Рассмотренные свойства резин определяют требования к эксплуатации резинотехнических изделий, обеспечивающие надежность и нормативный ресурс их работы.
Способность резины давать остаточную деформацию ведет к тому, что при длительном воздействии даже сравнительно небольших нагрузок резиновые изделия теряют свою форму и размеры. Например, при хранении резиновых шлангов навалом с течением времени они необратимо сплющиваются, а листовая резина и прорезиненная ткань деформируются в местах перегибов. В связи с этим хранение резинотехнических изделий должно осуществляться при возможно меньших напряжениях и деформациях. Например, шины необходимо хранить на специальных стеллажах в вертикальном положении с периодическим изменением (через 2…3 мес) места контакта протектора с поверхностью. В частности, минимально допустимый радиус изгиба резиновых рукавов (шлангов) в зависимости от их внутренних диаметров при эксплуатации должен соответствовать нормам, приведенным ниже.
При демонтаже и монтаже резинотехнических деталей их посадочные места должны быть очищены, без задиров и заусенцев. Среды, постоянно контактирующие с этими деталями (например, тормозные жидкости), должны соответствовать инструкциям завода—изготовителя автомобиля, так как в противном случае возможен выход детали из строя.
Повторная установка демонтированных резинотехнических деталей, влияющих на безопасность автомобиля (тормозные манжеты и диафрагмы, уплотнительные кольца тормозных механизмов и др.), не допускается. В деталях тормозных агрегатов требуется тщательный контроль износов резинотехнических изделий, так как в противном случае, при повышенном износе возможны утечки тормозной жидкости (особенно в зимнее время).
В связи с ухудшением эластичности резины при низкой температуре, работа с резиновыми деталями в зимнее время должна производиться в теплом помещении, либо при подогреве детали до комнатной температуры.
Хранение и эксплуатация резиновых деталей должны осуществляться по возможности при умеренных температурах. Например, при нагревании резины с 20 до 100 °С ее условная прочность на разрыв снижается в 2…3 раза, резко возрастает скорость старения. Поэтому хранить резиновые детали надо при температурах —5… + 25 °С, при этом, во избежание чрезмерного старения, важно соблюдать периодичность замены их запасов на складах.
Армированные резиновые изделия должны храниться в сухой среде. При эксплуатации большинства резиновых деталей следует^избегать их контакта с жидкими углеводородами. Следует иметь в виду, что даже детали, изготовленные из специальных бензо- и маслостойких резин, при длительном контакте с углеводородами, особенно ароматическими, со временем набухают и ухудшают свои свойства. Поэтому для сохранения работоспособности следует по возможности сокращать время нахождения этих изделий в нефтепродуктах: например, освобождать шланги от остатков продуктов после заправки автомобиля и т. д.
Особо бережного обращения требуют автомобильные шины, являющиеся одним из наиболее ответственных и дорогостоящих деталей автомобиля. За десятую пятилетку объем производства шин возрос на 16,7%, а в одиннадцатой — на 18% и превысил 70 млн. шт. в год. Вместе с тем удовлетворение растущих потребностей автомобильного транспорта в шинах должно достигаться не только за счет увеличения объемов производства, но и на основе обеспечения их грамотной и бережной эксплуатации. Так, в настоящее время потери шин из-за их неправильной эксплуатации составляют около 20%.
Из эксплуатационных факторов на срок службы шин наибольшее влияние оказывают давление в шине, нагрузка и температура окружающего воздуха. Поддержание нормального давления в шинах обеспечивает не только их гарантийный пробег (рис. 60), но и минимальный расход топлива. Перегрузка автомобиля ведет к существенному снижению ходимости шин, в связи с чем не рекомендуется долгая (более 2 сут) стоянка полностью груженого автомобиля. При длительной стоянке автомобиля для обеспечения сохранности шин целесообразно ставить его на подставки.
При эксплуатации в условиях повышенных температур вследствие снижения износостойкости резины пробег автомобильных шин уменьшается. При этом следует иметь в виду, что из-за уменьшения твердости и прочности резины повышается вероятность разрывов и пробоев протектора при наезде на неровности и препятствия. Поэтому при езде в жаркое время летом следует избегать перегрева шин путем снижения скорости движения или периодических остановок.
Еще более бережно следует эксплуатировать шины при пониженных температурах в зимнее время. В этом случае при длительной стоянке автомобиля на открытой площадке твердость резины значительно увеличивается. В результате при резком наборе скорости из-за низкой эластичности холодных шин и увеличения на них ударных нагрузок появляются такие дефекты, как растрескивание протектора, трещины на боковинах и сквозные разрывы. Поэтому в зимнее время движение автомобиля следует начинать с небольшой скорости, избегая до прогрева шин (20…25 мин) неровных участков дороги и крутых поворотов. Кроме того, в условиях сильно пониженных температур следует соблюдать следующие правила: без особой надобности не ставить автомобиль в теплый гараж на срок менее 4 ч, так как за это время образующаяся на шинах влага не успевает высохнуть; не выезжать с влажными шинами, так как замерзание воды в имеющихся трещинах и повреждениях ускоряет разрушение шин; для предупреждения примерзания шин к дороге при стоянке периодически перемещать автомобиль на расстояние не менее 0,5 м.
Для условий Крайнего Севера отечественная шинная промышленность выпускает специальные морозостойкие шины, предназначенные для эксплуатации при температурах ниже —45 °С. В отличие от этих шин, имеющих маркировку «Север», выпускаемые шины с маркировкой «снЛкная» не являются морозостойкими и отличаются от обычных шин только зимним рисунком протектора.
Срок службы шин может быть существенно продлен при своевременном ремонте местных повреждений — пробоев, проколов и порезов. Такие повреждения имеют около трети эксплуатируемых шин. Порез представляет собой повреждения покровной резины и корда предметом с острыми кромками. При эксплуатации шины с порезом происходит дальнейшее разрушение нитей корда, их разрыв с местным расслоением каркаса и покровных резин.
Пробой представляет собой повреждение покровной резины и корда при наезде на препятствие, прокол— сквозное повреждение размером до 5 мм у шин легковых автомобилей и до 10 у грузовых, образующиеся при наезде на острый предмет.
При обнаружении местных повреждений шину необходимо немедленно направить в ремонт, который выполняется в шиноремонтных отделениях АТП или на шиноремонтных заводах. Для ремонта применяются материалы в соответствии с ГОСТ 2631—79 «Материалы для восстановления и ремонта пневматических шин». Эти материалы выпускаются в виде резиновых невулканизированных смесей. В их состав входит протекторная листовая резина для заполнения поврежденных участков протекторов и боковин, прослоечная листовая резина для заполнения поврежденных мест каркаса при ремонте покрышек, камерная листовая резина для ремонта камер и клеевая вальцованная резина для изготовления вулканизирующего клея.
Ремонт осуществляется с помощью электровулканизаторов и мульд. Мульды предназначены для ремонта сквозных повреждений шин, электровулканизаторы — для ремонта камер и несквозных повреждений шин, а также вулканизации к камерам пяток вентилей. Для оснащения шиноремонтных отделений АТП в Минавтотрансе РСФСР выпускаются электровулканизаторы: многопостовой модели Ш112 и однопостовой модели Ш109 и универсальная мульда с электромасляным подогревом модели Ш116.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности эксплуатации резиновых изделий"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы