бензонасосов от углеродистых отложений и маслянистых загрязнений, г/л:
Температура раствора при ультразвуковой очистке в пределах 70…80 °С.
Электрохимическая очистка. Детали погружают в электролит и включают в цепь постоянного тока. Удаление загрязнений с поверхности деталей происходит вследствие воздействия на изделие нескольких факторов, зависящих как от свойств растворов, применяющихся в качестве электролита, так и от действия электрического тока. Моющее действие раствора усиливается механическим воздействием выделяющихся на электроде пузырьков газов.
Электрохимическая очистка может проводиться при катодном и анодном включении деталей. При катодном включении деталей на их поверхности выделяется водород, который энергично перемешивает электролит у поверхности изделия и способствует механическому отделению жиров и других загрязнений, при анодном — кислород, который способствует отделению загрязнений. Анодное обезжиривание аналогично описанному, но процесс идет значительно медленнее, так как на аноде выделяется меньшее количество газа (кислорода).
Электрохимическая очистка применяется для обезжиривания и травления деталей.
Лучшие результаты дает двойное обезжиривание — черновое и окончательное. Для чернового обезжиривания рекомендуется раствор следующего состава:
— каустическая сода NaOH —45 г/л (допустимые пре делы 30…60);
— метасиликат Na2Si03-9H20 —45 (допусти мые пределы 30…60);
— тринатрийфосфат Na3P04-12Н20— 10 г/л (допустимые пределы 5…20).
Для окончательного обезжиривания предложен следующий электролит: каустическая сода NaOH—15 г/л (допустимые пределы 10…20); кальцинированная сода Na2C03—30 (допустимые пределы 30…60); Na3P04X Xl2H20—55 г/л (допустимые пределы 30…60).
При составлении растворов нужно обращать внимание на их пенообразующую способность. Обильное пено-образование составов для электрохимической очистки недопустимо из-за возможности накопления гремучего газа в пене. Поэтому в растворы для электрохимической очистки следует добавлять поверхностно-активные вещества в самом минимальном количестве. Время обезжиривания при катодном включении деталей не должно превышать 3 мин.
Большое влияние на процесс обезжиривания оказывает температура раствора. При температуре раствора выше 80 °С улучшаются моющие свойства раствора, размягчаются загрязнения, уменьшаются силы адгезии между поверхностью изделий и загрязнениями. Кроме того, увеличивается проводимость растворов, а это вызывает увеличение плотности тока, интенсифицирует процесс и сокращает время обезжиривания.
Величина плотности тока выбирается в зависимости от степени загрязнения и может колебаться в пределах 0,3…3 кА/м2. Оптимальным является напряжение на зажимах в пределах 6… 10В.
В качестве оборудования, используемого для электрохимического обезжиривания, пригодны стальные ванны без футеровки, имеющие теплоизоляцию, пароподогрев и оборудованные бортовыми вытяжными отсосами с крышками, в качестве анодов — пластины из нержавеющей стали.
Электрохимический способ широко используется для очистки деталей от неорганических загрязнений — продуктов коррозии, окалины и окислов, а также для электрохимического травления. Для травления применяют растворы серной и фосфорной кислот.
Для электрохимического травления применяют стальные ванны, футерованные свинцом, винипластом, диабазовой плиткой. В качестве анодов используют свинцовые пластины.
Рецептура составов и режимы травления зависят от степени и вида загрязнения изделий, от места операции очистки в общем технологическом процессе.
Термическая очистка. Используется при удалении многих видов загрязнений: углеродистых отложений на деталях двигателей, старой окраски, смолистых отложений в трубопроводах гидравлической системы тормозов и т. д.
Детали нагреваются до температуры 600…650°С в газовых или электрических печах и выдерживаются при этой температуре. Оставшиеся продукты удаляются сжатым воздухом или щетками. Так очищают впускные и выпускные трубопроводы, крышки клапанных коробок и маслопроводы двигателей от углеродистых отложений.
Значительную трудность представляет удаление эпоксидных смол. Нами опробована очистка колесных тормозных цилиндров, спинок кронштейнов сидений и других деталей, восстановленных эпоксидными смолами, обжигом в электропечи. При температуре 600…650°С в течение 10… 15 мин происходит полное сгорание компонентов покрытия.
К термическому способу следует отнести и очистку от окалины, ржавчины и накипи деталей в расплавах солей.
Электрохимическая очистка в расплавах солей внедрена на заводе «Уралмаш». Температура расплава 450 °С. Состав — едкий натр NaOH и едкое кали КОН в соотношении 2:1. Установка для очистки состоит из ванны нагрева, мотор-генераторной установки, промывочных ванн, пульта управления. Электрохимическая ванна изготовлена из листовой стали толщиной 10 мм. Нагрев расплава осуществляется трубчатыми электронагревателями (ТЭН типа НМЖ 4,5/5). С целью теплоизоляции ванна опущена в кессон из шамота. На дне ванны установлен поддон для шлама.
Мотор-генераторная установка является источником постоянного тока и снабжена устройством для реверсирования тока. Номинальное напряжение 6 В.
Детали в корзинах загружают в ванну с расплавом.
Рис. 1. Схема установки для очистки деталей в расплавленных солях:
1 — подвеска с контейнером; 2, 3, 4 и 5 — кожухи над соляной, первой промывочной, кислотной и второй промывочной ваннами; 6 — кольцевой монорельс с электротельферами; 7 —колонна; 8 — двустворчатая дверь; 9 — вторая промывочная ванна; 10— кислотная ванна; 11 — первая промывочная ванна; 12 — пульт управления; 13 — смотровой люк; 14 — тигель соляной ванны.
Процесс очистки длится 20…30 мин. Качество очистки улучшается от добавления 1…10%-ного хлористого натрия NaCl. Для раскисления в расплав рекомендуется добавлять 0,1 …0,2 % карбида кальция СаСг- После выдержки в расплавленных солях детали промывают водой и нейтрализуют в 10%-ном растворе фосфорной кислоты Н3Р04.
Электрохимическая очистка в расплавленных солях рекомендуется для деталей, которым необходимо производить отпуск. В этом случае наряду с высоким качеством очистки сокращается время обработки.
В ГОСНИТИ разработан более простой способ очистки деталей в расплавах солей. Технологический процесс очистки включает следующие операции: обработка деталей в расплаве солей, промывка в проточной воде, травление в кислотном растворе и промывка в горячей воде. Очистку деталей производят в установке модели ОМ-4944. Масса одновременно загружаемых деталей 90 кг.
Перед загрузкой в соляную ванну детали выдерживают над расплавом солей 2…3 мин для просушки. Продолжительность обработки в расплаве 5… 10 мин. Состав расплава: каустической соды NaOH 65%, азотнокислого натрия NaN03 30 и поваренной соли NaCl 5 %. Температура ванны около 390…410 °С. Процесс очистки сопровождается обильным выделением черного дыма и появлением над поверхностью расплава языков пламени.
После обработки детали в течение 2…3 мин выдерживают над соляной кислотой НС1 для стекания с их поверхности расплава. Промывка деталей в воде сопровождается бурным парообразованием, способствующим удалению с поверхности деталей остатков нагара и накипи. Промывка длится 5…7 мин.
Травление в кислотном растворе производится для нейтрализации щелочи при очистке черных металлов. Рекомендуется 50%-ный раствор ингибированной (присадка КС 3 г/л) соляной кислоты НС1. Температура раствора 50…60°С. Время травления 5 мин. Травление деталей из алюминиевых сплавов производят в 10%-ном растворе азотной кислоты при температуре 20 °С в течение 8… 10 мин. После травления детали из стали и чугуна промывают в растворе, содержащем 3…5 г/л трина-трийфосфата Na3(P04)2, при температуре раствора 80…90 °С. Время промывки 5…7 мин. Промывку деталей из алюминия осуществляют в горячей воде при температуре 85…95 °С. В случае одновременной обработки деталей из черных металлов и алюминиевых сплавов применяют кислотный раствор с содержанием 3,5 % ортофосфорной кислоты Н3Р04 и 12,5% хромового ангидрида Сг03.
Качество очистки в расплавленных солях более высокое по сравнению с механической и очисткой в химических растворах.
Совершенствование процессов очистки машин идет по следующим основным направлениям:
1. Разработка принципиально новых технологических процессов и оборудования, обеспечивающих значительное снижение трудоемкости, энергоемкости и себестоимости процессов очистки.
2. Механизация и автоматизация процессов очистки машин с целью исключения участия человека в технологическом процессе.
3. Разработка высокоэффективных моющих средств.
4. Совершенствование существующих технологических процессов и модернизация серийно выпускаемого оборудования.
5. Использование различных способов очистки в едином технологическом процессе мойки и очистки деталей машин (механических, химических и физико-химических) в сочетании с современными моющими веществами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Физико-химические способы очистки деталей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы