В процессе работы масла происходит не только уменьшение его количества, но и ухудшение первоначальных свойств.
Количество масла уменьшается в результате испарения и подтекания через сальники н другие уплотнения, а в двигателе количество масла уменьшается главным образом за счет его угара в камере сгорания. Сокращение потерь масла снижает его расход, а следовательно, и затраты на масло.
Изменение свойств масел при работе происходит под воздействием: загрязнения масла попадающими в него металлическими частицами, пылью, водой нагаром и топливом; образования в масле продуктов окисления; уменьшения концентрации присадки.
Ухудшение свойств масла вследствие загрязнения его продуктами, попадающими извне, не зависит от первоначального качества масла.
Интенсивность же образования в масле продуктов окисления при одинаковых условиях работы смазываемого агрегата или механизма целиком зависит от первоначального качества масла.
Присадки, вводимые в масла, срабатываются, поэтому их первоначальная концентрация снижается, что отражается на качестве масла. У более качественного масла содержание присадки снижается в процессе работы медленнее, чем у менее качественного. Содержание присадки снижается и вследствие задержки ее фильтром тонкой очистки, а также вымывания водой при попадании последней в масло.
Эти причины вызывают постепенное ухудшение качества масла, что, в свою очередь, приводит к увеличению износов трущихся деталей, сокращению сроков службы механизмов и агрегатов, повышению затрат на их ремонт. Ухудшение качества масла приводит к необходимости его периодической замены. Частая замена масла невыгодна вследствие увеличения затрат на масло и затрат на его замену. Важно, чтобы масло сохраняло высокие качества по возможности более длительный период.
Вследствие попадания пыли, песка, металлических частиц, сажи и нагара в масле увеличиваются содержание механических примесей, зольность и коксуемость. Количество песка и пыли, попадающих в масло, может быть уменьшено тщательным уходом за воздушным фильтром, в том числе своевременной заменой в нем масла.
Надежным средством снижения в масле количества металлических частиц, т. е. продуктов износа деталей, является применение масла нужного качества, при котором обеспечиваются жидкостное трение и минимальные износы деталей. Количество сажи и нагара, попадающих в масло, может быть уменьшено путем применения соответствующего топлива, поддержания необходимого теплового режима двигателя и безотказной исправной работы системы зажигания и газораспределения.
Степень очистки масла для двигателей от загрязняющих его нерастворимых примесей зависит от конструкции и надежности работы масляных фильтров. При надежной работе фильтров количество механических примесей в масле не превышает 0,1 — 0,2%, поэтому можно избежать замены масла из-за увеличившегося содержания нерастворимых примесей.
Иное положение с растворимыми примесями, которые не улавливаются фильтром и образуются при окислении масла и топлива. Содержание этих примесей в масле может непрерывно возрастать и быть причиной его замены. Их образованию способствуют повышение температуры, картерные газы, конденсирующаяся вода, а также каталитическое действие металлических поверхностей деталей и продуктов их износа.
При сопоставимых условиях интенсивность образования растворимых примесей зависит от качества масла. Если масло высокого качества и полностью соответствует требованиям конструкции и условиям работы, то интенсивность образования растворимых примесей может оказаться настолько низкой, что их содержание не будет превышать допустимое при систематической доливке свежего масла для компенсации количественных потерь (угара, подтекания).
Для замедления процесса окисления в масло вводят антиокислительные присадки.
Как показывают результаты анализа, у работавшего масла всегда более высокие кислотное число и коррозионность и худшие моющие свойства по сравнению со свежим маслом одного и того же сорта. Качество работавшего масла ухудшается из-за попадания в него веды. Вода образуется при конденсации водяных паров, содержащихся в отработавших газах и воздухе, поступающем из атмосферы. Особенно интенсивно идет образование воды при низких температурах, когда водяные пары соприкасаются с холодными стенками картеров.
Вода в картер неисправного двигателя может попасть через прокладку головки цилиндров или внутренние трещины в рубашке охлаждения.
Качество масла, работавшего в карбюраторном двигателе, может ухудшиться вследствие попадания в него бензиновых фракций. Наличие в масле до 3—5% бензиновых фракций считается допустимым, а если их количество достигает 10% и более, то такое масло приобретает недопустимо низкие вязкость и температуру вспышки, ухудшаются смазывающие свойства масла и оно становится непригодным для дальнейшего использования.
Количество бензиновых фракций, попадающих в масло, зависит от фракционного состава бензина, теплового режима двигателя, способа пуска двигателя в холодное время, исправности системы питания, зажигания и вентиляции картера.
В дизельных двигателях с течением времени вявкость масла повышается вследствие насыщения его продуктами старения.
В работающих маслах происходят сложные процессы, протекание которых зависит от многих факторов, в том числе от качества масла, типа двигателя и его технического состояния, режима и условий работы, качества и вида топлива, надежности работы масляных, топливных и воздушных фильтров, климатических условий, квалификации водителя и других факторов. Так, по данным, полученным при стендовых испытаниях двигателя без фильтров тонкой очистки (равносильно работе с загрязненным фильтрующим элементом), суммарное содержание примесей у изношенного двигателя было в 8 раз больше, чем у нового, а количество негорючих компонентов было в 6 раз больше.
Периодичность замены масла рекомендуется для каждой модели автомобиля с учетом конструктивных особенностей его агрегатов, применяемых масел, а иногда и условий эксплуатации. Наблюдается определенная тенденция увеличения сроков замены масла.
Периодичность замени долгоработающего масла в карбюраторных и дизельных двигателях составляет 15—18 тыс. км. Из зарубежной практики известно, что ряд фирм устанавливают периодичность замены масла в двигателях 10—16 тыс. км и в агрегатах трансмиссии 50—55 тыс. км. Некоторые фирмы допускают работу агрегатов трансмиссии без замены масла в течение всею срока службы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Изменение первоначальных свойств масел в процессе работы, вызывающее необходимость замены масел"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы