Илососные машины (илососы) предназначены для очистки колодцев водосточной сети от ила и других загрязнений, а также для транспортирования загрязнений к местам выгрузки. Промышленность изготовляет илососные машины только одного типа — ИЛ-980В на базе автомобиля ЗИЛ-130. В настоящее время ведется подготовка производства илососа КО-507 на базе автомобиля КамАЗ-53213. Специальное оборудование илососа ИЛ-980В состоит из цистерны, вакуум-насоса, гидравлической и пневматической систем, электрооборудования и трансмиссии. Цистерна цилиндрической формы разделена на две части вваренным днищем. Передняя часть—отсек предназначен ;для чистой воды. Цистерна, установленная на лонжеронах базового шасси, снабжена стрелой, несущей всасывающую трубу. Заднее днище цистерны выполнено в виде крышки, которая во время работы прижимается к обечайке специальными замками с системой рычагов и гидроприводом. Задняя часть цистерны разделена на два отсека выталкивающим поршнем. Между поршнем и задней крышкой скапливается ил, а перед поршнем — иловая вода. Поршень представляет собой плиту, верхняя часть которой выполнена в виде откидной крышки. Плита по периметру снабжена резиновым уплотнителем, препятствующим поступлению ила в отсек иловой воды. По периметру откидной крышки имеется зазор между ее контуром и обечайкой цистерны для перетекания из илового отсека постепенно отделяющейся от ила иловой воды.
В передней части цистерны имеется люк, на крышке которого установлено опорно-поворотное устройство со стрелой и всасывающим шлангом, обеспечивающее поворот стрелы на 360°, а также подъем и опускание стрелы вместе с всасывающей трубой с помощью гидроцилиндров. Цистерна снабжена приемным лючком в нижней части крышки цистерны, предназначенным для забора загрязнений через всасывающий шланг.
Машина работает с помощью вакуум-нагнетательной системы, включающей в себя вакуум-насос, трубопроводы, четырехходовый кран, предохранительные клапаны, водоотделительный бачок и арматуру. Вакуум-насос при переключении четырехходового крана может создавать в цистерне разрежение или давление. При создании в системе разрежения всасывающий патрубок вакуум-насоса соединяется через четырехходовый кран с водоотделительным бачком, который, в свою очередь, соединен с отсеком для иловой воды, а напорный патрубок насоса через кран соединяется с глушителем. На линии всасывания имеются два запорных поплавковых клапана, один из которых в отсеке для иловой воды перекрывает всасывающий трубопровод при заполнении отсека. Второй клапан размещен в водоотделительном бачке. Он перекрывает трубопровод, ведущий к вакуум-насосу, и является запасным на случай отказа клапана в отсеке цистерны, благодаря чему исключается попадание воды в вакуум-насос. Изменение положения пробки четырехходового крана позволяет с помощью вакуум-насоса создать в цистерне давление. На нагнетательной линии установлены два предохранительных и один редукционный клапан.
Один предохранительный клапан и редукционный клапан функционируют при создании давления в отсеке для чистой воды и отрегулированы на давление 0,07 МПа. Второй предохранительный клапан размещен на трубопроводе, ведущем в иловый отсек, и отрегулирован на избыточное давление 0,05 МПа. Четырехходовый кран кроме положений, обеспечивающих разрежение и давление в цистерне, имеет также еще одно положение — промывка ее.
Гидравлическая система машины обеспечивает механизированную выгрузку ила из цистерны, подъем и опускание стрелы, а также закрывание задней крышки цистерны. Эта система состоит из маслонасоса, золотников, предохранительного клапана, трубопроводов и манометра. Один золотник обеспечивает управление работой гидроцилиндров, которые перемещают поршень, разделяющий иловый отсек и отсек иловой воды. Второй золотник с электромагнитным управлением используется для управления гидроцилиндрами подъема и опускания стрелы.
Пневматическая система машины, соединенная с пневмосистемой базового автомобиля, обеспечивает управление клапаном всасывающей трубы, фиксатором поворота стрелы, четырехходовым краном и камерой, служащей для уплотнения крышки цистерны. Для обеспечения управления фиксатором стрелы, клапаном всасывающей трубы и четырехходовым краном служат специальные цилиндры, четыре электро-управляемых пневмоклапана, а также регулятор давления, отрегулированный на давление 0,15 МПа.
Для подачи воздуха в пневмосистему служит трехходовый кран. Пневмоцилиндрами управляют с пульта управления. Машина снабжена дистанционной системой контроля уровня ила.
Электрооборудование машины включает в себя четыре электро-пневмоклапана для управления пневмоцилиндрами с пульта, два электромагнита для управления гидрозолотником подъема и опускания стрелы, а также систему освещения. Для контроля за работой оборудования на машине имеется комплект приборов: манометр гидросистемы, мановакуумметр всасывающе-нагнетательной системы, тахометр частоты вращения вала ротора вакуум-насоса. Трансмиссия машины состоит из коробки отбора мощности, закрепленной на правом люке коробки передач базового автомобиля. Нижний вал коробки отбора мощности использован для передачи крутящего момента с помощью карданного вала и клиноременной передачи вакуум-насосу. Для привода масляного насоса гидросистемы служит верхний вал коробки отбора.
Машина работает следующим образом. При подъезде к колодцу водосточной сети открывают его решетку. Всасывающую трубу снимают с кронштейна и опускают в колодец. После включения вакуум-насоса в циотерне образуется разрежение, под действием которого ил из колодца поступает по всасывающей трубе в иловый отсек цистерны. При заполнении илового отсека цистерны вода, содержащаяся в извлекаемых загрязнениях, осветляется и постепенно перетекает через зазоры между верхней частью поршня и обечайкой цистерны в отсек для иловой воды. Уровень воды в иловом отсеке контролируется. Излишки воды удаляются через сливную трубу. После заполнения илового отсека и слива иловой воды машина направляется к месту разгрузки. Здесь с помощью гидросистемы открывается задняя крышка, затем с помощью гидроцилиндров поршень начинает перемещаться из исходного положения в середине цистерны, и происходит постепенное опорожнение илового отсека.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Илососные машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы