Качество материалов, применяемых для смазки, оказывает большое влияние на износ деталей. Смазочные материалы должны обладать надлежащими физико-химическими свойствами и прежде всего вязкостью, маслянистостью, химической устойчивостью, отсутствием кислот и механических примесей.
Зольность масла характеризует степень его очистки и загрязненности минеральными примесями. Зольностью называется количество золы, оставшееся после выпаривания масла, выраженное в процентах по отношению к первоначальному его количеству. Опытным путем установлено, что в процессе работы двигателей зольность масла значительно повышается и является одной из причин, влияющих на износ.
Механические примеси, появляющиеся в масле после работы двигателя, существенно влияют на износ. Степень их влияния зависит от характера, количества и величины частиц примесей. Установлено, что крупные частицы концентрируются в основном на дне картера двигателя и незначительно влияют на износ, мелкие частицы легко проникают на трущиеся поверхности и деталь быстро изнашивается. Изложенное выше является характерным для цилиндров двигателей; что же касается смазки других деталей, особенно подшипников, залитых свинцовистой бронзой, то к маслам необходимо предъявлять более высокие требования, не допуская никаких механических примесей.
Кислотность масла имеет существенное значение, так как свободные кислоты, присутствующие в масле, вызывают коррозию смазываемых металлических поверхностей.
Минеральные кислоты (в основном серная) присутствуют в масле в результате промывки его после йислотной очистки и являются наиболее вредными, так как они очень активно вызывают коррозию.
В настоящее время в заметном количестве в маслах они почти не встречаются.
Нафтеновые кислоты, попадающие в масло из нефти при очистке масла, почти всегда присутствуют в нем, но не оказывают заметного действия на металл.
Жирные кислоты встречаются (до 50%) в органических маслах растительного и животного происхождения. Примесь органических масел к минеральному маслу может дать значительное количество жирных кислот. Влияние этих кислот различно. В присутствии воды и воздуха они вызывают коррозию металлов, но в то же время наличие жирных кислот в масле повышает его липкость и маслянистость — качества крайне необходимые.
Маслянистостью масла называется способность его образовывать на трущихся поверхностях прочные адсорбированные пленки с пониженным сопротивлением сдвигу, что дает меньший коэффициент трения.
В последние годы приготовляют масла с повышенной маслянистостью путем прибавления к ним небольших количеств жирных кислот. Такие масла дают значительное снижение коэффициента трения. Например, добавлением к минеральному маслу от 0,5 до 2% жирных кислот добиваются снижения коэффициента трения с 0,0066 до 0,0042.
Содержание жирных кислот в масле придает ему положительные и отрицательные свойства, и, следовательно, целесообразность применения масел, содержащих жирные кислоты, зависит от тех условий, в которых предстоит работать маслу.
Вязкость масла при наличии жидкостного трения определяет собой толщину масляной пленки, т. е. влияет на ее образование и создает защиту от коррозии. С понижением вязкости при коррозийных условиях работы трущихся деталей износ увеличивается, а нагарообразование, например при смазке цилиндров, двигателей уменьшается. С другой стороны, масло повышенной вязкости способствует более быстрому образованию масляной пленки и уменьшает износ при абразивных условиях работы деталей.
Все масла растительного происхождения, а также с нафтеновым и асфальтовым основаниями дают очень тонкие стойкие пленки. Масла с ароматическим основанием обладают незначительной способностью прилипания и являются плохими образователями устойчивых пленок.
При выборе масел для смазки машин особое внимание необходимо уделять их качеству и строго придерживаться стандарта, который предусмотрен для тех или других машин. Отклонение от стандарта приводит к быстрому износу сопряженных деталей и отдельных агрегатов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Качество смазочных материалов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы