Еще в 1949 г. в нашей стране было предложено устройство земснаряда с погружным грунтовым насосом, а в 1966 г. в институте Гидропроект им. С. Я. Жука под руководством Б. М. Шкундина создан мощный земснаряд марки 500-70ГЛ с землесосом (размещен в герметической капсуле на раме разрыхлителя) для разработки грунта на глубине до 45 м.
С конца 60-х —начала 70-х годов в Голландии, США, Японии получило развитие новое направление увеличения глубины разработки — применение на земснарядах погружных гидротранспортных установок. Одна из крупнейших зарубежных фирм, занимающаяся созданием и эксплуатацией земснарядов, — голландское объединение «ИХЦ Холланд» — отказалась от ранее применявшихся эжекторов при значительных глубинах всасывания и все свои крупные земснаряды оснастила погружными грунтовыми насосами.
В 70-х годах созданием и внедрением погружных установок начали заниматься производственные, проектные и научно-исследовательские организации Минэнерго, Минмонтажспеи-строя СССР и Минстройматериалов СССР.
Рис. 1.3. Классификация компоновочных решений погружных агрегатов на земснаряде
В опытно-промышленной эксплуатации находятся схемы транспортирования, показанные на рис. 1.4. Отметим также, что в Голландии, США, ФРГ строятся земснаряды, на которых применяют по три насоса: погружной (почти всегда низконапорный) и два палубных, или трюмных. В схеме гидротранспортной системы, показанной на рис. 1.4, б, погружной насос установлен на раме и является вспомогательным по отношению к главному насосу, размещенному в машинном отделении. Насосы здесь работают последовательно, и их напор суммируется. Такая схема, как известно, целесообразна при необходимости транспортирования грунта на большие расстояния (более 500 м) или при умеренной дальности, но высоком геодезическом подъеме пульпы на карту намыва. Если с гидротранспортированием справляется один главный насос, то задача вспомогательного (бустерного) насоса заключается в обеспечении достаточной всасывающей способности главного насоса. Этому требованию по своим характеристикам наилучшим образом соответствует, как указывает ВНИИГС, насос осевого типа, отличающийся малым напором при большом расходе гидросмеси и достаточно высоким гидравлическим КПД. Однако ввиду отсутствия отечественных осевых насосов для работы в качестве вспомогательной низконапорной ступени при перекачивании гидросмесей приспосабливают обычные грунтовые насосы центробежного типа.
Рис. 1.4. Схемы гидротранспортирования из глубоких забоев
а — одноступенчатая с погружным агрегатом; б — двухступенчатая с погружной бус-терной установкой; в — двухступенчатая с плавучей перекачной станцией
Использование одного погружного насоса с достаточно вы соким напором может осуществляться по двум схемам По одной из этих схем (рис. 1.4, а) в погружную установку включается насос с погружным электродвигателем. Другая установка (рис. 1.4, б) выполняется с погружным насосом и стандартным электродвигателем щитового исполнения, располагаемым над горизонтом воды на раме разрыхлительного устройства. Насос приводится через длинный вал.
Для условий, когда песчано-гравийные материалы из глубокого месторождения должны транспортироваться на значительные расстояния, представляет интерес схема, использующая автономную плавучую станцию. Наличие в парке машин производственной организации такой автономной станции позволит рационально организовать гидротранспортные работы.
В тресте Гидромеханизация Минэнерго создано сменное грунтозаборное устройство, оборудованное погружным грунтовым насосом (предназначенное для земснаряда 350-50Л) с трансмиссией, которая представляет собой двухопорный сварной пустотелый вал из трубы диаметром 325×25 мм, длиной 8 м. В Камском СУ треста Гидромеханизация работают земснаряды 350-50Л с погружными бустерными грунтовыми насосами типа 16Р-9М. На этих земснарядах погружные насосы работают с последовательно включенным трюмным насосом типа 20Р-11 в качестве перекачивающего.
В эксплуатации находятся также земснаряды (в Чебоксарском и Куйбышевском СУ), в которых в качестве погружной машины используются насосы 20Р-11 со стандартным рабочим колесом, имеющим диаметр 1250 мм, и электродвигателем мощностью 630 кВт с частотой вращения 370 мин-1. Насосы при напоре 30 м вод. ст. обеспечивают производительность по пульпе 4000 м3/ч. Таким образом, в этой машине в качестве погружного и бустерного насосов используются насосы одного типоразмера. Грунтозаборное устройство с водоизмещающей рамой навешивается на земснаряд 350-50Л. Глубина разработки свободным всасом достигает 16 м.
Двухступенчатая схема с насосами одинакового типоразмера (насосы ГРУ-2000/63) осуществлена на земснаряде П-1 Ярославского СУ Минмонтажспецстроя СССР. Снижение напора погружного насоса достигнуто за счет применения рабочего колеса уменьшенного диаметра (900 мм вместо номинального диаметра 1000 мм), приводимого от электродвигателя с частотой вращения 750 мин-1 через редуктор с передаточным отношением 1 :2. В результате напор при подаче пульпы 2500 м3/ч составил 12 м вод. ст. Указанные мероприятия по снижению напора позволили уменьшить мощность и массу электродвигателя, тем самым обеспечив возможность размещения бустерной установки на раме при ограниченном запасе плавучести земснаряда. Для привода главного насоса той же марки ГРУ-2000/63, но с рабочим колесом номинального диаметра (вторая ступень) использовался электродвигатель мощностью 800 кВт с частотой вращения 590 мин-1.
Известными недостатками двухступенчатой схемы являются повышенный расход электроэнергии, утяжеление земснаряда и снижение его надежности из-за наличия и взаимодействия двух насосных агрегатов. При этом необходимо отметить, что, согласно проведенному ВНИИГСом исследованию, специфическим производственным условиям на строительных объектах Мин-монтажспецстроя в 75% случаев соответствуют дальность транспортирования до 1500 м и высота подъема пульпы менее 10 м, то есть в этих условиях применения вспомогательного насоса как источника дополнительного напора не требуется. Поэтому здесь имеются перспективы для внедрения земснаряда с одноступенчатой гидротранспортной установкой погружного типа для разработки грунтов I—IV категорий с глубины до 25 м.
Такого типа земснаряд имеется в Ульяновском СУ. На его раме установлен серийный грунтовый насос ГРУ-2000/63, в качестве привода использован электродвигатель АКН-2-15—69-10У4 мощностью 800 кВт с частотой вращения 590 мин-1, смонтированный в верхней части рамы земснаряда. Трансмиссия включает промежуточный вал с двумя опорами на подшипниках качения и два карданных звена от автомобиля БелАЗ-640А, соединяющих промежуточный вал с грунтовым насосом и электродвигателем. При предельном заглублении 25 м ось насоса оказывается на глубине 6,1 м, а электродвигатель остается над водой.
Грунтоприемное устройство земснаряда оборудовано эжектором конструкции ВНИИНеруда, к которому подается вода насосом марки 300—Д90. Применение эжектирования обусловлено необходимостью освобождения рамы при завале ее грунтом обрушившегося забоя. В нормальных условиях вода к эжектору не подается и его роль сводится к защите всасывающей трубы от попадания в нее крупногабаритных включений.
В системе Минстройматериалов СССР внедрены установки по схеме (рис. 1.4, а). Проведена опытно-промышленная эксплуатация моноблочного агрегата грунтового насоса 16ГрУТ-8М с погружным электродвигателем марки АНСК-16-60-12 мощностью 1000 кВт и частотой вращения 500 мин., разработанного ЦПКТБ КЭМ Минэлектротехпрома.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Гидротранспортные системы земснарядов по добыче нерудных материалов из глубоких месторождений"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы