Для контроля физико-механических свойств резин используются стандартные показатели, определяемые с помощью методов и приборов, предназначенных для оценки прочности металлов в соответствии с ГОСТ 270—75.
Прочность резинового материала характеризуется пределом прочности, представляющим собой напряжение, возникающее в момент разрыва. Предел прочности определяется на разрывной машине и получается делением нагрузки, при которой происходит разрыв образца испытуемого материала строго определенных размеров, на площадь его начального (до испытаний) сечения.
Эластичность резинового материала характеризуется показателями относительного удлинения и остаточной деформации. Относительным удлинением называется отношение прироста длины образца резины в момент разрыва к его первоначальной длине; относительно остаточной деформацией — отношение прироста длины после разрыва к начальной длине образца. Оба показателя выражаются в процентах: чем больше разница между ними, тем лучше эластичные свойства резины.
Твердость резинового материала характеризует его способность сопротивляться проникновению постороннего тела. Она измеряется в условных единицах на твердомере Шора и определяется глубиной погружения иглы в испытуемый образец.
Ресурс работы ряда резинотехнических изделий, особенно шин, определяется износостойкостью используемого резинового материала. Стандартные испытания на износостойкость заключаются в истирании образца резины наждачной шкуркой, прижимаемой с определенным давлением. Износостойкость характеризуется удельным показателем истирания, численно равным отношению значения потери объема испытуемого образца к величине затраченной на истирание работы. Значение данного показателя для резины, применяемой при изготовлении покрышек легковых и грузовых автомобилей, не должно превышать соответственно 0,08 и 0,14 мм3/Дж.
В наибольшей степени на свойства резины оказывает влияние температура. С понижением температуры эластичность резины падает, а предел ее прочности растет. При —45 °С большинство сортов резины теряет способность обратимо деформироваться и становится хрупким. Отрицательное влияние оказывает и повышение температуры: прочность, износостойкость и твердость резин при этом уменьшаются, склонность их к необратимой (остаточной) деформации повышается.
В процессе хранения и эксплуатации резинотехнических изделий происходит их старение. Старение вызывается процессами окисления резины, сопровождается изменением ее физико-химических и механических свойств. Наибольшую роль при старении играет потеря эластичности резины, проявляющаяся в ее повышенной хрупкости, появлении при нагрузках трещин и разрушении детали. С повышением температуры старение усиливается — примерно в 2 раза на каждые 10 °С прироста температуры. Кроме того, старению способствует и воздействие солнечных лучей — в этом случае оно интенсивно протекает на освещаемых поверхностных участках резины.
При эксплуатации изделий из резин возможен их контакт с водой и нефтепродуктами. На саму резину вода не оказывает заметного влияния, возможна интенсивная коррозия металлического корда или загнивание хлопчатобумажной арматуры.
Большую опасность представляет способность большинства резин набухать в бензине, дизельном топливе и маслах. В результате при длительном контакте с нефтепродуктами у резиновых изделий (за исключением бензо-и маслостойких) происходит увеличение объема, снижение прочности, эластичности и твердости. Особенно сильно изменяют свои свойства в углеводородных средах резины на основе каучуков НК, СКВ, СКС.
При длительном хранении сырой резины в результате взаимодействия каучука с серой возможна частичная вулканизация, из-за чего она становится непригодной для применения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Физико-механические свойства резины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы