Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Методология конструирования машин

Публикация:
   Характер деятельности оператора в управлении машиной

Читать далее:




Характер деятельности оператора в управлении машиной

По мере совершенствования конструкций машин в деятельности человека-оператора, управляющего ими, можно выделить три главных направления: развитие механизации и автоматизации требует от оператора одновременного управления сразу несколькими параметрами трудового процесса; оператору приходится все в большей степени руководствоваться не собственным восприятием хода управляемого процесса, а информацией, получаемой от специальных устройств и приборов; повышение рабочих скоростей требует от оператора быстрой реакции и высоких темпов работы для управления машиной. В ряде случаев такие изменения в деятельности оператора стали приводить к исчерпыванию его физических возможностей. Известно, например, что по сравнению со скоростями современных сверхскоростных самолетов зрительное восприятие человека слишком замедленно. В результате при полете самолета со скоростью, в 3 раза превышающей скорость звука, у пилота создается впечатление видимости на уровне самолета предметов, которые в действительности находятся на 100 м позади самолета. Относительная медленность зрительного восприятия таким образом кладет предел скоростям управляемых человеком самолетов и является одной из причин столкновений в воздухе.

При прокате металла на современных блюмингах у операторов во время работы складываются ситуации, при которых быстрота их реакции и точность действия намного ниже скорости протекания технологического процесса.

В практике известны также случаи конструктивного исполнения машин, управление которыми требовало от операторов перенапряжения, переходящего пределы человеческих возможностей.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:


В период становления кибернетики у ряда специалистов возникла иллюзия возможности полной замены человека-оператора автоматическими быстродействующими устройствами. По меткому выражению советского специалиста инженерной психологии Б ф. Ломова в то время считалось, что по сравнению с этими устройствами человек «медленно» думает, «часто» ошибается, «плохо» и «мало» запоминает, «не умеет» считать, быстро устает,y него мало рук, ног и всего лишь одна голова. Только с течением времени, когда выяснилась очевидная нереальность и нецелесообразность такой замены, у человека-оператора стали отмечать аяЛ незаменимых достоинств.

В частности, выяснилось, что человек хорошо учитывает верЯ ятность событий и может предсказать их развитие, что он думает предметно, т. е. сопоставляет логику с реальностью, исключая нелепые решения, что в зависимости от изменяющихся условий он приспосабливает работу машины путем перестройки режимов и характера ее функций и таким образом обеспечивает жизнеспособность, надежность и эффективность в работе и т. д. Вопросами поддержания этих качеств у человека-оператора занимается инженерная психология, возникшая как наука сравнительно недавно на стыке психологии, физиологии, медицины, антропологии, биологии, с одной стороны, и техники — с другой стороны. Предметом этой науки является изучение взаимодействия человека с разнообразными техническими устройствами в процессе их эксплуатации.

Возникновение инженерной психологии обусловлено тем, что с созданием новых и совершенных конструкций машин значительная часть погрешностей, сбоев и аварий в их работе стала происходить из-за ошибок человека-оператора, управляющего этими машинами. Поэтому главной задачей, решение которой входит в компетенцию инженерной психологии, является уменьшение вероятности ошибок человека-оператора в процессе управления машиной, так как эти ошибки могут приводить к несчастным случаям,.большим потерям времени и средств, а также к некачественной работе. Так, по данным иностранной печати, в годы второй мировой войны в военно-воздушных силах США за 22 месяца произошло 457 аварий самолетов, вызванных тем, что пилоты путали ручку управления шасси и ручку управления закрылками; в настоящее время около 2/3 авиационных аварий и катастроф в США происходит из-за неполного учета конструкторами психологических и физиологических возможностей человека.

Несмотря на то, что свойства оператора не являются обобщенными и постоянными и зависят от многочисленных факторов (индивидуальные особенности, специфика работы, степень подготовки и т. д.), в настоящее время на основании данных инженерной психологии конструкторы могут заранее учесть предельные возможности оператора и конструктивно обеспечить надежное управление машиной.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Методология конструирования машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Характер деятельности оператора в управлении машиной"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства