Виды изнашивания. В процессе эксплуатации погрузочно- разгрузочных машин вследствие действия сил трения детали подвергаются изнашиванию.
Отдельные детали машины изнашиваются неодинаково. В том случае, если машина эксплуатируется в соответствии с ее назначением при соблюдении установленных технических обслуживаний и ремонтов, изнашивание проявляется как нормальный относительно медленный естественный процесс. Однако нарушение правил технической эксплуатации машины приводит к тому, что ее детали начинают подвергаться повышенному изнашиванию.
Процесс постепенного изменения размеров тела при трении, связанный с отделением с поверхности трения материала и (или) его остаточной деформации, называется изнашиванием.
Износ — результат изнашивания, проявляющегося в виде отделения или остаточной деформации материала детали.
Продуктами изнашивания являются частицы материала, отделяющиеся в процессе изнашивания деталей.
Скорость изнашивания —отношение величины износа ко времени, в течение которого он возник.
Интенсивность изнашивания — отношение величины износа к обусловленному пути, на котором происходило изнашивание, или к объему выполненной работы машиной за период наблюдения.
Под износостойкостью понимается свойство материала оказывать сопротивление изнашиванию в определенных условиях трения, оцениваемое величиной, обратной скорости или интенсивности изнашивания.
Приработкой называется процесс изменения геометрии поверхностей трения и физико-механических свойств поверхностных слоев материала в начальный период трения, обычно проявляющийся при постоянных внешних условиях в уменьшении работы трения, температуры и интенсивности изнашивания.
Изнашивание деталей в погрузочно-разгрузочных машинах можно подразделить на естественное и аварийное.
Естественное изнашивание деталей имеет место при правильной эксплуатации машин и в конкретных условиях определяется многими факторами: величинами сил трения, конструкций и назначением детали, климатическими условиями и режимами работы машин. Скорость изнашивания одних и тех же деталей, установленных на однотипных машинах, различна в зависимости от квалификации обслуживающего персонала, интенсивности использования машины и рода перерабатываемого груза. Например, при использовании автопогрузчиков при переработке насыпных и навалочных грузов наблюдается более быстрое изнашивание деталей гидросистемы, ходового оборудования, коробки передачи, грузоподъемной рамы по сравнению со скоростью изнашивания этих узлов и деталей при эксплуатации автопогрузчиков на контейнерных или тяжеловесных площадках.
Аварийное изнашивание деталей машины проявляется в результате неправильного выполнения операций по обслуживанию и ремонту или нарушения нормальных условий эксплуатации. Так, при ремонте или монтаже козловых кранов иногда допускается незначительное отклонение ходовых колес от нормального положения в результате смещения оси колеса, т. е. ось колеса неперпендикулярна продольной оси рельса. По этой причине одна из реборд ходового колеса изнашивается быстрее. Характер аварийного износа ходового колеса козлового крана показан на рис. 4.
Помимо классификации изнашивания на естественное и аварийное, различают три вида изнашивания: механическое, молекулярно- механическое и коррозионно-механическое.
Механическое изнашивание — процесс изменения размеров деталей в результате механических воздействий. Этот вид изнашивания происходит при истирании поверхностей контакта деталей машин или при многократном приложении нагрузок, вызывающих потерю поверхностными слоями металла упругих свойств и приводящих к послойному повреждению и удалению из зоны взаимодействия продуктов изнашивания.
К группе механического изнашивания относятся также абразивное, гидроабразивное, эрозионное, усталостное и кавитационное изнашивание.
Молекулярно-механическое — это изнашивание в результате одновременного механического воздействия и молекулярных или атомарных сил. При этом виде изнашивания на трущихся поверхностях образуются мгновенные металлические связи, разрыв которых приводит к уносу частиц металла с поверхностей контактирующих деталей. Обычно молекулярно-механическое изнашивание наблюдается в тех случаях, если поверхности деталей находятся на очень близком расстоянии —в радиусе действия атомарных сил.
Коррозионно-механическое изнашивание возникает при трении деталей, материал которых вступил в химическое взаимодействие со средой. Разновидностью коррозионно-механического изнашивания является окислительное изнашивание, возникающее вследствие окисления металла кислородом. В результате на поверхностях деталей образуются хрупкие и твердые пленки окислов, периодически разрушающиеся под действием сил трения. После разрушения пленок новые, более глубокие слои металла вступают в реакцию с кислородом. Продукты изнашивания в виде измельченных окислов удаляются при взаимодействии рабочих поверхностей деталей.
Процесс изнашивания деталей машины в период эксплуатации можно представить кривой, показанной на рис. 5, выражающей изменение величины износа (зазора) в функции времени или объема выполненной работы.
Анализ процесса изнашивания отдельных деталей на основании кривых изнашивания даеъ возможность назначать наиболее рациональную периодичность проведения технического обслуживания и ремонтов.
Рис. 4. Реборды ходового колеса козлового крана
С началом эксплуатации машины на поверхностях трения деталей начинается разрушение микронеровностей (следов механической обработки), т. е. происходит приработка деталей. Длительность периода приработки соответствует отрезку времени, причем продолжительность времени приработки различных деталей одной и той же машины, как правило, неодинакова.
Работа машины в период приработки деталей сопровождается образованием значительного количества продуктов изнашивания, приводящего к быстрому загрязнению смазки. Одновременно с этим температура деталей, особенно на поверхностях трения, повышается. Снижение температуры деталей и удаление частиц металла может быть достигнуто обильным смазыванием контактирующих поверхностей. Однако для эффективной смазки деталей необходимо чистое охлажденное масло. По этой причине при приработке деталей машины следует чаще менять смазочный материал, постоянно удалять продукты изнашивания, значительно снижать нагрузки по сравнению с номинальными.
После окончания приработки деталей, соответствующей моменту времени а, и достижения износа Snp начинается период нормальной работы машины.
В период нормальной работы детали, когда приработка полностью завершена, скорость изнашивания понижается и остается относительно одинаковой в течение отрезка времени II. Условно можно считать, что величина износа в этот период строго пропорциональна времени эксплуатации машины. Графически скорость изнашивания определяется углом наклона прямой АВ к горизонтальной оси. Чем меньше скорость изнашивания, тем меньше угол а и тем более длительным будет период эксплуатации детали между ремонтами, необходимость в которых возникает через отрезок времени II.
Рис. 5. Кривая изнашивания деталей машины
После достижения износа до ^пред качественно изменяется характер изнашивания детали, который становится форсированным. При этом в местах сопряжения деталей возникают ударные нагрузки, приводящие нередко к изменению вида изнашивания и быстрому разрушению поверхностей контакта, появлению остаточных и повышенных упругих деформаций. В подшипниках скольжения, например, зазоры достигают такой величины, что смазочный материал не удерживается между втулкой и валом. Для восстановления нормальной работы машины требуется уменьшение зазора, которое обеспечивается только проведением ремонта, т. е. восстановлением первоначальных размеров или заменой изношенных деталей.
В зависимости от скорости изнашивание детали в течение отрезка времени между точками А и В может быть естественным или аварийным. Если угол а близок к наименьшему значению, что достигается при качественном выполнении технического обслуживания, то изнашивание носит естественный характер. Большие значения угла а соответствуют условиям плохого обслуживания машины (наблюдается аварийное изнашивание детали).
Содержать машины в технически исправном состоянии в течение отрезка времени можно за счет постоянного технического обслуживания, а поддерживать работоспособность машины после периода времени только путем проведения ремонтных работ.
Факторы, влияющие на изнашивание. При эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин отдельные их детали в зависимости от многих факторов подвергаются различной интенсивности изнашивания. Определенная часть факторов оценивается конструктивными особенностями узла или сопряжения, а также условиями работы машины и эффективностью мер по техническому обслуживанию и ремонту.
Существенное влияние на характер сил трения и процесс изнашивания оказывает состояние поверхностей трения, определяемое качеством их механической и термической обработки (твердостью, наличием смазочных материалов, окислов, пленок и др.). Важное значение имеет абсолютная величина нагрузки, воспринимаемая или передаваемая узлом или деталью.
Качество механической обработки оценивается шероховатостью поверхности и остаточными напряжениями в поверхностных слоях деталей. Чем выше класс шероховатости поверхности, тем менее интенсивно протекает износ, особенно в начальные периоды использования машин. Приработка деталей с относительно высоким классом шероховатости поверхностей трения сопровождается незначительным образованием продуктов износа, умеренным повышением температуры и заканчивается в течение короткого времени. Однако не для всех сопряжений необходимо иметь детали, поверхности трения которых обработаны по очень высокому классу шероховатости. Наблюдениями установлено, что для кон-кретных условий работы деталей наиболее оптимальной считается определенная шероховатость поверхностей трения, снижение которой приводит к изменению характера и интенсивности изнашивания. Поэтому может иметь место сначала повышенная интенсивность изнашивания деталей, обработанных по требованиям достаточно высокого класса шероховатости поверхностей, с постепенным понижением интенсивности изнашивания до величины, соответствующей оптимальному классу шероховатости поверхности. В этой связи не следует обрабатывать детали по необоснованно высокому классу шероховатости, приводящему к повышению затрат на их изготовление и не оказывающему существенного влияния на уменьшение интенсивности изнашивания.
Скорость изнашивания деталей также зависит от твердости поверхностей трения, которая, как правило, увеличивается в результате проведения термохимической обработки. С повышением твердости металла видоизменяется его структура, оказывающая влияние на величину контактной прочности. Установлено, что с увеличением содержания углерода, марганца или других элементов износостойкость деталей повышается. В частности, для снижения интенсивности абразивного изнашивания зубьев ковшей экскаваторов, ножей землеройных и погрузочных машин режущие рабочие органы последних выполняются из стали с содержанием марганца до 15—17%.
Кроме факторов, обусловленных состоянием поверхностей трения, на изнашивание деталей влияет наличие смазочного материала и различных инородных примесей, которые изменяют характер износа. В зависимости от условий смазки и состояния поверхностей трения различают несколько видов внешнего трения.
Трение классифицируется на следующие виды: сухое (трение без смазки), граничное и жидкостное трение.
Трение без смазки — трение двух твердых тел при отсутствии на поверхностях трения введенного смазочного материала всех видов. Обычно этот вид встречается в сопряжениях машин, нормальная работа которых связана с использованием фрикционных свойств металлов или неметаллических материалов. Сухое трение встречается при эксплуатации тормозных систем, фрикционных соединительных муфт и других устройств, передающих или гасящих вращающий момент с использованием сил внешнего трения.
Граничное — трение двух твердых тел при наличии на поверхностях трен‘йя слоя жидкости, обладающего свойствами, отличающимися от объё‘мных. Этот вид трёнйя обладает особыми свойствами и в основном наблюдается между теми поверхностями, которые изготовлены с очень высоким классом шероховатости. Граничное трение неустойчиво и может переходить в трение без смазки.
Жидкостное трение — явление сопротивления относительному перемещению, возникающее между двумя деталями, разделенными слоШ жидкости, в котором проявляются ее объёмные свойства. Этот вид трения встречается в подшипниках скольжения, имеющих номинальный радиальный зазор при определенной частоте вращения вала.
Наиболее благоприятные условия для повышения срока службы деталей в сопряжениях машин создаются при жидкостном трении. Изнашивание деталей при этом виде трения протекает относительно равномерно с низкими скоростями. Влияние смазки на долговечность работы детали показано на рис. 6. После окончания приработки деталей за точкой А начинается участок II, соответствующий нормальному периоду эксплуатации. Если работа сопряжения происходит в средних условиях смазки, то интенсивность изнашивания определяется величиной tg а. При этом период форсированного изнашивания начинается в точке D по истечении времени td (участок III). Если условия смазки неудовлетворительные, то изнашивание протекает с повышенной скоростью tg 04 > tg а. Нормальный период работы сопряжения сокращается на величину td —1.
С улучшением условий смазки сопряжения скорость изнашивания деталей уменьшается tg а2 < tg а, а срок службы достигает наибольшего значения tc. Форсированный характер изнашивание приобретает после точки С, соответствующей окончанию срока службы деталей при наиболее благоприятных условиях смазки. Период работы деталей сопряжения в результате этого удлиняется по сравнению со средним значением на величину to – U.
Условно можно считать, что участку нормального периода эксплуатации детали при правильном режиме смазки соответствует жидкостное трение. Ухудшение смазки приводит к нарушению условий жидкостного трения, .в результате чего наблюдается повышенное изнашивание и сокращение сроков- службы деталей.
Большое влияние на интенсивность изнашивания оказывает степень загрязнения поверхностей трения. Особенно сильно этот фактор проявляется при изнашивании деталей погрузочно-раз- грузочных машин, используемых на переработке сыпучих грузов. Вследствие попадания частиц сыпучего груза в сопряжения грейферов кранов, на грузоподъемные канаты, ходовое и рабочее оборудование тракторных погрузчиков наблюдается быстрый выход из строя деталей этих узлов и агрегатов.
Рис. 6. Влияние смазки на скорость изнашивания детали
Нормальные условия эксплуатации машин в этих случаях достигаются вследствие сокращения сроков службы узлов и агрегатов между плановыми техническими обслуживаниями и улучшения ежесменного обслуживания.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Изнашивание деталей погрузочных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы