Во время металлизации проволока из любого металла плавится в ацетилено-кислородном» пламени, электрической дуге или при индукционном нагреве т. в. ч. Струя сжатого воздуха, выходящая из сопла аппарата, распыливает расплавленный металл на частицы размером 0,001—0,05 мм, сообщая им большую скорость (до 125—250 м/сек).
Металлизируемые частицы металла не свариваются с основным металлом и друг с другом, а сцепляются чисто механически. Частицы распыливаемого металла в пластическом состоянии достигают заранее подготовленной шероховатой поверхности детали. (С гладкой шлифованной поверхностью покрытие не сцепляется.) При ударе о шероховатую поверхность они деформируются, заклиниваются и сравнительно хорошо сцепляются с ней. Качество подготовки шероховатой поверхности оказывает на прочность сцепления покрытия решающее влияние.
При металлизации распыливаемый металл изменяет свои свойства и существенно отличается от исходного металла.
Во время плавления и распыливания частицы металла окисляются, и в них выгорают составные элементы металла. Например, при электрометаллизации углерод выгорает на 30—50%. марганец — на 40—60%.
Распыливаемые холодные частицы металла при ударе о поверхность нагреваются, быстро остывают вследствие охлаждения струей сжатого воздуха и закаливаются.
В результате указанных явлений образуется неоднородная пористая и хрупкая структура металла покрытия с незначительной пластичностью и малым сопротивлением ударным нагрузкам.
Наиболее существенными физико-механическими свойствами покрытия являются структура, твердость, износостойкость относительная механическая прочность и прочность сцепления покрытия с основным металлом.
Структура металла покрытия имеет ярко выраженный кучный характер, совершенно отличный от исходного металла. Существенными особенностями структуры являются наличие окислов в виде отдельных включений и сплошных прослоек, шлаковых включений и пор, проходящих через весь слой покрытия. Граница соединения покрытия с основным металлом резко очерчена, и металл покрытия не диффундирует в основной металл детали.
Твердость покрытия выше твердости исходного металла, так как частицы металла вследствие быстрого охлаждения закаливаются и получают наклеп при ударе о поверхность детали. Твердость зависит от условий режима металлизации: чем ближе сопло распылителя (пистолета) к поверхности детали, тем выше твердость; с увеличением давления сжатого воздуха твердость повышается.
Износостойкость покрытия в условиях сухого трения очень низка. При сухом трении происходит не истирание металла, а его разрушение по границам окисных пленок.
В условиях жидкостного трения покрытие обладает весьма высокой износостойкостью. Она примерно в 2—3 раза выше износостойкости исходного металла. Объясняется это повышенной твердостью и пористостью покрытия, которое поглощает и хорошо удерживает смазку, обеспечивая лучшие условия для жидкостного трения. Поры покрытия могут поглощать масло до 10% от объема покрытия. Это свойство особенно ценно для ремонтируемых деталей, работающих в условиях трения.
Покрытие после обработки его резцом не изменяет своей способности поглощать масло, но при обработке шлифованием количество поглощаемого масла уменьшается в 3—4 раза, так как при шлифовании поры закупориваются абразивной пылью.
Механическая прочность покрытия незначительна, за исключением сопротивления сжатия, которое для стального покрытия равно 80—100 кГ/мм2. Поэтому покрытие не должно подвергаться динамическим местным ударным нагрузкам.
При совместной работе с основным металлом детали покрытие переносит все виды статических нагрузок; разрушение покрытия и его отслаивание происходят лишь в результате деформаций, превышающих предел упругости основного металла детали, что у деталей с, нормальным запасом прочности не может иметь места.
Вследствие малой прочности покрытия геометрическое увеличение размеров детали (толщины покрытия) не повышает ее прочности.
Прочность сцепления покрытия с основным металлом является важнейшим показателем для определения возможности применения металлизации при ремонте деталей.
Как уже говорилось, сцепление покрытия с основным металлом является чисто механическим и основано на адгезии — ствойст- ве механического сцепления за счет избыточной энергии в поверхностном слое: оно зависит от качества подготовки поверхности,, природы и свойства металлов, температуры металлизируемой поверхности и режима работы аппарата.
Прочность сцепления стальных покрытий в зависимости от их толщины и способа подготовки детали колеблется в пределах от 50 до 400 кГ/см2.
Свойство распыливаемого металла оказывает значительное влияние на прочность сцепления. Алюминий сцепляется плохо, в то время как цинк очень хорошо сцепляется с другими металлами. Этим свойством цинка пользуются для создания подслоя при металлизации металлами с плохой сцепляемостью. Толщина подслоя берется 0,05—0,1 мм.
Температура металлизируемой детали влияет на прочность сцепления. С увеличением температуры основного металла прочность сцепления увеличивается, но практически подогрева детали не применяют, так как при этом уменьшается твердость покрытия.
Режим работы аппарата также связан с прочностью сцепления. При увеличении расстояния сопла от детали прочность заметно падает, а при большом расстоянии сцепление вообще отсутствует.
Несмотря на то, что прочность сцепления сравнительно невысока, но достаточна для практических целей, то возможно производить обработку покрытия резанием.
Усадка металла покрытия — явление, наблюдаемое при металлизации. Слой покрытия при остывании дает усадку (для стальных покрытий линейная усадка — 1,5%)- Это свойство следует учитывать при нанесении толстого покрытия на поверхность вала. Хрупкое покрытие на валу при усадке может дать трещины, а при металлизации отверстий после остывания покрытия усадка вызывает отслаивание и отскакивание (отделение) покрытия в виде втулки.
Технологический процесс ремонта деталей металлизацией состоит из подготовки поверхности к металлизации, металлизации (электрической, газовой или высокочастотной) и последующей обработки и отделки покрытия.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Физико-механические свойства покрытия"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы