Аккумуляторные батареи, устанавливаемые на тракторах, автомобилях и тягачах,— кислотные, свинцовые. Батарея состоит из нескольких последовательно соединенных аккумуляторов; э.д.с. каждого из них 2 в. Аккумулятор заполняют электролитом — раствором определенной концентрации химически чистой серной кислоты H2SO4 в дистиллированной воде.
Действие аккумуляторной батареи основано на преобразовании химической энергии в электрическую (при разряде) или, наоборот, электрической энергии в химическую (при заряде). В результате химической реакции, происходящей при разряде, активная масса положительных и отрицательных пластин преобразуется в сернокислый свинец (PbS04). Вследствие этого расходуется часть серной кислоты, содержащейся в электролите, и плотность его понижается.
Для заряда через аккумулятор пропускают постоянный электрический ток от генератора или другого источника. В результате химической реакции (обратной разряду) активная масса положительных пластин превращается в перекись свинца (РЬ02), а отрицательных пластин — в губчатый свинец (РЬ).
При этом количество серной кислоты в электролите увеличивается, и его плотность повышается. По плотности электролита. можно судить о степени заряженности аккумулятора.
Батареи маркируют так: 3-СТ-195ЭМ, 6-СТ-42ЭМ и т. д. Первая цифра 3 или 6 показывает количество аккумуляторов в батарее; буквы СТ — стартерная; цифры после букв показывают номинальную емкость аккумуляторной батареи в ампер-часах (количество электричества, которое можно получить от полностью заряженного аккумулятора при его разряде силой тока, не превышающей 0,1 его емкости до допустимого понижения напряжения 1,8 в). Последние буквы маркировки указывают, из какого материала изготовлены бак и сепараторы; Э — эбонит, М — мипор или мипласт, Д — древесина.
У незаряженных и не полностью заряженных батарей, а также при отсутствии или понижении уровня электролита на пластинах аккумуляторов отлагается плотный слой сернокис-
Л0Г0 свинца (сульфатация) в виде крупных кристаллов, не растворяющихся в электролите. При сульфатированных пластинах понижается емкость аккумуляторов.
Генератор постоянного тока автоматически включается в сеть, когда у работающего двигателя частота вращения коленчатого вала достигнет определенного значения. Он питает электрической энергией все потребители, включая аккумуляторную батарею, если она требует подзарядки.
Автотракторные генераторы постоянного тока — шунтовые (их обмотки возбуждения включены параллельно цепи якоря). Магнитное поле генератора создается двумя электромагнитами, состоящими из обмоток возбуждения и полюсных башмаков, размещенных в корпусе, который является магнитопроводом.
Рис. 1. Аккумуляторная батарея:
1 — отрицательная пластина; 2 — сепаратор; 3 — положительная пластина; 4 — предохранительная сетка; 5—баретка; 6 — штырь; 7 — положительный выводной штырь; 8 — бак; 9 — уплотнительная мастика; 10 — пробка наливного отверстия; И — крышка; 12 — межэлементная перемычка; 13 — вентиляционное отверстие; 14 — отрицательный выводной штырь.
Рис. 2. Генератор постоянного тока:
1 — шкив; 2 — обмотка якоря; 3 — передняя крышка; 4 — корпус генератора; 5 — сердечник якоря; 6 — защитная лента; 7—задняя крышка; 8 — коллектор; 9 — обмотка возбуждения; 10 — полюсный башмак; 11 — вал якоря; 12 — положительная щетка; 13 — пластинчатая пружина; 14 — отрицательная щетка.
Якорь генератора состоит из вала, сердечника, обмотки и коллектора. При вращении якоря сначала в остаточном магнитном поле, а затем в поле, создаваемом электромагнитами, магнитный поток, пронизывающий витки его обмотки, изменяется, благодаря чему в витках индуцируется э.д.с., и при замкнутой цепи вырабатывается электрический ток.
Положительная щетка изолирована от массы и соединена с изолированным от корпуса зажимом (болтом), обозначенным буквой Я. Отрицательная щетка соединена с массой генератора. Один конец обмотки возбуждения связан с корпусом генератора, а другой — с зажимом, обозначенным буквой Ш. Болтом с меткой М на корпусе генератора и проводом соединяют массы генератора и реле-регулятора. Зажимы Я и Ш связаны проводами с соответствующими зажимами реле-регулятора.
На тракторах устанавливают генераторы мощностью 100—300 вт.
Реле-регулятор, подключенный к генератору постоянного тока, состоит из трех электромагнитных автоматически действующих приборов: реле обратного тока РОТ, ограничителя тока ОТ и регулятора напряжения РН.
На корпусе реле-регулятора предусмотрены три изолированных выводных зажима: Б, Я и Ш. К зажиму Б подсоединяют провод, идущий к потребителям тока и аккумуляторной батарее, а зажимы Я и Ш соединяют с зажимами Я и Ш генератора.
Реле обратного тока автоматически включает генератор в сеть к потребителям, когда напряжение генератора становится выше напряжения батареи, и отключает его, если напряжение генератора становится ниже напряжения батареи.
Пока частота вращения якоря генератора и напряжение на его щетках невелики, контакты разомкнуты, так как намагничивающее действие обмоток недостаточно для преодоления силы натяжения пружины якоря. В этом случае потребители питаются от аккумуляторной батареи.
Рис. 3. Электрическая схема регулятора и генератора:
1 — параллельная обмотка реле обратного тока; 2 — ярмо; 3 — последовательная обмотка; 4 — сердечник; 5 — якорь; 6 — неподвижный контакт; 7 — подвижный контакт; 8 —якорь ограничителя тока; 9 — ускоряющая обмотка; 10 — контакты; 11 — якорь регулятора напряжения; 12 — контакты; 13 — обмотка; 14 — амперметр;
В случае повышения напряжения генератора до номинального (124-13 в) магнитная сила сердечника 4 превысит упругость пружины и притянет якорь. Контакты замкнутся, и генератор включится в цепь. Ток, вырабатываемый генератором, поступит во внешнюю цепь на питание потребителей и подзарядку аккумуляторной батареи.
Ограничитель тока предотвращает перегрузку генератора, ограничивая силу тока, отдаваемую генератором при увеличении нагрузки.
Пока сила тока, отдаваемая генератором во внешнюю цепь, не превышает нормальную, контакты замкнуты, так как намагничивающее действие обмотки недостаточно для преодоления силы натяжения пружины якоря, и ограничитель не влияет на работу генератора.
Если сила тока нагрузки превысит нормальную, контакты размыкаются и в цепь возбуждения генератора включаются последовательно сопротивления 13 и 60 ом и параллельно им сопротивление 30 ом. Вследствие этого ток и магнитное поле обмотки возбуждения уменьшаются, что вызывает ослабление тока в якоре генератора и ограпйчителе тока. В результате контакты снова замыкаются, и весь процесс повторяется.
Регулятор напряжения поддерживает напряжение на зажимах генератора от 13,8 до 14,8 в при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя и нагрузки генератора.
Если напряжение превышает указанную величину, сердечник регулятора намагничивается сильнее, размыкает контакты и в цепь обмотки возбуждения генератора включаются два сопротивления (13 и 60 ом). В результате магнитное ncv. обмотки возбуждения ослабляется и напряжение генератора снижается. Когда напряжение генератора падает ниже 13,8 в, контакты замыкаются.
Генератор переменного тока без выпрямителя тока используют на тракторах, где не предусмотрена аккумуляторная батарея. Он состоит из неподвижного корпуса (статора), на выступах (сердечниках) которого расположены катушки, вращающегося магнита (ротора) и крышек.
Катушки статора соединены попарно. Один конец каждой пары катушек присоединен к зажиму, а другой — к одному из изолированных от массы зажимов.
При вращении магнита обмотки катушек пронизываются изменяющимся магнитным потоком и в них индуцируется э. д. с.
С увеличением частоты вращения ротора генератора частота тока, а следовательно, и индуктивное сопротивление обмотки повышаются, а при уменьшении снижаются. Поэтому, когда изменяется частота вращения ротора, напряжение электрического тока остается практически постоянным. В связи с увеличением числа потребителей тока на тракторах начали устанавливать бесконтактные генераторы переменного тока с электромагнитным возбуждением и с выпрямителями тока.
Рис. 4. Генератор переменного тока:
1 — приводной шкив; 2 — зажим Af; 3 — выводные зажимы; 4 — корпус; 5 —катушки; 5—магнит (ротор); 7 и 8 — крышки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Источники электрического тока"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы