По мере совершенствования конструкций машин в деятельности человека-оператора, управляющего ими, можно выделить три главных направления: развитие механизации и автоматизации требует от оператора одновременного управления сразу несколькими параметрами трудового процесса; оператору приходится все в большей степени руководствоваться не собственным восприятием хода управляемого процесса, а информацией, получаемой от специальных устройств и приборов; повышение рабочих скоростей требует от оператора быстрой реакции и высоких темпов работы для управления машиной. В ряде случаев такие изменения в деятельности оператора стали приводить к исчерпыванию его физических возможностей. Известно, например, что по сравнению со скоростями современных сверхскоростных самолетов зрительное восприятие человека слишком замедленно. В результате при полете самолета со скоростью, в 3 раза превышающей скорость звука, у пилота создается впечатление видимости на уровне самолета предметов, которые в действительности находятся на 100 м позади самолета. Относительная медленность зрительного восприятия таким образом кладет предел скоростям управляемых человеком самолетов и является одной из причин столкновений в воздухе.
При прокате металла на современных блюмингах у операторов во время работы складываются ситуации, при которых быстрота их реакции и точность действия намного ниже скорости протекания технологического процесса.
В практике известны также случаи конструктивного исполнения машин, управление которыми требовало от операторов перенапряжения, переходящего пределы человеческих возможностей.
В период становления кибернетики у ряда специалистов возникла иллюзия возможности полной замены человека-оператора автоматическими быстродействующими устройствами. По меткому выражению советского специалиста инженерной психологии Б ф. Ломова в то время считалось, что по сравнению с этими устройствами человек «медленно» думает, «часто» ошибается, «плохо» и «мало» запоминает, «не умеет» считать, быстро устает,y него мало рук, ног и всего лишь одна голова. Только с течением времени, когда выяснилась очевидная нереальность и нецелесообразность такой замены, у человека-оператора стали отмечать аяЛ незаменимых достоинств.
В частности, выяснилось, что человек хорошо учитывает верЯ ятность событий и может предсказать их развитие, что он думает предметно, т. е. сопоставляет логику с реальностью, исключая нелепые решения, что в зависимости от изменяющихся условий он приспосабливает работу машины путем перестройки режимов и характера ее функций и таким образом обеспечивает жизнеспособность, надежность и эффективность в работе и т. д. Вопросами поддержания этих качеств у человека-оператора занимается инженерная психология, возникшая как наука сравнительно недавно на стыке психологии, физиологии, медицины, антропологии, биологии, с одной стороны, и техники — с другой стороны. Предметом этой науки является изучение взаимодействия человека с разнообразными техническими устройствами в процессе их эксплуатации.
Возникновение инженерной психологии обусловлено тем, что с созданием новых и совершенных конструкций машин значительная часть погрешностей, сбоев и аварий в их работе стала происходить из-за ошибок человека-оператора, управляющего этими машинами. Поэтому главной задачей, решение которой входит в компетенцию инженерной психологии, является уменьшение вероятности ошибок человека-оператора в процессе управления машиной, так как эти ошибки могут приводить к несчастным случаям,.большим потерям времени и средств, а также к некачественной работе. Так, по данным иностранной печати, в годы второй мировой войны в военно-воздушных силах США за 22 месяца произошло 457 аварий самолетов, вызванных тем, что пилоты путали ручку управления шасси и ручку управления закрылками; в настоящее время около 2/3 авиационных аварий и катастроф в США происходит из-за неполного учета конструкторами психологических и физиологических возможностей человека.
Несмотря на то, что свойства оператора не являются обобщенными и постоянными и зависят от многочисленных факторов (индивидуальные особенности, специфика работы, степень подготовки и т. д.), в настоящее время на основании данных инженерной психологии конструкторы могут заранее учесть предельные возможности оператора и конструктивно обеспечить надежное управление машиной.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Характер деятельности оператора в управлении машиной"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы