Коррозия кузова при несвоевременной защите металла происходит в следующей последовательности:
— подслойная коррозия, развивающаяся под лакокрасочным покрытием;
— шелушение и вспучивание в поврежденных коррозией местах;
— сквозная коррозия кузова особенно на стыках; растрескивание сварных швов в местах соединений деталей пола, порогов, крыльев и попадание, как следствие, влаги, пыли и грязи в салон кузова;
— появление трещин в усилителях, лонжеронах и поперечинах с потерей жесткости кузова;
— деформация дверных проемов из-за потери жесткости стоек и порогов кузова;
— нарушение взаимного расположения агрегатов шасси автомобиля, приводящее к нарушению управляемости и равномерности торможения колес;
— повреждение металлических трубопроводов тормозного привода вследствие потери жесткости в основании кузова из-за коррозии мест крепления;
— механические повреждения пола кузова в местах крепления амортизаторов, рессор и других узлов автомобиля в результате коррозии мест их крепления, особенно при резком торможении и движении по пересеченной местности.
Основной причиной появления механических повреждений в кузовах является совместное действие коррозии, усталости и эрозии металла во время эксплуатации автомобиля. Влияние каждого из этих факторов неодинаково для различных элементов автомобиля. Так, например, эрозия металла часто наблюдается на брызговиках и других элементах кузова в непосредственной близости к колесам, а также на кромках и изгибах панелей. В то же время действие коррозионных факторов, таких как влажность, концентрация солевых растворов и серных соединений, образующихся из отработавших газов, особенно сильно проявляется в местах, где испарение влаги из щелей и швов затруднено (рис. 1). Разрушительные процессы в кузове часто интенсифицируются неблагоприятными условиями хранения автомобиля на открытом воздухе.
При этом для одноразового посыпания расходуется 10—40 г соли на 1 м2 дорожного полотна. В целом за зиму было сделано на улицах города 56—223 посыпания, в результате чего было израсходвано соли суммарно 4,92 кг/м2. В последующие годы использование соли для этих целей было ограничено До 2 кг/м2.
Используемые растворы солей приблизительно в 13 раз Усиливают коррозию кузовов по сравнению с дождевой водой. Большое влияние на коррозию металлов оказывает конденсация влаги. Процесс конденсации влаги в металле зависит от температуры окружающей среды, разницы ДТ температур воздуха и металла кузова, влажности воздуха. Механизм конденсации влаги можно представить следующим образом: в результате ночного понижения температуры автомобиля, оставленного на улице, влага воздуха конденсируется вначале на крыше, затем на других внешних и внутренних поверхностях. С этого момента все защитные покрытия начинают подвергаться разрушительному действию влаги и растворенных в ней химических соединений. Процесс коррозионного разрушения металла вследствие конденсации водяных паров протекает по схеме, приведенной на рис. 2. В сконденсированной воде растворяются все химические соединения, содержащиеся в воздухе, такие, как двуокись серы и сульфат аммония, выщелачивается коксовая и угольная пыль. Эти химически активные растворы осаждаются на поверхности лакокрасочного или хромового покрытия. Установлено, что двуокись серы, образующаяся в атмосфере в результате сжигания, в городе большого количества угля и жидкого топлива зимой, приводит также к интенсивному развитию коррозии металла под лакокрасочным покрытием и самого покрытия медь-никель-хром.
Для автомобилей, хранящихся на открытом воздухе, самым опасным является утро. От повышения температуры воздуха и непосредственного действия солнечных лучей начинается медленное испарение влаги, сконденсировавшейся на автомобиле. При этом в образовавшемся электролите увеличивается концентрация агрессивных соединений, вызывающих коррозию. Непосредственно перед полным испарением влаги на защитно-декоративное покрытие действуют уже насыщенные растворы электролитов. Происходящие в этот период времени процессы диффузии электролитов через органические защитные покрытия особенно опасны, так как позволяют проникать к неустойчивой против коррозии основе металла значительного количества коррозионных реагентов. Ускоряющее влияние на развитие коррозии оказывают процессы старения материалов, низкая температура окружающей среды, в результате чего происходит растрескивание покрытия, на нем образуются царапины и начинается отслаивание.
В отличие от описанной коррозии на лицевых элементах повреждения от действия воды, грязи и имеющихся в них солей возникают изнутри на плохо высыхающих поверхностях, например, на брызговиках, крыльях и т.п. (рис. 3).
Развитие промышленности приводит к тому, что земляной покров и дорожная грязь в местах эксплуатации подвижного состава содержат также коррозионно-активные вещества в виде сульфата аммония, угольной и коксовой пыли, извести, Цемента и др. Особенно неустойчивы к действию щелочных растворов органические покрытия, которые при взаимодействии со щелочами размягчаются.
Разрушительное действие коррозии усиливается в том случае, если автомобиль не подвергается систематической наружной уборке и мойке. Это одна из основных причин, ускоряющих проникновение агрессивных электролитов через защитное покрытие к металлам’, вследствие чего происходит отслоение покрытия. Механизм коррозионного разрушения металла при наличии пор в лакокрасочном покрытии представлен на рис. 4. Аналогично идет процесс коррозии на кромках деталей.
Внутренняя часть кузова также подвергается коррозионным разрушениям. Наиболее сильно повреждается пол кабины грузового автомобиля, салоны легкового автомобиля и автобуса. Коррозию вызывает влага, которая попадает вместе с грязью или снегом в салон, где впитывается войлоком или звукопоглощающей тканью, приклеенной к полу и закрытой сверху резиновыми ковриками. Постоянная влага, находящаяся в войлоке, вследствие плохого испарения приводит к непрерывной интенсивной коррозии. Кроме того, коррозия внутри кузова усиливается при резких изменениях температуры в салоне, которые бывают при зимней эксплуатации.
На рис. 5—7 приведены примеры коррозионных разрушений некоторых элементов кузова легкового автомобиля.
Коррозия дверей происходит особенно быстро из-за недостаточной защиты внутренних поверхностей. Это легко наблюдать после снятия обивки дверей. Обычно внутренняя поверхность дверей, а также стеклоподъемник покрыты только грунтовкой, что не является достаточной защитой при длительной эксплуатации автомобиля. Кроме того, коррозии внутренней поверхности дверей способствует наличие влаги, которая там часто скапливается из-за закупорки специальных дренажных отверстий грязью, стекающей по стеклу при движении и мойке автомобиля.
Шампуни, применяемые для мойки автомобилей, отрицательно влияют на грунтовочные Покрытия и металл благодаря наличию в синтетических моющих средствах большого количества сульфатов. Во время мойки автомобиля растворы сульфатов и поверхностно-активных соединений скапливаются в закрытых полостях кузова, а после испарения влаги наступают благоприятные условия для развития процесса коррозии. Поверхностно-активные вещества при длительном воздействии на грунтовочные покрытия размягчают и ухудшают их защитные свойства. Даже после непродолжительной эксплуатации автомобиля можно обнаружить внутреннюю коррозию дверей, которая затем распространяется снизу на наружные поверхности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Характеристика коррозионных процессов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы