На автомобильных стреловых самоходных кранах в качестве грузозахватных органов используют крюки, которые вместе с подвижными блоками полиспаста для подъема груза составляют отдельный узел —крюковую подвеску. На некоторых моделях кранов в комплект рабочего оборудования входит и грейфер.
Крюковая подвеска (рис. 96) состоит из щек, траверсы, крюка, и блока, установленного на шарикоподшипниках на оси.
В траверсе установлен хвостовик крюка, на который напрессован упорный подшипник и навернута гайка, застопоренная в торец винтом. Траверса установлена в отверстия щек подвески и закреплена с обеих сторон оседержателями. Щеки между собой скреплены двумя шпильками.
Для предохранения канатов от соскакивания с блоков и попадания грязи между щеками установлен кожух, огибающий блок снизу. Ось блока проходит через отверстия в щеках обоймы и закреплена оседержателем, который препятствует ее выпаданию и проворачиванию. В верхних отверстиях щек подвески имеется палец, на котором находятся конусная втулка крепления грузового каната и; две дистанционные втулки.
Крюковые подвески автомобильных кранов отличаются друг от друга числом блоков в подвеске и способом стопорения гайки, например, стопорной планкой (КС-2561Е) или шплинтом (КС-2561Д).
Крюки крюковых подвесок однорогие, сложной конфигурации. Их изготовляют коваными или штампованными по ГОСТ 2105—64 и ГОСТ 6627—66. Крюки для стропов делают из стали 20 или из спокойной мартеновской стали СтЗ.
Если стреловыми кранами перемещают контейнеры, бадьи, ящики, а также пакетированные грузы, подвешиваемые на крюке посредством колец, скоб, карабинов, то в соответствии с требованиями -Госгортехнадзора грузовые крюки снабжают предохранительным замыкающим – устройством, например, рамкой, которая предохраняет грузозахватные приспособления от выскакивания из зева крюка.
Рис. 96. Крюковая подвеска крана К-162:
1 — конусная втулка, 2 — щеки, 3 — палец, 4 — блок, 5 и 9 — шарикоподшипники, 6 — ось, 7 — винт, 8 — гайка, 10 — крюк, Л — предохранительная рамка, 12 — траверса, 13 — кожух, 14 и 15 – оседержателя, 16 – шпильки
Машинист должен следить за тем, чтобы износ крюка в зеве не превышал 10% проектной высоты сечения. На крюке не должно быть каких-либо трещин, надрывов или искривлений, поломка крюка может вызвать аварию. На крюке обязательно должен быть указан его номер по ГОСТу (определяющий грузоподъемность крюка), наименование завода-поставщика и год изготовления.
Грейфер представляет собой специальный ковш челюстного типа, позволяющий захватывать и выгружать сыпучий или кусковой материал. Грейфер относится к автоматическим грузозахватным устройствам, так как дает возможность совершать операции захватывания и выгрузки без участия рабочих (стропальщиков), “а автомобильных кранах устанавливают грейферы, подвешиваемые на одном или двух канатах.
Одноканатный грейфер менее эффективен, так как для разгрузки его нужно опускать на грунт, что резко снижает производительность. Двухканатный грейфер можно разгружать на весу в любом положении: Это значительно сокращает продолжительностьцикла, что особенно важно при массовых перегрузочных работах с сыпучими грузами. Двухканатные грейферы, по сравнению с одно-канатными, более надежны в работе, обеспечивают лучшее самозаполнение, поэтому они больше распространены в строительстве. Такими грейферами оборудуют автомобильные краны К-64 и K-I62.
Рис. 97. Двухканатный грейфер-
а — грейфер, 2 — оттяжной канат, 3 — стрела, 4 — блоки оттяжного каната, 5 —успокоитель, 6 и 7 — замыкающий и поддерживающий канаты, 8 — барабан грузовой лебедки, 9 — барабан грейферной (К-64) или вспомогательной (К-162) лебедки, 10 — верхняя го-ловК», 11 — тяги, 12 — нижние блоки полиспаста замыкающего каната, 13 — нижняя головка, i4—.челюсти; I—IV — положения грейфера
Двухканатный грейфер (рис. 97) подвешивают на поддерживающем и замыкающем канатах, которые, огибая блоки на головке стрелы, наматываются соответственно на барабаны грейферной (у крана К-162 —вспомогательной) и грузовой лебедок.
Работает грейфер следующим образом. При ослаблении замыкающего каната грейфер удерживается поддерживающим канатом, укрепленным в его верхней головке. Нижняя головка под действием собственного веса опускается вместе со смонтированными на ней нижними блоками полиспаста замыкающего каната и шарнирно укрепленными челюстями.
При опускании нижней головки челюсти раскрываются, поворачиваясь относительно жестких тяг, шарнирно закрепленных нижними концами на челюстях, а верхними — на верхней головке. В таком положении ковш опускают на грунт или другой захватываемый материал так, чтобы зубья челюстей врезались в материал. Затем ослабляют поддерживающий канат и навивают на барабан грузовой лебедки замыкающий канат. При этом нижняя и верхняя головки грейфера стягиваются, а челюсти замыкаются, врезаясь в грунт и захватывая его.
После замыкания челюстей заполненный материалом грейфер поднимают на замыкающем канате. Одновременно включают барабан грейферной (К-64) или вспомогательной (К-162) лебедки, чтобы поддерживающий канат наматывался на бараба с такой же скоростью, что и захмыкающий канат. Когда платформу со стрелой поворачивают к месту разгрузки, барабан поддерживающего каната затормаживают, а замыкающий канат ослабляют, нижняя головка с челюстями опускается и грейфер разгружается.
Разгружать грейфер можно на любой высоте как указанным способом, так и затормаживанием барабана на барабан поддерживающего каната. После разгрузки грейфер снова поворачивают к месту разработки и цикл повторяется.
Чтобы предотвратить закручивание канатов и значительное раскачивание грейфера при повороте платформы, используют оттяжное приспособление, называемое успокоителем, которое связывает стрелу и ковш грейфера оттяжным канатом, огибающим блоки.
Если грейфер входит в комплект рабочего оборудования крана, он должен быть снабжен табличкой с указанием завода-изготовителя, номера, собственного веса, емкости и насыпного веса материала, для которого он предназначен. Суммарный вес грейфера и поднимаемого в нем материала не должен превышать грузоподъемности крана на данном вылете.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Грузозахватные органы автомобильного крана"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы