Комплекс различных условий, в которых работают специальные автомобили для содержания и ремонта городских дорог и удаления бытовых отходов, составляет эксплуатационный фон, оказывающий решающее влияние на показатели работы средств механизации. Эти условия могут быть разделены на климатические, градостроительные и эксплуатационные, и действовать комплексно или индивидуально. Так, машины для ремонта дорог и их содержания работают летом в стабильных климатических условиях, т. е. при положительных температурах, поэтому эта группа условий практически не оказывает влияния на показатели специальных автомобилей этого назначения. На работу машин для содержания дорог в зимнее время года воздействует весь комплекс условий.
Климатические условия. Для городов СССР они весьма разнообразны — от субтропических до арктических. Факторы, составляющие климатические условия, оказывают воздействие на работоспособность агрегатов, узлов и деталей специальных автомобилей, а также на условия использования машин на линиях. Можно считать, что их конструктивное устройство полностью соответствует условиям работы в южных и средних климатических зонах страны. Наряду с этим климатические условия северной зоны страны оказывают отрицательное влияние на их работоспособность.
Однако анализ этой формулы показывает на большую зависимость показателя жесткости от скорости ветра и связанные с этим неточности в определении условий работы спецмашин. Так, например, жесткость климата для городов южной зоны с умеренными низкими температурами, но сильными ветрами (например, г. Новороссийск) может намного превосходить по жесткости климат Якутска, где машины работают при низких температурах, но зачастую при безветренной погоде.
Он же предложил разделить всю территорию страны на четыре зоны, соответственно баллам жесткости: 135—95; 94—65; 64—25; 24—0. Предложенные П. И. Кохом деление территории и характеристика технической жесткости достаточно удачно отражают фактическое влияние климатических условий на работоспособность машин. Так, например, в зону с наибольшим значением технической жесткости вошли все города Крайнего Севера, отличающиеся низкими температурами и сильными ветрами.
Применительно к специальным автомобилям для содержания и ремонта дорог отсутствуют систематизированные данные, характеризующие влияние климатических условий (в частности, показателя технической жесткости) на работоспособность агрегатов, узлов и деталей этих машин. Комплексно это влияние может быть выражено с помощью коэффициентов использования парка машин.
Эффективность работы специальных автомобилей на линии (прежде всего их эксплуатационная производительность) зависит не только от показателя технической жесткости, но и от других климатических факторов, таких, как интенсивность и длительность снегопада, снегопереноса и т. д. Поэтому применительно к эксплуатации -пециальных автомобилей принято делить территорию страны на три оньг южную, среднюю и северную. Кроме того, северная зона раз-3 1ена еше на две по признаку интенсивности снегопадов: северная со снегопадами малой интенсивности (Якутская и Бурятская АССР и все края и области Сибири севернее 52—53 параллели); северная со снегопадами большой интенсивности и снегопереносами (Коми АССР, города и области севернее 64 параллели — Салехард, Но-пильск, Игарка, Магаданская, Камчатская и Сахалинская обл.).
Влияние климатических факторов характеризуется следующими примерами: в южной климатической зоне интенсивность снегопада обычно ниже, чем в средней и в некоторых районах северной зоны, в связи с чем в ней обычно приходится сгребать снег из небольших валов (во избежание их.прикатывания) в. кучи, при погрузке и вывозе которых значительное время затрачивается на переезды снегопогрузчика, что уменьшает использование и производительность машин этого назначения.
Практика эксплуатации спецмашин в северной зоне показала, что при низких температурах и снегопереносах увеличиваются затраты времени на маневрирование машин во время подъезда к контейнерам и их погрузке, что вызывает снижение производительности машин для сбора и удаления бытовых отходов.
Градостроительные условия. Основные факторы, обусловленные планировочными, строительными и другими особенностями городов, оказывающие влияние на эффективность использования спецмашин, — это планировочная структура уличной сети города, ширина и назначение городских дорог, тип дорожных покрытий в городе, наличие ливневой канализации и обводненных подземных рек, плотность застройки города, удельная плотность размещения населения. Как известно, существует ряд схем общей планировки уличной сети города.
Характер планировки, а также особенности размещения городских дорог на ней оказывают определенное влияние на протяженность нулевых пробегов машин при выполнении работ по содержанию и ремонту дорог, сбору и удалению бытовых отходов. Ширина городских дорог отличается большим разнообразием. В зависимости от конкретной ширины проезжей части изменяется число проходов машин при производстве работ. Число проходов при снегоочистке вызывает изменение ширины полосы перекрытия, оказывающей влияние на производительность машин. Большое влияние на эффективность, а, следовательно, и на производительность использования специальных автомобилей оказывает кратность ширины обрабатываемой машиной полосы ширине проезжей части улицы.
По назначению улицы различают на магистральные, общегородского, районного и местного значения. В зависимости от назначения улиц обычно изменяются условия эксплуатации на них специальных автомобилей.
Типы дорожных покрытий и их территориальное размещение в городе определяют интенсивность накопления загрязнений на городских дорогах. Установлено, что грунтощебеночные, брусчатые и другие дороги подобного типа, пересекающие основные городские улицы с усовершенствованными капитальными покрытиями, загрязняют их, из-за чего сокращается продолжительность периодов между отдельными уборками загрязнений, а, следовательно, каждая машина обслуживает меньшую площадь дорог. Наличие на городских дорогах ливневой канализации способствует перемещению некоторой части загрязнений, образующихся на прилотковой полосе улиц, в канализацию при мойке дорожного покрытия с помощью спецмашин, а также во время дождей. Уменьшение количества загрязнений на дорожных покрытиях приводит к увеличению производительности подметально-уборочных машин.
Плотность застройки города обычно оценивается коэффициентом, представляющим собой отношение площади городских дорог к общей селитебной территории города. Этот показатель колеблется в широких пределах. Например, по состоянию на начало 50-х годов в ряде крупных городов страны он составлял от 0,17 до 0,4. Очевидно, что с уменьшением этого коэффициента возрастают расстояния между отдельными местами сбора бытовых отходов, вызывающие снижение производительности мусоровозных и вакуумных машин.
Не менее существенна градостроительная характеристика эксплуатационного фона — удельная населенность селитебной части города. Увеличение, этажности жилых зданий и, как следствие этого — удельной населенности приводит к большему скоплению бытовых отбросов в одном месте и уменьшению периода в рабочем цикле машины, необходимого для переездов от одного места сбора отбросов к другому и для выполнения подготовительно-заключительных операций. Это способствует повышению производительности машин для сбора и транспортирования бытовых отходов.
Эксплуатационные условия. Наиболее существенные из них, оказывающие влияние на эффективность использования специальных автомобилей — это интенсивность движения транспортных средств на проезжей части городских дорог, расположение мест, где происходит наполнение машин технологическими материалами (водой, пескосоляной смесью, реагентами), расположение мест обезвреживания бытовых отходов и др.
Как указывалось, количество загрязнений и особенности их размещения на дорогах главным образом зависят от интенсивности движения транспортных средств. Так как количество загрязнений на проезжей части дороги не должно превышать установленного норматива, то, следовательно, с увеличением интенсивности движения транспортных средств каждая машина, предназначенная для уборки загрязнений, будет обслуживать все меньшую площадь. Ряд операций по содержанию городских дорог выполняются с помощью технологических материалов, которыми машины (поливочно-моечные, подметально-уборочные, пескоразбрасыватели, распределители) пополняются после каждого цикла работы, и их производительность зависит от расстояния до мест пополнения технологическими материалами. На производительность подметально-уборочных машин оказывает влияние и размещение и число мест складирования смета.
Производительность мусоровозных и вакуумных машин по перевозке бытовых отходов к местам их обезвреживания и утилизации также зависит от того, на каком расстоянии расположены эти места и от их числа. Двухэтапные системы сбора и транспортирования ТБО предусматривают наличие перегрузочных станций или пунктов, к которым отходы подвозят мусоровозные машины, а производительность их будет зависеть от числа станций и пунктов и отдаленности от них мест сбора.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Характеристика эксплуатационного фона"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы