Грузовая стрела — сварная А-образной формы; состоит из двух сходящихся балок коробчатого сечения, верхней косынки и поперечины для связи балок, а также пяты и оголовка. Поперечина является также упорной площадкой для штока буферного устройства. Пята имеет проушины для установки стрелы в опорные кронштейны левой гусеничной тележки. На оголовке стрелы расположевы проушины для подвески обойм блоков.
Для удержания грузовой стрелы и груза на трубоукладчиках применены канаты, которые для увеличения удерживающего тягового усилия запасованы в четырехкратные грузовой и стреловой полиспасты (на трубоукладчике ТГ-201 грузовой полиспаст шестикратный).
Отношение тягового усилия полиспаста к тяговому усилию одной его ветви без учета потерь на трение канатов и блоков называется кратностью полиспаста. Кратность определяют по числу ветвей каната, образующего полиспаст: полиспаст, состоящий из двух ветвей, называется двукратным, трехкратным и т. п.
Помимо полиспастов грузовая стрела оснащена указателем 6 вылета крюка и грузоподъемности, а также ограничителем подъема стрелы.
Рис. 1. Грузовая стрела:
1, 4, 5 — проушины, 2 — поперечина, 3 — косынка, 6 — указатель вылета крюка и грузоподъемности, 7 — балка
Грузовой полиспаст. На трубоукладчиках он состоит из каната и двух обойм блоков — подвижной и подвесной.
Подвижная обойма трубоукладчиков Т-3560М и ТО-1224Г состоит из двух блоков на шарикоподшипниках, их опорной оси, подвешенных на этой оси щек, заключенной в основании щек траверсы с грузоподъемным крюком и стяжных болтов с надетыми на них втулками-распорками. Крюк подвешен к траверсе через упорный подшипник, допускающий полный поворот крюка в плане, и закреплен гайкой, которая опирается на подшипник своей заточкой. Крюк имеет паспорт и клеймо, на которых указаны его заводской номер и грузоподъемность. Для защиты элементов обоймы от загрязнения и предохранения канатов от соскальзывания с блоков обойма снабжена кожухом.
Подвижная обойма смещается вверх или вниз в зависимости от укорочения или удлинения полиспаста, производимых включением в работу грузового барабана лебедки.
Подвесная обойма состоит из двух блоков на шарикоподшипниках, их опорной оси, несущих эту ось щек, верхней гребенки, а также стяжных болтов для затяжки щек обоймы. К проушине грузовой стрелы обойму подвешивают через серьгу, которая пальцем соединена с гребенкой. Вокруг оси пальца обойма может перемещаться в горизонтальном направлении, если поднимаемый груз находится в стороне от вертикальной оси полиспаста. Это предохраняет канат от переломов при упоре в щеку обоймы. Для крепления каната к одной из щек обоймы приварено клиновое крепление под коуш.
Оси подвижной и подвесной обойм фиксируются от выскальзывания из щек закладными планками, застопоренными болтами. К подшипникам, располагающимся на осях, смазочный материал подается по каналам этих осей, закрытым снаружи пресс-масленками.
Отличие обойм трубоукладчиков Т-3560М и ТО-1224Г в том, что подшипники на осях у трубоукладчика ТО-1224Г роликовые.
Оба полиспаста трубоукладчика ТГ-201 — шестикратные, поэтому в каждом есть третий блок на осях, а подвесная обойма помимо третьего блока имеет еще и четвертый блок, а также расположенный под ним обводной блок. Четвертый блок на оси обоймы подводит концевую ветвь полиспаста к цилиндру-датчику прибора контроля нагрузки, расположенному на верхней раме, а обводной блок изменяет стороны подвода ветви полиспаста к четвертому блоку,
Все подшипники обойм шариковые.
Стреловой полиспаст состоит из канатов, стреловой обоймы, которая присоединена к проушине стрелы, и обводного блока, установленного вместе с коушем концевой ветви полиспаста в подвеске лебедки (на трубоукладчиках Т-3560М и ТГ-201) или портала верхней рамы (на трубоукладчике ТО-1224Г).
Стреловая обойма всех трубоукладчиков имеет два блока и по конструкции аналогична показанной на рис. 2, б подвесной обойме грузового полиспаста. Отличается она лишь тем, что в подвеске исключено одно шарнирное соединение и поэтому отсутствует гребенка.
Рис. 2. Подвижная (а) и подвесная (б) обоймы грузового полиспаста трубоукладчика ТО-1224Г:
1 — грузовой крюк, 2 — стопорная шайба, 3 — щека, 4 — защитный кожух, 5 — пресс-масленка, 6 — стяжной болт, 7 — втулка-распорка, 8 — блок, 9 — ось, 10 — упорная гайка, 11 — траверса, 12 — гребенка, 13 — палец, 14 — серьга, 15 — закладная планка, 16 — коуш, 17 — клиновое крепление коуша
На трубоукладчике Т-3560М в качестве подшипников стреловой обоймы использованы бронзовые втулки. Указатель вылета крюка и грузоподъемности установлен на внутренней стороне стрелы в зоне видимости машиниста и работает по принципу отвеса. Указатель состоит из свободно подвешенной стрелки и закрепленного сектора со шкалой. На шкале нанесены риски, соответствующие наименьшему, наибольшему и нескольким промежуточным значениям вылетов. Под этими делениями проставлены значения допустимых в грузоподъемностей трубоукладчика при данных вылетах.
Рис. 3. Ограничитель подъема стрелы трубоукладчика ТГ-201:
1 — пакет регулировочных прокладок, 2 — фланец, 3 и 7 — гидрораспределитель-прерыватель и его золотник, 4 — защитная плита, 5 — регулировочный винт, 6 — опорная площадка, 8 — рычаг, 9 — ролик, 10 — шток подпружиненного буферного устройства
Ограничитель подъема стрелы. Во избежание упора грузовой стрелы в верхнюю раму и поломки применяют ограничитель ее подъема. Его монтируют на верхней раме слева по ходу и он работает от усилия нажатия стрелы.
На трубоукладчике Т-3560М усилие нажатия стрелы передается через шток буферного устройства золотнику распределителя-прерывателя, который установлен в линии питания цилиндра, обеспечивающего управление подъемом стрелы. Включенный таким образом распределитель-прерыватель разрывает линию питания цилиндра, что приводит к отключению стрелового барабана лебедки от двигателя и затяжке тормоза барабана. При включении барабана на спуск стрелы ее отбрасывает через поперечину от придвинутого положения мощная пружина буферного устройства.
На трубоукладчиках ТГ-201 и ТО-1224Г ограничитель подъема стрелы укреплен на цилиндре пружины буферного устройства. Ограничитель состоит из фланца с площадкой, на которой закреплен распределитель-прерыватель, укрытый от механических воздействий и поломок плитой. При нажатии стрелы на пружину буферного устройства вместе с ее сжатием и перемещением вправо штока ролик «набегает» на хвостовик штока, рычаг нажимает на золотник распределителя-прерывателя и включает его.
Ход золотника регулируется прокладками, а отход рычага — регулировочным винтом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Грузовая стрела, полиспасты, ограничители"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы