На кранах грузоподъемностью до 5 тс применяются грузовая и стреловая лебедки, которые объединены в один агрегат.
Грузовая и стреловая лебедки крана ЛАЗ-690 и К-32 (рис. 81) находятся в общем корпусе, который состоит из основания с разъемом в горизонтальной плоскости по оси барабанов и двух крышек червячных редукторов. Барабан грузовой лебедки и барабан стреловой лебедки, имеющие винтовые канавки, свободно установлены на оси, закрепленной в корпусе на шпонке.
Барабаны вращаются при помощи червячных передач. Каждая передача состоит из стального двухзаходного несамотормозящегося червяка и червячного колеса, изготовленного из серого чугуна марки СЧ 21-40. Колесо закреплено непосредственно на барабане лебедки. Червячный вал установлен на шарикоподшипниках. Осевые усилия воспринимаются упорным шарикоподшипником. Регулировка зацепления червячных пар осуществляется шайбами.
На концах червячных валов, противоположных местам присоединения к карданным валам, установлены ленточные постоянно-замкнутые неуправляемые тормозные устройства с храповым механизмом.
Рис. 80. Размещение механизмов на поворотной платформе крана:
1 — платформа; 2 — редуктор механизма вращения; 3 — тормоз с электромагнитным управлением; 4, 5, 10 и 15 — электродвигатели; 6, 12 и 16 — тормозные устройства с электрогидротолкателем; 7 — редуктор стреловой лебедки; 8, 9 и 14 —> барабаны лебедок; 11 — редуктор грузовой лебедки; 13 — редуктор вспомогательной лебедки; 17 — кабина крановщика
Подшипники барабанов и тормозных шкивов смазываются через пресс-масленки. Червячные передачи смазываются маслом, заливаемым в корпус редуктора через отверстие, расположенное над червячным колесом.
Грузовая и стреловая лебедки кранов АК-5Г (рис. 82), так же как и лебедка крана ЛАЗ-690, имеют общий корпус и барабаны с червячным приводом. Барабан стреловой лебедки, на рабочей поверхности которого предусмотрены винтовые канавки, жестко соединен с червячным колесом. Он установлен на подшипниках скольжения и может свободно вращаться на валу лебедки.
Барабан грузовой лебедки, предназначенный для подъема груза весом до 4 тс, или грейфера имеет гладкую рабочую поверхность. На валу он посажен жестко на шпонках, а с червячным колесом привода соединен через фрикционную муфту. Вал вращается во втулках, установленных в корпусе лебедок.
Рис. 81. Грузовая и стреловая лебедки кранов ЛАЗ-690 и К-32;
1 — основание; 2 — червяк; 3 — червячное колесо; 4 — ось; 5, 8 и 10 — шайбы; 6 — крышка; 7 — барабан грузовой лебедки; 9 — барабан стреловой лебедки; 11 — шпонка
Корпус фрикционной муфты с закрепленным на нем венцом червячного колеса имеет внутренний конус и на валу может свободно вращаться. Внешний конус муфты соединен со ступицей грузового барабана четырьмя призматическими шпонками 19. Его рабочая поверхность облицована фрикционной обкладкой.
При включении фрикционной муфты барабан грузовой лебедки соединяется с червячным приводом, при выключении —разъединяется. Муфта включается поворотом червяка, тяга при этом перемещается вправо, чека давит на торец ступицы внешнего конуса и прижимает его к внутреннему конусу фрикционной муфты. При повороте червяка в обратную сторону чека отходит от торца ступицы внешнего конуса, а две шпильки чеки с опорными шайбами и гайками на другом конце разъединяют внешний и внутренний конусы. Осевые нагрузки, возникающие в тяге при включении и выключении муфты, воспринимаются упорными шарикоподшипниками.
Рис. 82. Грузовая и стреловая лебедки крана АК-5Г:
1 — корпус; 2 и 16 — втулки корпуса; 3 и 9 — упорные подшипники; 4 — червяк; 5 — гайка червяка; 6 — контргайка; 7 — корпус механизма включения; 8 — тяга; 10 — корпус фрикционной муфты; 11 — стопорный винт; 12 — чека; 13 — грузовой барабан; 14 — стреловой барабан; 15 — червячное колесо; 17 — вал барабанов; 18 — тормозное устройство; 19 — призматическая шпонка; 20 — внешний конус
При работе крана с крюком фрикционная муфта должна быть заблокирована винтом, жестко соединяющим реборду барабана лебедки со ступицей червячного колеса.
Грейферная лебедка крана АК-5Г предназначена для управления грейфером, а также для работы крана с крюком, поднимающим груз более 4 тс. Устройство грейферной лебедки подобно устройству грузовой лебедки и отличается только наличием одного гладкого барабана с увеличенной длиной рабочей поверхности.
Рассмотрим грузовую, стреловую и грейферную лебедки крана АК-75. Грузовая лебедка служит для подъема и опускания грейфера, стреловая —для подъема стрелы. Грейферная лебедка используется для подъема груза или управления грейфером.
Грузовая и стреловая лебедки (рис. 83) являются самостоятельными узлами, соединенными в один общий агрегат при помощи трех стяжных валиков, затянутых с двух сторон корончатыми гайками. Каждая лебедка имеет неразъемный корпус и крышку с уплотнительным устройством. Червячный вал лебедки установлен на двух конических роликовых подшипниках.
Рис. 83. Грузовая и стреловая лебедки крана АК-75:
1 — корпус; 2 — подшипники; 3 — червячное колесо; 4 — крышка; 5 — барабан грузовой лебедки; 6 — стреловой барабан; 7 — вал; 8 — стяжные валики
Рабочая поверхность барабана грузовой лебедки гладкая, барабана 6 стреловой лебедки — с винтовыми канавками.
Барабан стреловой лебедки жестко соединен с червячным колесом и может свободно вращаться на валу. Барабан грузовой лебедки посажен на этом же валу жестко на шпонках; с червячным колесом он соединен через фрикционную муфту.
Устройство и принцип действия фрикционной муфты и механизм управления ее подобны аналогичным узлам грузовой лебедки крана АК-5Г.
Грейферная лебедка крана АК-75 отличается от грузовой лебедки только тем, что имеет один барабан большей длины.
Рассмотрим грузовую, стреловую и монтажную лебедки кранов КТС-ЗГ и КТС-ЗВ. Грузовая и стреловая лебедки этих кранов подобны аналогичным лебедкам крана АК-5Г.
Монтажная лебедка (рис. 84) предназначена для подъема и опускания башни крана. Она состоит из корпуса, в котором расположены червяк и червячное колесо. Барабан лебедки жестко посажен на валу. Червячный вал установлен на двух конических роликовых подшипниках.
Рис. 84. Монтажная лебедка кранов КТС-ЗГ и КТС-ЗВ:
1 — корпус; 2 — вал; 3 — барабан; 4 — червячное колесо; 5 — червяк; 6 — тормоз; 7 — гайка; 8 — пружина; 9 — подвижная часть ведомой полумуфты;
10 — корпус ведомой полумуфты; 11 — ведущая полумуфта; 12 — вилка; 13 — вал управления
Монтажная лебедка имеет ленточный постоянно-замкнутый неуправляемый тормоз 6 двустороннего действия, предохраняющий башню крана от падения при ее опускании.
Вал редуктора лебедки соединен с валом распределительной коробки специальной кулачковой муфтой, являющейся одновременно муфтой предельного момента. Ведущая полумуфта выполнена в виде стакана с торцовыми зубьями. Она жестко посажена на валу распределительной коробки. Ведомая полумуфта свободно посажена на шпонке на конце червячного вала лебедки. Она состоит из корпуса, рабочей подвижной части с торцовыми зубьями, пружины, стопорной шайбы и гайки с кольцевой проточкой. Включается и выключается муфта вилкой, установленной на валу управления.
Кулачки на торцах полумуфт скошены в обе стороны. При работе монтажной лебедки на подъем в зависимости от величины передаваемого момента кулачки скользят по соприкасающимся наклонным поверхностям и перемещают в осевом направлении подвижную часть ведомой полумуфты. Когда нагрузка на лебедку резко возрастает, кулачки подвижной полумуфты прощел-кивают по кулачкам ведомой полумуфты и крутящий момент на вал лебедки не передается.
Лебедка кранов К-61 и К-51 (рис. 85) имеет три барабана: стреловой, грузовой и грейферный. Барабаны могут свободно вращаться на валу, который установлен на двух роликовых сферических подшипниках. На валу, рядом с подшипником, посажено зубчатое колесо, к которому подводится крутящий момент от двигателя. Каждый барабан выполнен за одно целое со шкивом, наружная поверхность которого охватывается тормозной лентой, к внутренней поверхности прижимается лента фрикционной муфты. Каждый из барабанов включается и приводится во вращение соответствующей фрикционной муфтой, ведущий диск которой закреплен на валу шпонкой.
Неподвижный конец фрикционной ленты посредством валиков и сережек закреплен на диске муфты, подвижный конец ленты шарнирно соединен с двуплечим рычагом, который через болт давит на подвижный конец ленты. Лента муфты прижимается к внутренней поверхности шкива и увлекает его во вращение с барабаном лебедки.
Для выключения фрикционной муфты отводку перемещают в первоначальное положение, в результате чего лента пружиной отжимается от внутренней поверхности шкива.
При выключенном состоянии фрикционной муфты между шкивом и лентой по всей окружности должен быть равномерный зазор в 1—2 мм. Регулируется зазор при помощи болтов, фиксируемых контргайками.
Тормоза барабанов лебедок — ленточные. Неподвижный конец ленты тормоза закреплен на кронштейне рамы, на которой установлена лебедка, наружный крепится на рычаге. Тормоз регулируется стяжной гайкой, имеющей правую и левую резьбу. Равномерное отжатие выключенной тормозной ленты достигается пружинами.
На грузовом и грейферном барабанах имеются винтовые канавки, поверхность стрелового барабана гладкая.
На корпусе лебедки установлена защелка храпового механизма стрелового барабана; она упирается в зуб храпового колеса и фиксирует стрелу в нужном положении. Управление защелкой осуществляется из кабины крановщика.
Барабаны лебедок установлены на шарикоподшипниках, смазка которых производится через пресс-масленки, установленные в ребордах барабанов.
Лебедка крана К-53 отличается от лебедки крана К-61 тем, что не имеет грейферного барабана.
Рассмотрим грузовую и стреловую лебедки крана МКА-10М. Каждая лебедка состоит из барабана, ось которого опирается на два подшипника качения, один из них установлен в специальной стойке, другой —в торцовой части выходного вала редуктора. Барабан соединяется с валом редуктора зубчатой муфтой.
Рис. 85. Трехбарабанная лебедка кранов К-61 и К-51:
1 — ведущий диск; 2 — отводка; З — вал; 4 — тормозная лента; 5 — храповое колесо; 6 — стреловой барабан; 7 и 12 — роликовые подшипники: 8 — зубчатое колесо; 9 — грузовой барабан; 10 – прессмасленка; 11 — грейферный барабан; 13 — подвижный конец фрикционной ленты; 14 и 20 — болты; 15 — ось; 16 — неподвижный конец фрикционной ленты; 17 — двуплечий рычаг; IS — лента фрикционной муфты; 19 — пружина; 21 — стяжная гайка; 22 — рычаг; 23 — неподвижный конец ленты тормоза
Редукторы лебедок взаимозаменяемы, каждый состоит из корпуса, в котором расположены две пары цилиндрических шестерен с зубчатым зацеплением системы Новикова. Входной вал редуктора соединен через обгонную фрикционную муфту с валом реверса распределительной передачи крана.
Рис. 86. Грузовая и грейферная лебедки крана К-2,5-1Э: 1 — шкив тормоза; 2, 3, 4, 5, 6 и 7 — шестерни; 8 — грузовой барабан; 9 — вал редуктора; 10 — корпус; 11 — грейферный барабан; 12 — фрикционная муфта
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Лебедки с механическим приводом"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы