На автомобильных кранах с механическим, электрическим и гидравлическим приводом для вращения поворотной платформы применяют устройство, называемое механизмом вращения поворотной части крана или механизмом вращения.
Механизм вращения
Механизм вращения крана ЛАЗ-690 состоит из червячного редуктора с муфтой с механическим приводом предельного момента, тормозного устройства и открытой зубчатой передачи.
В корпусе (рис. 92) редуктора установлен вертикальный вал, на верхней шейке которого свободно посажено червячное колесо, а на нижнем конце жестко закреплена шестерня.
В зацеплении с червячным колесом находится однозаходный самотормозящийся червяк. Червячный вал установлен на двух шариковых подшипниках, осевые усилия воспринимаются двумя упорными шариковыми подшипниками.
Муфта предельного момента — конусного типа. В качестве внутреннего конуса использована специально обработанная конусная поверхность червячного колеса. Внешний конус муфты посажен на валу на шпонке и может свободно перемещаться. К внешнему конусу шестерни конус прижат пружиной, сила нажатия которой регулируется гайкой.
Пробуксовка, срабатывание муфты предельного момента снижает усилие, возникающее в зубьях шестерен механизма вращения, и предохраняет их от поломки при резком включении или быстрой остановке поворотной части крана. Вал червячного редуктора соединен кулачково-дисковой муфтой с валом распределительной коробки. На другом конце червячного вала установлен ленточный постоянно замкнутый неуправляемый тормоз двустороннего действия.
Рис. 92. Механизм вращения поворотной части крана ЛАЗ-690:
1 — шестерня; 2 — корпус; 3 — вал; 4 — червячное колесо; 5 — червяк; 6 — внешний конус муфты; 7 — пружина, 8 — гайка
Он состоит из шкива, жестко посаженного на конце червячного вала, и стальной ленты с фрикционной обкладкой, охватывающей шкив по дуге 180°. На концах стальной ленты закреплены стержни с надетыми на них пружинами. Тормозное усилие определяется одновременно натяжением двух пружин, которое регулируется гайками на стержнях.
Механизм вращения кранов АК-5Г, АК-5, К-32, КТС-ЗГ, КТС-ЗВ, ГКМ-5Р и АК-75 подобен механизму вращения крана ЛАЗ-690.
Механизм вращения крана К-32 отличается от описанного только устройством тормоза (рис. 93). Тормоз — суммирующий ленточный управляемый сблокирован с приводом управления механизмом вращения. При включении привода в распределительной коробке лента тормоза ослабляется, шкив оттормажи-вается; при выключении лента затягивается и шкив затормаживается.
Механизм вращения кранов К-61, К-51 и К-53 (рис. 94) отличается от рассмотренных выше. Он состоит из реверса с двумя конусными фрикционными муфтами, ленточного управляемого тормоза и открытой зубчатой передачи с внутренним зацеплением.
Вал реверса опирается на роликовые сферические подшипники, один из которых установлен в корпусе реверса, второй —в стойке. На валу, рядом с подшипником, при помощи шпонки крепится зубчатое колесо, которым вал приводится во вращение.
Рис. 93. Тормоз механизма вращения крана К-32:
1 — рычаг; 2 — вал
Конические шестерни реверса установлены на валу свободно и вращаются на конических роликовых подшипниках. Каждая шестерня жестко соединена с дисками фрикционной муфты, на которых болтами крепятся двух-конусные пластмассовые колодки. Диск вместе с конической шестерней является тормозным шкивом, который охватывается тормозной лентой. Лента тормоза изготовлена из двух частей, соединенных болтом с гайкой и контргайкой. На болту между ушками ленты установлена разжимная пружина.
Рядом с дисками фрикционных муфт установлены двухко-нусные шкивы 5 и 15, которые вращаются вместе с валом и могут перемещаться вдоль его на шпонках. На ступицах шкивов имеются отводки с цапфами. Последние служат для соединения отводки с рычагом включения муфты.
Конические шестерни реверса находятся в постоянном зацеплении с конической шестерней, установленной на вертикальном валу, на нижнем конце которого на шпонке посажена шестерня, находящаяся в зацеплении с внутренним зубчатым венцом круга катания.
Чтобы включить какую-либо из муфт, соответствующий шкив перемещают рычагом вдоль вала до соприкосновения с колодками диска. Выключается муфта пружиной.
Износ колодок определяется по зазору между торцами двух-конусных шкивов и дисками. Величина зазора при изношенной колодке не должна быть меньше 2 мм, при неизношенной колодке не должна превышать 15 мм.
Рис. 94. Механизм вращения поворотной части кранов К-61, К-51 и К-53: 1 — стойка; 2 и 10 — роликовые подшипники; 3 — зубчатое колесо; 4 — вал реверса; 5 и 15 — шкивы; 6 — тормозная лента; 7 и 13 — диски; 8 и 12 — конические шестерни реверса; 9 — коническая шестерня вала; 11 — корпус реверса; 14 — пластмассовая колодка; 16 — пружина; 17 — отводка; 18 — болт; 19 — разжимная пружина; 20 — контргайка; 21 — цапфа; 22 — рычаг; 23 — вал; 24 — шестерня
Механизм вращения крана МКА-10М состоит из шестеренчатого стандартного редуктора типа РМ-250, промежуточной конической передачи и открытой цилиндрической зубчатой передачи.
Механизм вращения крана К-2,5-1Э (рис. Механизм вращения состоит из электродвигателя, редуктора, многодисковой муфты предельного момента и открытой зубчатой передачи. В корпусе редуктора расположены цилиндрические шестерни и червячная пара — червяк и червячное колесо.
Рис. 95. Механизм вращения поворотной части крана К-2,5-1Э:
1 — электродвигатель; 2, 3 я 8 —- шестерни; 4 — корпус редуктора; 5 и 14 пробки; 6 — червяк; 7 — червячное кслесо; 9—вал; 10—корпус; 11 —ведомая часть муфты; 12 — пружина; 13 — гайка
На нижнем наружном конце вала закреплена шестерня, находящаяся в зацеплении с внутренним зубчатым венцом неподвижной части опорно-поворотного устройства.
Смазка шестерен и червячной пары редуктора производится разбрызгиванием масла.
с червячной шестерней, и ведомой части, подвижно посаженной на шлицах вала. Между ведущей и ведомой частями муфты находятся фрикцион-
Рис. 96. Механизм вращения поворотной части крана СМК-7: 1 — корпус; 2 — червячная шестерня; 3 — крышка корпуса; 4 — защитный колпак; 5 — пружина; 6 — вал редуктора; 7 — опорная шайба; 8 — муфта предельного момента; 9 — ведомая полумуфта; 10 — шестерня вала редуктора; / — электродвигатель; // — тормозное устройство; /// — червячный редуктор
Заливается масло через наливную пробку с указателем уровня, сливается отработанное масло через пробку.
Механизм вращения крана СМК-7 (рис. 96) состоит из электродвигателя, червячного редуктора, многодисковой муфты предельного момента, колодочного тормоза и открытой зубчатой передачи.
Вал электродвигателя с валом редуктора соединен муфтой, одна из половин которой объединена со шкивом тормоза.
В корпусе редуктора установлен вертикальный вал, на шлицевую часть которого посажена ведомая полумуфта. Червячная шестерня выполнена за одно целое с ведущей частью муфты предельного момента и свободно посажена на фланце полумуфты.
Рис. 97. Механизм вращения поворотной части кранов К-104 и К.-162:
1 — корпус редуктора; 2 — выходной вал; 3, 4, 9 и 10 — шестерни редуктора; 5 — крышка корпуса; 6 и 7 — конические шестерни; 8 — маслопровод; 11 — мас-лонасос; 12 — стакан; 13 — уплотнитель; 14 — гайка уплотнителя; 15 — шестерня вала редуктора; / — электродвигатель; // — соединительная муфта; III — тормозное устройство; IV — редуктор
Внутренние и наружние диски соединены шлицами с соответствующими полумуфтами. Усилие пружины, сжимающее диски, передается через опорную шайбу.
Шестерня, установленная на валу, находится в зацеплении с внутренним зубчатым венцом неподвижной части шарикового опорно-поворотного устройства.
Механизм вращения кранов К-104 и К-162 (рис. 97) состоит из электродвигателя, расположенного горизонтально; специального трехступенчатого шестеренчатого редуктора; тормозного устройства и открытой зубчатой передачи.
В корпусе редуктора имеются цилиндрические шестерни 4, 9, 10 и 3. Валы шестерен расположены соосно. На верхнем конце вала закреплена коническая шестерня, с которой находится в зацеплении малая коническая шестерня. Вал последней расположен горизонтально. На конце вала шестерни установлен шкив тормоза, электродвигатель с этим валом соединен муфтой. На нижнем конце вала жестко посажена малая цилиндрическая шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатым венцом опорно-поворотного устройства.
Смазка деталей редуктора — циркуляционная от плунжерного насоса, приводимого в действие эксцентриком, закрепленным на промежуточном валу редуктора. Масло засасывается насосом из корпуса редуктора через фильтр и всасывающий клапан. К шестерням и подшипникам редуктора оно подается Механизм вращения по трубкам 8 через нагнетательный клапан, с гидравлическим Механизм вращения крана 4056 (рис. 98) приводом состоит из гидродвигателя, вертикального червячного и промежуточного шестеренчатого редукторов и открытой зубчатой передачи.
Рис. 98. Механизм вращения поворотной часта крана 4056:
1 — корпус; 2 — червяк; 3 — червячная шестерня; 4 — вал; 5 — шестерня- 6 —. корпус тормоза; 7 — лента тормозная; 8 — шкив тормоза; 9 — пружина- ‘ 10 — гайка; 11 — распорная втулка; 12 — стержень; 13 — проушина 150
Червячный редуктор состоит из корпуса, червяка и червячной шестерни, закрепленной на валу. На наружном конце вала жестко посажена шестерня 5.
Гидродвигатель, закрепленный на переходном фланце редуктора, соединен с червячным валом через шлицевую втулку. Он является взаимозаменяемым с гидродвигателем грузовой лебедки.
На конце червячного вала установлен шкив тормоза двустороннего действия, который охватывается лентой. Натяжение ленты осуществляется тремя пружинами. На одном конце ленты имеются два стержня, шарнир-но соединенных с проушиной, на другом конце — один стержень. Концы стержней проходят через отверстия в корпусе тормоза. На стержни надеты распорные втулки, ограничивающие ход ленты при растормажи-вании тормоза. На стержень другого конца ленты надета пружина. На конце стержня закреплена колпачковая гайка.
Замыкается тормоз пружинами, размыкается с помощью гидроразмыкателя, по работе и устройству аналогичного с гидроразмыкателем, установленным на грузовой лебедке.
Рис. 99. Механизм поворота стрелы крана 4030:
1 — фланец; 2 — вал; 3 — труба; 4 — шлицевая муфта; 5 — поршень-уплотнитель; 6 — гидравлический цилиндр; 7 — поршень; 8 — шток; 9 — крышка цилиндра; 10 — гайка
Червячный редуктор закреплен на фланце промежуточного редуктора, который установлен на поворотной раме крана. Малая шестерня промежуточного редуктора, посаженная на наружном конце вала, соединена с зубчатым венцом опорно-поворотного устройства крана. Механизм вращения крана МКА-10Г состоит из гидромотора, шестеренчатого редуктора, промежуточной, конической передачи и открытой зубчатой передачи. Все узлы, кроме гидромотора, являются взаимозаменяемыми с аналогичными узлами механизма вращения крана МКД-ЮМ.
Рассмотрим механизм вращения крана 4030 (рис. 99). На поворотной части крана закреплен литой фланец с запрессованным в него стальным валом. На этом валу на подшипниках качения установлена труба с верхним и нижним фланцами, являющаяся поворотной частью крана. На верхнем фланце трубы закреплен гидравлический цилиндр механизма поворота. Внутри цилиндра находится поршень с двусторонним штоком. Нижняя часть штока имеет прямые шлицы, которые входят в шлицевую муфту, расположенную на верхней части вала неподвижной опоры. Верхняя часть штока выполнена в виде многозаходного винта, который входит в гайку, установленную в крышке цилиндра. В цилиндре находится поршень-уплотнитель.
Поршень под давлением масла, подаваемого насосом при соответствующем положении золотника гидрораспределителя, может перемещаться вверх. Шток, перемещаясь вместе с поршнем, не может иметь вращательного движения, поэтому гайка, в которую входит винтовая часть штока, а вместе с ней и вся поворотная часть крана будут поворачиваться вокруг вертикальной оси.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механизм вращения поворотной части крана"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы