На распределителе дорожно-строительных материалов имеются две гидросистемы: одна предназначена для привода гидроцилиндров, другая — для привода гидромотора.
Гидросистема для привода цилиндров служит для подъема и опускания рамы рабочих органов распределителя в транспортное положение, для подъема и опускания боковых стенок приемного бункера и поворота рамы рабочих органов, используемой при укладке цементобетонных и цементогрунтовых смесей.
Гидросистема привода гидромотора служит для привода трамбующего бруса и генератора электрического тока типа Г105, необходимого для работы системы обогрева выглаживающей плиты при распределении асфальтобетонных и черных смесей. При распределении цементобетонных и цементогрунтовых смесей гидромотор служит для привода уплотняющего и выглаживающего вибро-брусов.
Гидросистема для привода гидроцилиндров состоит из масляного бака гидравлической системы (рис. 43), гидронасоса типа НЩ-ШД, масляного манометра, цилиндров поворота рамы рабочих органов, распределителя, цилиндров подъема боковых стенок бункера, цилиндров подъема рамы рабочих органов, замедлительных клапанов, запорных устройств, гидроприводов низкого и высокого давления, фильтра.
Рис. 43. Схема гидросистемы для привода гидроцилиндров: трубопроводы низкого давления;- трубопроводы высокого давления
Масляный бак гидравлической системы емкостью 11,5 л используется от трактора Т-40 и установлен перед двигателем Д-37Е.
Гидронасос НШ-10Д производительностью 13 л/мин установлен впереди двигателя и развивает максимальное давление 135 кГ/см2 при 1450 об/мин. Система отрегулирована на максимальное рабочее давление 82 кГ[см2.
Гидронасос НШ-10Д устанавливается на месте гидронасоса НШ-32, который поступает вместе с двигателем Д-37Е от трактора Т-40. Установка гидронасоса НШ-10Д производится на крышке рас-: пределительных шестерен при помощи переходного фланца, который предварительно центрируется относительно привода насоса НШ-32 диаметром 90 мм и крепится тремя болтами и шпилькой с гайкой. Для крепления насоса НШ-10Д в переходном фланце нарезается резьба. Для центрирования насоса в переходном фланце растачивается отверстие диаметром 60 мм. В него входит буртиком насос. Для привода насоса НШ-10Д втулка насоса НШ-32 заме няется удлиненной втулкой со шлицами. Наружный диаметр обеих втулок одинаков.
Вал гидронасоса НШ-10Д приводится во вращение от шестерни распределительного вала двигателя через промежуточную шестерню и шестерню привода вала насоса. Привод гидронасоса установ-
Лен на передней крышке распределительных шестерен двигателя с левой стороны.
Промежуточная шестерня вращается вместе с осью в двух шарикоподшипниках, закрепленных в отверстиях переднего моста. От осевого перемещения подшипники удерживаются стопорными кольцами, расположенными на оси и в шестерне.
Вал гидронасоса соединяется с втулкой при помощи шлицев. Втулка входит в расточку ступицы шестерни привода. От осевого перемещения втулка удерживается с одной стороны стопорным кольцом, а с другой — буртиком на шестерне. На наружной поверхности втулки сделаны четыре лунки овальной формы, а в шестерне привода насоса напротив лунок — четыре круглых отверстия для шариков. В этих отверстиях шарики удерживаются специальной муфтой, сидящей на ступице шестерни. На наружной поверхности муфты проточен кольцевой паз, в который входят кулачки вилки переключения, закрепленной на валике. На валике крепится также и рычаг управления включением гидронасоса. Поворотом рычага управления муфта перемещается по ступице шестерни (валик стопорится штифтом, предохраняющим его от осевых перемещений). При движении рычага назад (в сторону двигателя) муфта включает привод насоса, а при движении вперед привод отключается. Положения рычага фиксируются фиксатором, установленным в ручке рычага управления. Для удержания смазки на валик устанавливается резиновое кольцо. Применение шариковой муфты дает возможность включать и выключать гидронасос при работающем двигателе на малых оборотах.
Насос расположен ниже уровня масла в масляном баке на 300 мм, что позволяет при достаточном проходном сечении маслопровода подавать необходимое количество масла для работы насоса при оборотах вала последнего 1450 об/мин. Давление, развиваемое гидронасосом, определяют при помощи манометра 3 типа МГ60 со шкалой до 250 кГ/см2.
Гидроцилиндр диаметром 70 мм поворота рамы рабочих органов 4 устанавливается на сменном оборудовании. Максимальный ход штока цилиндра составляет 220 мм, диаметр штока поршня 35 мм, усилие, развиваемое цилиндром при давлении 135 кГ/см2, достигает 1740 кГ. Однако в цилиндре поддерживается рабочее давление 65 кГ/см2. Оно обеспечивает поворот рамы на заданный максимальный угол за 29 и 39 сек со скоростями 0,075 и 0,056 м/сек.
Трехсекционный гидрораспределитель 5 типа Р75-ВЗ заимствован от трактора Т-40 и установлен в кабине укладчика. Гидрораспределитель предназначен для распределения масла, подаваемого насосом в цилиндры поворота и подъема рамы рабочих органов, а также боковых стенок приемного бункера. Каждая секция управляется своим рычагом, имеющим три фиксированных положения — нейтральное, подъем и опускание.
Крайний справа рычаг управляет подъемом и опусканием стенок приемного бункера, средний — поворотом рамы рабочих органов при укладке цементобетонной смеси и грунтоцемента, крайний слева — подъемом или опусканием рамы рабочих органов.
При укладке других видов материалов — асфальтобетона, щебня или гравия — трубопроводы от гидроцилиндра к средней секции распределителя глушат пробками.
При использовании распределителя на укладке асфальтобетон! ных смесей и щебня гидроцилиндры подъема рамы устанавливают штоками вниз, а при установке сменной рамы рабочих органов для укладки цементобетонных смесей и грунтоцемента —- штоками вверх.
Гидроцилиндры 6 подъема боковых стенок бункера устанавли- Я вают по бокам приемного бункера. Внутренний диаметр цилиндров 50 мм, ход штока 250 мм, а его диаметр 25 мм. При максимальном 1 давлении масла 135 кГ/см2 каждый цилиндр развивает усилие 1200 кГ/см2. Работают же цилиндры при давлении 82 кГ[см2. Стен-1 ки бункера они поднимают за 4,55 сек со скоростью 0,055 м/сек, а опускают за 3,38 сек при скорости-0,074 м/сек.
Ход штоков гидроцилиндров подъема рамы рабочих органов асфальто- и щебнеукладчика 300 мм, внутренний диаметр цилиндров 70 мм, а диаметр штока цилиндра 35 мм. При максимальном давлении масла в системе 135 кГ/см2 каждый гидроцилиндр развивает усилие 1500 кГ. При рабочем давлении 57 кГ/см2 рама рабочих органов поднимается за 7,9 сек со скоростью 0,038 м/сек, опускается со скоростью 0,09 м/сек.
Четыре запорных устройства 9 рассчитаны на максимальную производительность 50 л/мин при максимальном давлении 135 кГ/см2. На распределителе давление регулируется от 0,5 до 85 кГ/см2 (производительность до 13 л/мин).
В системе гидроцилиндров подъема рамы рабочих органов у каждого цилиндра установлены замедлительные клапаны, которые снижают скорость вытекания масла из цилиндров при подъеме в 2 раза. Максимальная производительность замедлительного клапана с диаметром отверстия в шайбе 1,4 мм составляет 6,5 л/мин.
Для очистки масла от посторонних примесей в гидросистеме установлен фильтр, используемый- на тракторе Т-40. Фильтр расположен в заливной горловине масляного бака и рассчитан на пропуск масла в количестве 50 л/мин. Фильтр задерживает всякие частицы крупнее 80 мк.
Гидросистема привода цилиндров работает следующим образом. При включении рычага муфты мощность передается валу насоса. Масло из бака поступает во всасывающую полость насоса и далее нагнетается под давлением по трубопроводу к распределителю. Если золотники находятся в нейтральном положении, масло через фильтр из распределителя направляется обратно в масляный бак. При передвижении крайней правой рукоятки распределителя от нейтрального положения в любую сторону масло поступает по трубопроводу высокого давления в цилиндры приемного бункера. Происходит подъем или опускание стенок бункера. Поворотом крайней слева рукоятки распределителя масло из насоса по гидропроводу высокого давления направляется в цилиндры подъема рамы рабочих органов укладчика. При установке рукоятки в плавающее положение происходит опускание рамы рабочих органов.
Рис. 44. Схема гидросистемы привода гидромотора
При повороте средней рукоятки гидрораспределителя масло из насоса по гидропроводу высокого давления направляется в цилиндр поворота рамы рабочих органов, используемой при укладке цементобетонных смесей и грунтоцемента.
Система привода гидромотора (рис. 44) состоит из масляного бака, гидронасоса типа НШ-67, реверсивного золотника типа Г74-16, дросселя типа Г55-32, гидропроводов низкого и высокого давления, гидромотора типа ПМ-5, термометра масла, масляного фильтра и запорного устройства.
Масляный бак емкостью 100 л сварен из листовой стали толщиной 1,5 мм. Для привода гидромотора используется веретенное масло АУ по ГОСТ 1642—50. Оно заливается в бак через заливную горловину и фильтр. Фильтр состоит из сетки с отверстиями диаметром 50 мк. В баке установлено два фильтрующих элемента: один —в заливной горловине, другой —в сливной магистрали гидромотора. Масляный бак установлен с левой стороны двигателя на специальных кронштейнах.
Гидронасос НШ-67 производительностью 100 л/мин при 1500 об/мин вала развивает давление 100 кГ/см2. Однако его рабочее давление отрегулировано на 86 кГ/см2. Гидронасос установлен на специальном редукторе около масляного бака. Отбор мощности Для привода насоса осуществляется от бокового вала отбора мощности коробки передач, рычаг управления которым выведен в кабину машиниста.
Реверсивный золотник 6 типа Г74-16 предназначен для регулирования направления потока масла, подаваемого насосом. Масло может направляться в гидромотор, заставляя последний вращаться в одну или другую сторону в зависимости от положения золотника, управляемого рукояткой. При нейтральном положении золотника масло от насоса направляется по сливной магистрали в масляный бак. При работе гидромотора масло по сливному гидропроводу направляется сначала в золотник, а затем —также в масляный бак.
Золотник отрегулирован на пропуск масла в количестве 100 л/мин при давлении 80 кГ/см2. Он расположен в кабине-машиниста. Управление работой гидромотора производится рычагом управления реверсивного золотника.
Дроссель типа Г55-32 предназначен для регулирования скорости вращения вала гидромотора. Он установлен параллельно трубопроводу высокого давления, идущему от насоса через золотниковый распределитель к гидромотору, и сбрасывает часть масла из системы в масляный бак. Количество сбрасываемого масла из системы через дроссель лежит в пределах 0,25—18 л/мин.
Гидромотор устанавливается на сменном оборудовании укладчика. При подаче масла под давлением 79 кГ/см2 гидромотор развивает 1380 об/мин, что соответствует мощности 16 л. с. На гидромоторе устанавливается клапанная коробка с предохранительным клапаном, отрегулированным на давление 90+1° кГ/см2. При повышении давления масла более установленного открывается клапан выпускающий часть масла из системы, и давление снижается до заданной величины. Масло при открытом клапане поступает по сливному маслопроводу в бак. В системе слива (дренажа) масла установлено запорное устройство.
Система привода гидромотора работает следующим образом:; масло из бака поступает через насос и гидропровод высокого давления в золотниковый распределитель. Одновременно часть масла из магистрали поступает в дроссель. При включенном гидронасосе и нейтральном положении рычага золотника распределителя масло; возвращается в бак. При включении золотника распределителя основная часть масла направляется в гидромотор, вал которого на» чинает вращаться. Направление его вращения зависит от направления подачи жидкости, которое регулируется ручкой золотникового распределителя. Скорость вращения вала гидромотора регулируется дросселем, сбрасывающим часть жидкости из системы в бак.
Для замера температуры масла в системе, по которой судят о работоспособности гидромотора, в баке устанавливается термометр Температура масла не должна быть выше 70 °С при температуре окружающего воздуха +30 °С.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Гидросистема"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы