В настоящее время в мире используется более 2000 видов препаратов бытовой химии различного назначения, а годовой объем их выпуска превышает 50 млн. тонн. При этом около одной десятой части выпускаемых в мире препаратов в той или иной степени связаны с применением для ремонта, ухода и эксплуатации автомобилей.
Как известно, многие операции по ремонту транспортных средств и уходу за ними осуществляются на станциях технического обслуживания, причем объемы и ассортимент оказываемых здесь услуг непрерывно растут. Тем не менее автолюбители самостоятельно выполняют многие операции по уходу за автомобилем и его ремонту. В помощь автолюбителям промышленностью выпускается широкий ассортимент химических средств для выполнения ремонта и для ухода за автомобилем, применение которых повышает безопасность езды, продлевает срок службы автомобиля, поддерживает хороший внешний вид и надежность работы его агрегатов и узлов, облегчает, удешевляет и сокращает время на его обслуживание. Отечественный ассортимент таких средств приближается к 80 наименованиям. В продажу часто поступают зарубежные препараты и препараты, выпускаемые совместно с зарубежными предприятиями (или при их техническом содействии).
Химические средства ухода за автомобилями до. недавнего времени часто называли средствами автокосметики. В 60-е годы, когда начал выпускаться ограниченный ассортимент этих средств, в основном моющих и полирующих, такое название было правомерно. Впоследствии группа средств ухода за автомобилями пополнилась многими препаратами: защитными, антикоррозионными, эксплуатационными, герметизирующими, назначение которых значительно шире только косметического ухода за автомобилем. Поэтому название «химические средства для ухода за автомобилем» (а также «автопрепараты») наиболее точно отражает особенности и область применения препаратов этой группы.
В соответствии с утвержденной ЦК КПСС и Советом Министров СССР Комплексной программой развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986—2000 годы в двенадцатой пятилетке и до конца текущего века наряду с дальнейшим развитием выпуска автомобилей для личного пользования предусмотрен значительный рост объемов выпуска, расширение ассортимента и улучшение качества химических средств для ухода за автомобилем.
Классификация автопрепаратов
Химические препараты для ухода за автомобилем (автопрепараты) находятся во взаимосвязи с другими видами препаратов бытовой химии не только по входящим в их состав компонентам, упаковке, потребительским свойствам, но иногда и совпадающим областям применения. Так, некоторые химические автопрепараты для ухода за автомобилем (например «Автоочиститель стекол») предназначаются не только для очистки от загрязнений стекол автомобиля при помощи омывателя или вручную, но и для очистки стекол в быту.
В то же время некоторые препараты бытовой химии могут применяться при некоторых ремонтных работах и для ухода за автомобилем (например, клей «Момент-1», который может быть использован для ремонта обивки салона автомобиля). Однако замена целевых автопрепаратов препаратами бытового назначения недопустима. Например, рецептура препарата «Автоочиститель-1 обивки», предназначенного для чистки обивки и пластмассовых деталей автомобилей, разработана с расчетом обеспечения антикоррозионного эффекта для металлических деталей, а препараты хозяйственного назначения для мытья пластмассовых поверхностей (например, препарат «Вильва» для мытья посуды и пластмассовых поверхностей) такими свойствами в достаточной степени не обладают.
По агрегатному состоянию химические средства для ухода за автомобилями подразделяют на жидкие, пастообразные и твердые. К жидким относят суспензии (смеси жидкости и нерастворимых твердых веществ) и эмульсии (смеси взаимно нерастворимых жидкостей, расслаивающиеся при хранении), которые перед применением необходимо взбалтывать. Твердые препараты выпускают порошкообразными, гранулированными (диаметр частиц более 0,2 мм), таблетированными (диаметр 6—20 мм) и в виде блоков (диаметр частиц более 20 мм). Порошки при хранении часто слеживаются, а при использовании пылят, раздражая верхние дыхательные пути. Этих недостатков лишены гранулированные препараты. Промежуточное положение между жидкими и порошкообразными средствами занимают пастообразные, а также помадообразные средства.
По концентрации активнодействующих веществ автопрепараты делятся на готовые к применению и концентраты; последние перед употреблением разбавляют водой или другим растворителем (например, все автошампуни — это концентраты, разбавляемые перед употреблением водой). Концентраты более удобны при хранении и в пути из-за компактности. Различают препараты разового и многократного пользования.
Автопрепараты выпускаются в упаковках массой от нескольких граммов до 5 кг. Их упаковывают чаще всего в картонные коробки, полимерные (полиэтилен, ПВХ и др.), стеклянные и жестяные банки, флаконы, канистры, пакеты из бумаги и пленочных материалов (полиэтиленовые, целлофановые, дублированные — например, алюминиевая фольга, покрытая бумагой), комбинированную тару (например, цилиндрическая часть выполнена из картона, а дно и крышка — из жести), «подушечные» и «шланговые» упаковки из пленок ПВХ, тубы и др.
С формой упаковки связаны и функциональные приспособления — устройства для вскрытия упаковки, для нанесения препарата, для удобства хранения упаковки и т. д.
Одним из наиболее сложных, но и эффективных функциональных приспособлений являются аэрозольные упаковки — аэрозольные баллоны. Различают алюминиевые, жестяные, стеклянные, иногда пластмассовые баллоны.
На заводе баллоны заполняют чаще всего смесью раствора актив-нодействующих веществ в спирте, керосине или другом растворителе с инертным легкоиспаряющимся веществом — пропеллентом (фторхлор-углеводороды, смесь пропана с бутаном, диоксид углерода и др.). Пары пропеллента (чаще всего смесь двух или трех химических веществ) при комнатной температуре создают в баллоне избыточное давление 0,7 МПа. Расход препарата составляет около 1 мл/с.
Из некоторых видов аэрозольных баллонов активный состав выходит не в виде аэрозольного облака, а в виде струи жидкого состава, пены или пасты.
По эффективности, способу применения и, в некоторой степени, устройству с аэрозольной упаковкой во многом сходна беспропел-лентная упаковка, хотя в ней распыление жидкого состава из баллона производится давлением воздуха, создаваемым насосиком механического распылителя при нажатии пальцем на шток распылителя. В отличие от аэрозольной, активный состав в беспропеллентной упаковке можно несколько раз обновлять. Беспропеллентная упаковка имеет весьма существенное природоохранное преимущество в сравнении с аэрозольной упаковкой, поскольку в ней отсутствует пропеллент, в качестве которого часто используют фреоны.
По назначению химические средства для ухода за автомобилем подразделяются на следующие виды: моющие, чистящие, полирующие, защитные, герметизирующие, эксплуатационные, вспомогательные. Предусматривается провести работы по замене ряда существующих, не отвечающих современному уровню, автопрепаратов (битумные мастики, некоторые виды автополиролей, пасты шлифовочные, полировочные и др.) на более эффективные препараты, а также по созданию и развитию подгруппы препаратов, увеличивающих ресурсы работы высоконагружен-ных деталей двигателя и других узлов автомобиля и уменьшающих расход топлива (например, средства для продления срока службы аккумуляторов «Импульс», для продления срока службы антифриза «Отера», присадки к моторным маслам «Экомин», для ремонта выхлопной системы «Тавил» и др.). В связи с отсутствием в отечественном ассортименте ряда препаратов (дезодоранты для салона автомобиля, противотуманные средства для фар, средства для быстрого ремонта шин, солнцезащитные препараты для лобового стекла и др.) ставится задача их разработки и внедрения.
Перечень основных видов отечественных препаратов для ухода за автомобилем приведен в конце главы.
Моющие средства
По трудности удаления с поверхности автомобиля загрязнения можно условно подразделить на три вида: слабосвязанные (песок с глинистыми примесями), среднесвязанные (песок с глинистыми примесями, а также с примесями органических и маслянистых веществ) и прочно-связанные (частицы асфальта, различные смолистые загрязнения). Слабосвязанные загрязнения можно смыть водой, среднесвязанные и прочносвязанные загрязнения удалить с помощью одной воды не удается. Слабосвязанные, среднесвязанные и в значительной степени прочно-связанные загрязнения удаляются с применением моющих средств.
Не рекомендуется использовать для мытья кузова автомобиля обычные синтетические моющие средства, а также мыло.
Для мытья лакокрасочных покрытий, а также обивки и пластмассовых деталей автомобиля применяют автошампуни, куда входят поверхностно-активные вещества, спирты, карбоксиметилцеллюлоза, триполифосфат натрия, капролактам, жидкое натриевое стекло, полиакриламид.
Автошампуни выпускаются в виде жидких, пастообразных и порошкообразных препаратов.
Рецептуры автошампуней подбираются таким образом, чтобы они не оказывали коррозионного действия. Имеются автошампуни, применение которых способствует антикоррозионной защите.
Жидкими автошампунями (например, Автошампунь с осушающим эффектом) моют лакокрасочные покрытия и обивку автомобилей, для чего 50 г шампуня растворяют в 10 л воды, с помощью губки, ветоши или мягкой щетки моют поверхность, затем обмывают водой. Шампунь можно использовать на моечных установках; расход 50 г на автомобиль.
Для этих же целей служит Автошампунь концентрированный (содержит до 35% ПАВ в пересчете на 100%), который перед ручным мытьем разбавляют водой в соотношении 1 : 200, а затем моют поверхность как обычным шампунем.
Механическую мойку производят согласно инстукции для моечных установок, конечное разбавление шампуня 1:1000. Расход препарата при ручной мойке 3—5 г/м2, при автоматической мойке 35—50 г на автомобиль.
Средствами типа Автошампунь с антикоррозионным эффектом моют вручную или на моечных установках лакокрасочные покрытия автомобиля таким же образом, что и концентрированными. В эти шампуни входят антикоррозионные добавки, устраняющие коррозионное действие воды на металл, поэтому их особенно рекомендуется применять для мытья поврежденного лакокрасочного покрытия.
Для мытья и кратковременной консервации лакокрасочных покрытий автомобилей эффективны порошкообразные средства типа Лак Клин. 40 г порошка (2 колпачка-мерника) растворяют в 10 л воды. Кузов автомобиля обмывают водой, затем смачивают приготовленным раствором и равномерно смывают загрязнения, начиная с крыши, при этом вся поверхность кузова должна быть постоянно влажной. После мытья кузов, ополаскивают несильной струей воды, чтобы не разрушить образовавшуюся защитную пленку.
Высокой эффективностью обладают автопрепараты типа Автосредство для мытья порогов, предназначаемые для промывки закрытых полостей и днища кузова перед антикоррозионной обработкой (например, обработкой автоконсервантом порогов Мовиль).
Для мытья сильнозагрязненных рук применяют специальные средства (например, Паста моющая для рук), с помощью которых удаляют сажу, масла, ржавчину и другие нерастворимые в воде загрязнения. Небольшое количество пасты выдавливают на увлажненные руки, растирают и смывают водой.
Чистящие средства
Чистящие средства предназначены для очистки различных частей и агрегатов автомобиля от загрязнений: ржавчины, нагара и других прочносвязанных загрязнений, которые не удаляются с помощью автошампуней. Эти препараты применяются как в период эксплуатации, так и при ремонте автомобиля. Они подразделяются на средства для чистки лакокрасочных и металлических поверхностей, чистящие средства для двигателя и автоочистители стекол.
Для удаления битумных, жировых и масляных пятен с лакокрасочных поверхностей автомобиля, а также с рабочей одежды очень эффективны жидкие препараты типа Автоочиститель битумных пятен, содержащие высокоактивные растворители (трихлорэтилен, керосин и др.). Для удаления битумных пятен увлажняют очистителем тампон из ваты или ткани и протирают загрязненные места, не допуская подтеков. Толстый слой битума предварительно размягчают обильно смоченным тампоном. После обработки поверхность вытирают сухой мягкой тканью. Пятна с рабочей одежды удаляют также с помощью тампона. Перед удалением пятен с ткани необходимо предварительно проверить стойкость ткани к препарату.
Выпускается Автоочиститель битумных пятен и в аэрозольной упаковке. Состав распыляют на очищаемую поверхность. Через 1 мин удаляют пятна тампоном. После обработки поверхность протирают сухой мягкой тканью.
Для удаления ржавчины химическим способом с металлических поверхностей перед нанесением на них антикоров битумных для днища или перед окраской применяют пастообразные очистители ржавчины типа Омега-1. В их состав входят карбоксиметилцеллюлоза, орто-фосфорная кислота, аэросил, ингибитор. С их помощью удаляют ржавчину с горизонтальных, вертикальных и потолочных металлических поверхностей. Поверхность металла очищают от пластовой и рыхлой ржавчины; тщательно размешанный очиститель наносят шпателем или кистью слоем 1—3 мм на ржавую поверхность и выдерживают в течение 5—30 мин (в зависимости от толщины слоя ржавчины). Затем удаляют очиститель сухой тканью или щеткой и протирают поверхность насухо. Расход 1 кг/м2.
Для быстрого удаления грязи, масел и других нерастворимых в воде загрязнений с поверхности двигателя и агрегатов автомобилей эффективны жидкие автопрепараты типа Автоочиститель двигателя, которые выпускаются как в обычной, так и в аэрозольной упаковке. Автоочиститель двигателя содержит бутиловый спирт, поверхностно-активные вещества, уайт-спирит и др. Перед употреблением очиститель взбалтывают, наносят его на загрязненную поверхность распылителем или кистью, предварительно отсоединив аккумуляторную батарею. Через 10—15 мин промывают водой до полного удаления образующейся эмульсии. Расход 500—700 см3 на очистку двигателя автомобиля.
Автоочиститель двигателя в аэрозольной упаковке особенно удобен для обработки труднодоступных мест в двигателях воздушного охлаждения. Перед распылением очистителя отсоединяют аккумуляторную батарею, встряхивают баллон. Через 1—2 мин после распыления промывают водой до полного удаления образующейся эмульсии. Расход 100—150 г на очистку двигателя.
Не допускается чистить двигатель с помощью бензина.
Для очистки ветровых, боковых и задних стекол кузова автомобиля при умеренных и низких температурах (до —27 °С) применяют жидкие автопрепараты типа Автоочиститель-2 стекол, содержащие спирты, ПАВ и др.
Не рекомендуется мыть стекла автомобиля очистителем для оконных стекол.
Ветровые стекла чистят вручную или при помощи омывателя; очиститель разбавляют водой в соотношении 1 : 5. При низких температурах (ниже —5°С) нужно заполнять бачок омывателя неразбавленным очистителем. Для чистки стекол распространены автопрепараты типа Автоочиститель стекол и в аэрозольной упаковке.
Для удаления загрязнений с лакокрасочных покрытий и декоративных деталей автомобилей без применения воды (что особенно удобно в зимнее время) применяется Быстромоющее средство с силиконом. При пользовании этим средством на очищенной поверхности образуется защитная пленка, предохраняющая лакокрасочные и гальванические покрытия от вредных атмосферных воздействий. Средство наносят на загрязненную поверхность при помощи губки. Через 3—5 мин загрязнения удаляют ветошью, очищенную поверхность располировывают сухой мягкой тканью. Расход 35 г/м2.
Недопустимо для очистки лакокрасочного покрытия пользоваться бензином.
Автоочистители накипи (например, Автоочиститель-1 накипи) — жидкие или порошкообразные средства для снятия накипи из системы охлаждения автомобилей. Жидкие средства содержат уксусную кислоту, динатриевую соль этилендиаминтетрауксусной кислоты, карбокси-метилцеллюлозу), ПАВ и др. Средство разбавляют водой (1:7), и полученный раствор заливают в систему охлаждения. Запускают двигатель на 1—3 ч (в зависимости от количества накипи), затем содержимое сливают и трижды промывают систему: раствором кальцинированной соды (стакан соды на 8 л воды), горячей водой, холодной водой. Расход — 1 л автоочистителя для системы охлаждения вместимостью 8 л.
Для снятия нагара с головок цилиндров, поршней, клапанов выпускных трубопроводов и свечей зажигания двигателей применяют автопрепарат типа Автоочиститель нагара, содержащий растворители (керосин, ксилол и др.) и автомобильное масло. Работу проводят при прогретом двигателе в соответствии с указанным на этикетке способом применения.
Для удаления льда и инея со стекол автомобиля, предотвращения их обледенения, размораживания замков эффективен Авторазмораживатель в аэрозольной упаковке, в состав которого входят этиленгли-коль, глицерин и др. Вначале щеткой или тканью удаляют слой снега или рыхлого льда, затем распыляют средство на обледеневшую поверхность. Оттаявшее стекло насухо протирают мягкой тканью. Для предотвращения обледенения размораживатель наносят тонким равномерным слоем на стекло. Расход 30—40 г/м2.
Очистка от загрязнений и обезжиривание фрикционных накладок, а также металлических деталей тормозов и сцеплений может производиться средствами в аэрозольной упаковке типа Стоп. Встряхивают баллон, распыляют с расстояния 6—8 см на обрабатываемую деталь до полного удаления загрязнений. Распылять при температуре баллона не ниже 15 °С.
Толстый слой загрязнений предварительно удаляют механическим способом.
Полирующие средства
Применяются для поддержания и восстановления блеска лакокрасочного покрытия, продления срока его службы.
В зависимости от срока эксплуатации автомобиля и состояния лакокрасочного покрытия используют соответствующие полирующие средства.
1. Для новых лакокрасочных покрытий (обычно для автомобилей в первый год эксплуатации). Эти средства содержат монтан-воски, церезины, смолы, олеиновую кислоту, триэтаноламин, моноэтаноламин, уайт-спирит и др. Такие составы удаляют с лакокрасочной поверхности стойкие загрязнения, заполняют микропоры и микротрещины покрытия, образуют сплошную пленку, которая предохраняет покрытие от вредных влияний внешней среды.
2. Для обветренных лакокрасочных покрытий (для автомобилей, эксплуатирующихся в течение 2—3 лет). Эти средства кроме восков и других веществ, входящих в средства для новых покрытий, содержат мягкие абразивы мелкой дисперсности, под действием которых устраняются микронеровности лакокрасочного слоя; поверхность также покрывается защитной пленкой.
3. Для старых лакокрасочных покрытий (после 3 лет эксплуатации). Эти средства содержат значительные количества более крупных и твердых абразивов (электрокорунд, каолин и др.), парафины, вазе-лины, противостарители, керосин и др.; они способствуют устранению более глубоких микронеровностей. Средства для старых покрытий имеют слабые защитные свойства, поэтому после их применения рекомендуется дополнительно обработать поверхность полирующим средством для новых покрытий. При уходе за старым покрытием требуется более длительное полирование поверхности.
Повышения атмосферостойкости достигают введением в состав полирующе-консервирующих средств, специальных добавок, улучшающих физико-механические свойства получаемых на поверхности защитных пленок, которые в результате могут выдерживать до 5—10 моек.
Так, Автополироль защитный обеспечивает сохранение блеска лакокрасочного покрытия и декоративных металлических деталей, защищает их от атмосферного воздействия, удаляет несмываемые водой загрязнения, а также приостанавливает коррозию металла в местах повреждения покрытия. Взболтав содержимое упаковки, наносят тампоном автополироль на предварительно вымытую поверхность и растирают, затем круговыми движениями располировывают мягкой тканью до появления блеска. Расход 6—7 г/м2.
Автополироли для новых покрытий часто выпускаются в аэрозольной упаковке, например Автополироль-2 для новых покрытий. Аэрозольный баллон встряхивают и распыляют полироль на небольшой участок предварительно вымытой и сухой поверхности. Затем круговыми движениями располировывают с помощью мягкой ткани. При постоянной эксплуатации и безгаражном хранении автомобиля кузов автомобиля обрабатывают таким автополиролем после первых двух месяцев эксплуатации, а затем два раза в месяц. Расход 220 г на автомобиль.
Автополиролями для обветренных покрытий обрабатывают лакокрасочную поверхность 1—2 раза в год.
Автополироли типа Клинерполиш применяются для чистки, полировки и консервации кузова автомобиля. Средство наносят на предварительно вымытую с применением автошампуня поверхность на небольшой участок и полируют обычным способом до появления блеска. Расход 10 г/м.
Удобны автосалфетки многократного применения из тканых и нетканых материалов, пропитанные специальными составами. Автосалфетки типа Полир применяются для ухода за лакокрасочным покрытием. Вымытую сухую поверхность обрабатывают салфеткой круговыми движениями. Обработку лакокрасочной поверхности кузова рекомендуется проводить через каждые 3—4 мойки.
Защитные средства
В процессе эксплуатации автомобиля на его деталях, особенно в труднодоступных для осмотра и проведения антикоррозионной защиты местах, возникают разнообразные очаги коррозии (статистика показывает, что после трех лет эксплуатации автомобиля на его металлических деталях возникает более 100 очагов коррозии). Особенно сильно коррозии подвергаются днище и крылья, внутренние поверхности порогов, лонжеронов, корпусов дверей. Возникают очаги коррозии в местах царапин, дефектов и повреждений лакокрасочного покрытия, на деталях мотора, хромированных деталях кузова автомобиля и др.
Защитные средства предназначаются для предохранения от коррозии днища, крыльев, двигателя и других окрашенных и неокрашенных узлов и деталей, продления срока службы резиновых деталей и т. п. Для защиты от коррозии внутренних поверхностей коробчатого сечения корпуса и съемных частей кузова новых и бывших в эксплуатации автомобилей, а также для временной защиты низа кузова и арок колес применяют автоконсерванты порогов типа Мовиль. Резистин MJI, содержащие антикоррозионные присадки, уайт-спирит и др. Эти составы легко проникают в щели и швы, вытесняют из них влагу и образуют эластичную пленку, обладающую высокими защитными свойствами. Автоконсерванты наносят при температуре не ниже 15 °С распылением с помощью краскопульта, пылесоса, садового опрыскивателя, оборудовав их гибким шлангом с распылительной головкой для введения в закрытые полости. При необходимости средства разбавляют бензином или уайт-спиритом. Обработку рекомендуется проводить через каждые 1—2 года. Расход 1,5—2 кг на автомобиль.
Для окраски топливных баков, радиаторов, корпусов воздушных и масляных фильтров, а также мелких металлических деталей используется Автоэмаль черная (на основе эмали ПФ-223) в аэрозольной упаковке. Поверхность деталей очищают и обезжиривают. Баллон энергично встряхивают (после начала стука шариков — еще не менее 2 мин). Эмаль наносят тонким равномерным слоем при температуре баллона не ниже 15 °С. Время высыхания при 20 °С — 24 ч, при 60 °С — 2 ч.
После применения баллон следует перевернуть и нажимать на головку до прекращения выхода эмали (3—4 с). При засорении головки снять ее и прочистить отверстие иглой.
Для окраски двигателей, а также колесных дисков применяется Краска алюминиевая в аэрозольной упаковке. Поверхность очищают от пыли и грязи. Изолируют участки, не подлежащие обработке, смазывая вазелином или покрывая бумагой. Баллон подогревают на водяной бане до 25—35 °С и встряхивают в течение 3 мин после появления стука шариков.
Распыляют краску при температуре окружающего воздуха не ниже 15 °С. Краску наносят тонким слоем 1—2 раза с промежуточной сушкой 10 мин. При 16—25 °С краска высыхает в течение 6 ч.
При мелком ремонте лакокрасочного покрытия — устранении отдельных дефектных мест лакокрасочного покрытия металлических поверхностей (царапин, трещин, выбоин) — применяют грунтовки и нитроэмали разных цветов и оттенков (в зависимости от цвета лакокрасочного покрытия) в аэрозольной упаковке.
Для восстановления антикоррозионных покрытий днища кузова, а также для дополнительного нанесения на заводские покрытия применяют автоантикоры (например, Автоантикор битумно-каучуковый «Биту-кас»), различающиеся химическим составом.
Перед нанесением антикора механическим путем очищают поверхность от грязи, отставшего старого покрытия, ржавчины, затем обезжиривают ее. После тщательного размешивания антикор наносят на поверхность кистью или распылителем. В случае загустевания или при нанесении распылителем разводят до необходимой вязкости растворителями типа 651, РС-2 или бензином.
Автопрепараты типа Автоантикор-2 битумный для днища содержит нефтяные битумы, фенолоформальдегидные смолы, асбест, толуол и др. (автоантикоры для днища резино-битумные содержат также дробленую резину). Средства обладают хорошей адгезией к поверхности.
Все эти средства наносятся в зависимости от вида антикора в 2—4 слоя с межслойной сушкой в течение 3—6 ч при 15—25 °С и сушкой последнего слоя в течение 18—48 ч. Толщина покрытия от 0,4 до 1 мм. Расход 0,5—1,5 кг/м2 в зависимости от вида средства.
Для восстановления антикоррозионного покрытия днища кузова и для дополнительного нанесения на заводские покрытия применяются также мастики, например Автомастика резино-битумная антикоррозионная Эластокор. Поверхность очищают от грязи, отставшего старого покрытия, ржавчины (механическим способом) и обезжиривают растворителем. Тщательно перемешивают мастику, наносят кистью или распылителем в 3 слоя (для дополнительной защиты нужно 1—2 слоя) с межслойной сушкой около 3 ч и сушкой последнего слоя в течение 24 ч. Толщина одного слоя 0,35—0,40 мм, расход 0,4—0,5 кг/м2. При загусте-вании или при нанесении распылителем разводят до требуемой вязкости растворителем 651, РС-2 или бензином. При попадании мастики на лакокрасочное покрытие — немедленно удалить Автоочистителем битумных пятен.
Для обработки ржавых поверхностей покрытий, а также для временной защиты неокрашенных металлических поверхностей используются автопрепараты типа Феран, которые содержат лак, присадки, крон цинковый, толуол и др. Поверхность очищают от грязи, отставшего старого покрытия. При помощи металлической щетки удаляют рыхлую и пластовую ржавчину, обезжиривают растворителем.
Тщательно перемешав, состав наносят, растушевывая кистью: под защитные покрытия — один слой, для временной защиты — два слоя с межслойной сушкой в течение 1 ч. Защитные покрытия наносят через 1 ч после высыхания состава грунта. Время высыхания грунта 1—2 ч при 20 °С. При необходимости разводят растворителем 651, РС-2. Расход на 1 слой 110—130 г/м2.
Для предохранения хромированных деталей автомобиля от воздействия атмосферных факторов и агрессивных солей в зимнее время применяют автолаки типа Хромофикс, в составы которых входят смолы, циклогексанон, толуол и др. Хромированные детали тщательно обезжиривают бензином. Препарат наносят кистью ровными мазками, тонким равномерным слоем, избегая попадания лака на окрашенные поверхности и пластмассовые детали. Защитное покрытие устойчиво к воздействию воды через 24 ч после нанесения.
Для придания блеска, восстановления цвета шин, уплотнителей и других резиновых деталей и продления срока их службы используют средства типа Автокраска для резиновых деталей, в состав которой входят полиэтилсилоксановая жидкость, церезин, канифоль, сажа и др.
Средство наносят равномерным слоем с помощью кисти или тампона на тщательно вымытую и высушенную поверхность. После 24—30 ч натирают до блеска шерстяной ветошью. Рекомендуется проводить такую обработку 2—3 раза в год. Расход 200 г на автомобиль.
Герметизирующие средства
Эти средства применяют при эксплуатации и ремонте автомобиля, для быстрого устранения в условиях дороги и гаража различных повреждений и неплотностей: течь в радиаторе, течь в соединениях с прокладками, раковины, трещины и другие случаи нарушения герметичности узлов и устройств автомобиля.
Для устранения течи воды, антифриза и масла в различных соединениях вместо картонных, пробковых и резиновых прокладок, а также для герметизации стекол и других аналогичных целей используются пастообразные средства типа Автогерметик-прокладка.
Поверхности разъема очищают и покрывают тонким слоем консистентной смазки. При герметизации поверхности необходимо предварительно обезжирить бензином. На одну из поверхностей наносят герметик, так чтобы после сборки его излишки не попали внутрь. Через 20—30 мин собирают узел. Эксплуатацию можно начинать через 4 ч (при толщине слоя более 1 мм выдержку увеличивают). Расход 0,5 кг/м~ (при толщине слоя 1 мм).
Для устранения незначительной течи воды или антифриза из системы охлаждения двигателя автомобиля используют герметики для радиатора (порошкообразные или таблетированные средства). При этом двигатель прогревают до 70—80 °С.
Таблетку (или рекомендуемое количество порошкообразного средства) автогерметика разводят в небольшом количестве горячей жидкости (200 см3) и заливают в радиатор (1 таблетку на 4—5 л жидкости). Дают двигателю поработать на холостом ходу. После прекращения течи рекомендуется остановить двигатель на 15—20 мин.
Для ремонта выхлопной системы автомобиля применяют автопрепараты типа Тавил.
Эксплуатационные средства
Эти средства обеспечивают нормальный режим работы всех механизмов и систем автомобиля; без применения средств этой подгруппы технически невозможна эксплуатация автомобиля.
К эксплуатационным средствам относятся смазочные материалы, антифризы, тормозные жидкости и другие технические жидкости. Подробный перечень их приведен в таблице в конце главы, а свойства, назначение и способы применения описаны в главе 1.
Здесь приведем лишь средства для автомобильных аккумуляторов. Для приготовления электролита к аккумуляторным батареям используют серную кислоту аккумуляторную (92—94 %). Электролит готовят только в керамической или стеклянной посуде. Пользоваться любой металлической посудой категорически запрещается, поскольку серная кислота с металлами вступает в реакцию. При смешивании всегда кислоту лить тонкой струей в воду, а не наоборот, так как в противном случае происходит интенсивное разбрызгивание кислоты, что может привести к ожогам.
Для продления срока службы исправных свинцовых аккумуляторных батарей разработаны специальные добавки типа Импульс. По 15 мл (3 колпачка) средства вводят в каждый элемент батареи. Это средство одноразового применения — повторная обработка этим средством не допускается.
Вспомогательные средства
К этой группе отнесены средства различного назначения, которые облегчают многие виды работ по уходу за автомобилем как в период его эксплуатации, так и при ремонте.
Для преобразования продуктов коррозии в инертный слой на днище, крыльях и других частях кузова перед нанесением защитных покрытий часто используют автопрепараты типа Автопреобразователь ржавчины. Поверхность очищают от грязи; механическим способом удаляют рыхлую и пластовую ржавчину. Обезжиривают поверхность уайт-спиритом или бензином. Через 20—30 мин наносят преобразователь жесткой кистью, тщательно растушевывая. Через 24 ч увлажняют поверхность водой, затем через 3—5 сут наносят антикоррозионное покрытие. Расход 100—130 г/м2.
Для удаления лакокрасочных покрытий с металлических поверхностей непосредственно перед новой окраской служат автопрепараты типа Автосмывка старой краски. Тщательно размешанную смывку наносят при помощи кисти равномерным слоем на поверхность площадью не более 0,5 м2. После разрыхления старое покрытие удаляют шпателем. Затем очищенную поверхность тщательно протирают ветошью, смоченной в бензине. Расход 0,4—0,5 кг/м2.
Для облегчения отвинчивания заржавевших резьбовых соединений, предотвращения коррозии, облегчения запуска отсыревших двигателей (вытесняя влагу, устраняет утечку тока в системе зажигания), защиты деталей электрооборудования от окисления, смазки трущихся поверхностей, очистки резиновых и пластмассовых деталей применяют средства в аэрозольной упаковке типа Унисма-1. Встряхивают баллон, распыляют средство на поверхность при температуре баллона не ниже 15 °С.
Для защиты от коррозии декоративных и неокрашенных металлических поверхностей в период консервации автомобиля, для защиты от окисления клемм аккумуляторных батарей, для смазки и предохранения от замерзания замков (до —40 °С) применяют специальные смазки (типа ВТВ-1 в аэрозольной упаковке). Встряхивают баллон, распыляют смазку тонким равномерным слоем на чистую сухую поверхность. Расход 200 г/м2. Расконсервация проводится с помощью уайт-спирита или бензина.
Для чистки и продления срока службы полимерных поверхностей обивки’ салона, панелей приборов, резиновых ковриков пола, уплотнителей и т. д., а также для предотвращения примерзания резиновых уплотнителей к металлу кузова служат автопрепараты в аэрозольной упаковке Альва. Перед применением баллон встряхивают, а затем распыляют на обрабатываемую поверхность и протирают тканью.
Для удаления различных загрязнений с рук без применения воды при ремонте автомобиля применяют автопрепараты типа Автосредство для сухой чистки рук. Эти средства содержат норковое масло, ме-тилцеллюлозу, карбоксиметилцеллюлозу, триполифосфат натрия, гек-сахлорофен и др. Средства могут применяться также для защиты кожи рук от проникновения в поры кожи различных загрязнений. Небольшое количество (5—7 г) наносят на загрязненные руки, тщательно растирают, вытирают бумагой или ветошью. Для защиты кожи рук средство наносят до начала проведения работ тонким слоем и дают просохнуть.
Как указывалось выше, при некоторых операциях по уходу за автомобилем в качестве вспомогательных средств, иногда со строгим соблюдением способа применения, используются некоторые химические препараты бытового назначения.
С их помощью можно:
— использовать тару вторично для кратковременного хранения других автопрепаратов (например, полиэтиленовый флакон из-под автошампуня Лак Клин);
— очистить сильнозагрязненные руки с помощью пастообразной чистящей пасты Хозяйственная-2 или средства Ралли для мытья рук, загрязненных сажей, маслом, ржавчиной, смазками и др.;
— удалить масляное пятно с материала обивки салона автомобиля с помощью пастообразных (например, Минутка) или жидких (например, Антипятиин) пятновыводителей, предварительно убедившись в стойкости обивочного материала к пятновыводителю на незаметном шве обивки;
— удалить пятно от ржавчины с материала обивки салона автомобиля с помощью жидкого препарата Пятновыводитель ржавых пятен;
— очистить несильно загрязненную металлическую поверхность (кроме полированного алюминия) с помощью порошкообразного чистящего препарата Металлоблеск;
— очистить изделия из цветных металлов пастообразным чистящим средством Асидол;
— очистить ворсовый коврик с помощью жидкого средства для чистки ковров (например, Золушка-М); .
— подклеить обивку салона с помощью клеев Марс, Момент-1;
— удалить остатки пролитого электролита с кислотного аккумулятора, протерев его ветошью, смоченной аммиачной водой.
Техника безопасности и охрана окружающей среды
При применении все возрастающих количеств химических веществ бытового назначения возникает существенное противоречие: с одной стороны, эти средства в значительной степени облегчают и повышают производительность многих видов домашнего труда, в том числе и по уходу за автомобилем, с другой — можно представить всю товарную массу бытовых химических веществ как своеобразный «выброс» химических веществ в окружающую среду, поскольку составляющие этой массы рано или поздно попадают в атмосферу, канализацию, водоемы, прилегающую к жилому массиву почву, а частично остаются в жилище человека. Значительные количества химических веществ, попадающих в окружающую среду при использовании средств бытовой химии, оказывают на нее негативное воздействие.
Растет число несчастных случаев от контакта человека с ядовитыми веществами; по данным ВОЗ число несчастных случаев в мире особенно увеличилось в последние 25—30 лет. Зарегистрированы около 300 веществ, которые чаще всего становятся причиной несчастных случаев. Первое место занимают уксусная, серная и другие кислоты, затем лекарственные препараты, алкоголь, на четвертом месте — препараты бытовой химии, на пятом — ядовитые растения и грибы. Из этой градации видно, что собственно средства бытовой химии занимают первое место, поскольку кислоты также можно отнести к средствам бытовой химии. Таким образом, сегодня средства бытовой химии ставят перед человеком две важные проблемы: обеспечение рационального применения препаратов; охрана окружающей среды.
Поскольку автомобилисту приходится работать практически не только с целевыми химическими средствами для ухода за автомобилем, но и с другими видами средств (и применять их в некоторых случаях или для ухода за автомобилем, или в процессе его эксплуатации), необходимо как в первом, так и во всех других случаях строго соблюдать правила техники безопасности.
Все автопрепараты поступают в продажу только после тщательной токсикологической и гигиенической оценки медицинских органов и разрешения Министерства здравоохранения СССР. Основные требования, предъявляемые этими органами к автопрепаратам, состоят в том, что последние не должны оказывать вредного влияния как при непосредственном контакте с организмом человека, так и после их применения согласно назначению.
По степени опасности для человека химические средства для ухода за автомобилем можно разделить на три группы:
— безопасные (на упаковке отсутствуют предупредительные надписи); к ним относятся автошампуни, автоочистители стекол и др.);
— опасные (на упаковках указаны предупредительные надписи, например: «Беречь глаза», «Работать на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении»); к ним относятся многие автопрепараты: серная кислота, автомастика Эластокор и др.;
— огнеопасные (на упаковках написаны предупредительные надписи: «Огнеопасно», «Не распылять вблизи открытого огня» и др.). К ним относятся многие автопрепараты в аэрозольной упаковке, растворители и др.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Химические средства для ухода за автомобилем"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы