Основное назначение грузозахватных приспособлений — соединение перемещаемых грузов с крюковой подвеской грузоподъемной машины. Эта технологическая операция называется строповкой груза, обратная операция — расстроповкой. Соответственно грузозахватные приспособления называют стропами, а рабочих, выполняющих указанную операцию, — стропальщик а- м и. Классификация применяемых грузозахватных приспособлений приведена на рис. 24.
Рис. 23. Измерение параметров стального каната: а — диаметра с помощью штангенциркуля, б — определение длины шага свивки прядей в шестипрядном канате
Рис. 24. Классификация грузозахватных приспособлений
Современные грузозахватные приспособления удовлетворяют следующим основным требованиям: простота конструкции и высокая технологичность изготовления и практического применения, высокая несущая способность при малых габаритах и собственной массе, надежность в работе, исключающая самопроизвольную рас- строповку груза, обеспечивающая его сохранность и безопасное ведение работ, строгое соответствие перемещаемому грузу и низкая стоимость.При ручной строповке грузов наибольшее распространение получили гибкие стропы и специальные захваты.
В соответствии с техническими требованиями к грузовым стропам в качестве гибкого несущего органа следует применять стальные проволочные канаты (ГОСТ 7668—80, 7665—80 и 3079—80) и стальные круглозвенные сварные цепи (ГОСТ 2319—70, 7070—75). В последнее время получили распространение многопрядные канаты (ГОСТ 3088—80),. обладающие высокой прочностью и гибкостью, практически не крутящиеся под действием растягивающей нагрузки. При отсутствии канатов указанных конструкций разрешено применять канаты по ГОСТ 2688—80, 3077—80, 3070—74 или канаты с металлическим сердечником (ГОСТ 7669—80 и 7667—80).
Рис. 25. Цепные стропы и приспособления к ним: а—одноветвевые типа 1СЦ, б—двухветвевые типа 2СЦ, в—применение стропа, г—подкладка под строп; 1 — цепь, 2 — навесное звено, 3 — грузозахватное звено, 4 — подкладка под строп
Преимуществом стальных круглозвенных сварных цепей па сравнению с канатами является высокая гибкость, недостатками — большая масса и возможность внезапного разрушения вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин, что требует тщательного систематического контроля состояния (износа) звеньев цепи. Поэтому цепные стропы получили широкое распространение в тех отраслях народного хозяйства, где применение канатных стропов неэффективно, т. е. в условиях высоких температур, абразивного износа или перемещения грузов с острыми кромками.
Промышленность выпускает одно- и многоветвевые канатные и цепные стропы, снабженные навесными и грузозахватными звеньями (рис. 25). С помощью навесных звеньев стропы навешивают на крюк подъемной машины.
Грузоподъемность одноветвевых канатных стропов типа 1СК 0,32—20 т. Соответственно многоветвевые стропы— «пауки» типа 2СК, ЗСК и 4СК имеют общую грузоподъемность 0,4—32 т. В аналогичном исполнении на ту же грузоподъемность предусмотрен выпуск цепных стропов типа 1СЦ, 2СЦ, ЗСЦ и 4СЦ. Канатные стропы выпускают обязательно с применением стальных коушей.
Универсальные стропы не имеют захватных устройств и их, как правило, применяют для строповки грузов, не снабженных специальными захватными устройствами в обхват или «на удав» (рис. 26, в). Канатные универсальные стропы рзличают: прямые типа УСК1 (рис. 26, а, б) и замкнутые (кольцевые) типа УСК2 (рис. 26, в). Эти стропы являются облегченными, поэтому коуши в них не применяют.
Рис. 26. Канатные стропы:
а — одноветвевой типа УСК1 с заплеткой, б — типа УСК1 с обжимными втулками, в — типа УСК2, г — полотенчатый, д, е — применение стропов типа УСК2; 1 — заплетка, 2 — канат, 3—петля, 4—обжимная втулка, 5—захват
Цепные стропы выпускают только замкнутыми типа УСЦ. Для предохранения рабочих ветвей канатных стропов от перетирания, а звеньев цепей от перелома на острых гранях перемещаемого груза применяют стальные (реже деревянные) подкладки.
Рис. 27. Захватные и навесные звенья:
крюки типа: а—К1, б—К2, в—КЗ, г—треугольное звено неразъемное, д—треугольное звено разъемное, е—овальное звено неразъемное, ж—карабин; 1—крюк, 2—предохранительное устройство
Для перемещения тяжелых грузов, не имеющих специальных захватов, и в случаях, когда грузоподъемности стандартных стропов не достаточно, применяют специальные полотенчатые стропы, представляющие собой ряд параллельных ветвей каната, выполненных из одного целого куска и размещенных на специальных захватных петлях для крепления к крюковой подвеске грузоподъемной машины (рис. 26, г).
Для упрощения производства работ по строповке грузов инвентарные гибкие стропы оснащают специальными звеньями — захватами, принцип действия, конструкции и размеры которых различны и зависят от типов перемещаемых грузов.
Для строповки грузов (деталей машин), снабженных захватными устройствами, например рым-болтами, скобами, проушинами и др., применяют специальные чалочные крюки. В отдельных случаях применяют подвески, соединительные кольца, карабины, разъемные такелажные скобы и др. (рис. 27).
Рис. 28. Специальные захваты: а, б, в—для сортового проката (тавры, уголки, швеллеры), д, е, ж, з, л—для стальных листов, г, и, к—для грузов, имеющих сквозные отверстия
Для захвата сортового проката (листы, уголки, швеллеры, двутавры и др.), а также грузов, имеющих сложную конфигурацию, приливы, отверстия и другие элементы для строповки, применяют специальные виды захватов (рис. 28). Эти захваты достаточно простой конструкции представляют собой усовершенствованные крюки или скобы, снабженные поворотными упорами для крепления перемещаемых грузов, эксцентриками, винтами либо клещевыми захватами и являются в определенной мере универсальными.
Для перемещения грузов со смещенным положением центра тяжести и больших габаритов, застропливаемых за несколько точек, применяют уравновешивающие траверсы (рис. 29). Жидкие, газообразные, сыпучие, пылевидные, кусковые и другие специальные грузы транспортируют в специальных емкостях — таре. На рис. 30 показаны примеры применения гибких грузозахватных устройств для строповки грузов различного народнохозяйственного назначения, а на рис. 31 —жестких клещевых захватов.
Рис. 29. Уравновешивающая траверса: 1 — траверса, 2 — навесное звено, 3 — крюк
Рис. 30. Применение гибких грузозахватных приспособлений
для строповки различных грузов: а—труб, б—валов, в, г—пакетов длинномерных материалов, д— стальных листов, е—бочкотары; 1 —вспомогательная веревка, 2—захватное звено, 3—канатный строп, 4—груз, 5—цепной строп
Рис. 31. Применение жестких клещевых захватов для строповки различных грузов
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Грузозахватные приспособления мостовых кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы