Консистентные (пластичные) смазки получают путем загущения масел или специальных жидкостей. В качестве жидкой основы в смазках применяют минеральные масла, хлор-, фтор- или кремнийорганические соединения, сложные эфиры. Загустителями служат твердые углеводороды, кальциевые, натриевые, алюминиевые, литиевые мыла высших жирных кислот, силикагель, некоторые красители. С целью улучшения вязкостно-температурной характеристики, адгезионных и антифрикционных свойств, повышения термической стабильности в смазки добавляют соответствующие присадки — синтетические продукты, графит, дисульфид молибдена и другие.
Изоляционная составляющая защитного эффекта для смазок играет большую роль, чем для масел, и зависит от толщины слоя смазки, а также его влагопроницаемости. Влагопроницаемость неингибированных углеводородных смазок определяется их набухаемостью и проницаемостью электролитов и паров воды к поверхности металла по микрокапиллярам и трещинам в слое смазки. Механизм проницаемости мыльных смазок осложняется взаимодействием слоя смазки с водой. Так, смазки на основе натриевых мыл весьма гигроскопичны и могут впитывать и пропускать воду в количествах на несколько порядков больше, чем требуется для свободного протекания коррозионного процесса. Наименьшей влаго-проницаемостью обладают свинцово-алюминиевые смазки.
Введение ингибиторов коррозии в пластичные смазки наряду с торможением электрохимических процессов коррозии на поверхности металла может модифицировать структуру смазок, делая ее более мелкозернистой. Зерна многократно перекрывают друг друга, свободные пространства между частицами уменьшаются, что снижает влагопроницаемость смазки.
В Советском Союзе выпускается около 200 марок пластичных смазок самого различного назначения. В табл. 6.17 приведены основные виды отечественных пластичных смазок и их защитные характеристики. В технической литературе отсутствуют данные, прямо характеризующие способность смазок защищать металлы от атмосферной коррозии. Исключение составляют специальные консервационные смазки. Косвенно о защитных свойствах смазок можно судить по типу загустителя, наличию присадок — ингибиторов коррозии и водостойкости. Специальные присадки — ингибиторы коррозии вводятся, как правило, только в консервационные смазки, что в сочетании с углеводородными загустителями и обусловливает их высокие защитные свойства.
Основные физико-химические свойства консервационных смазок следующие.
Смазка пушечная (ГОСТ 19537—83) представляет собой базовое масло М-11, загущенное петролатумом и церезином с присадками — ингибиторами коррозии. Свойства:
Смазка непожароопасна и взрывобезопасна, малотоксична. ВТВ-1 (ТУ 38-101-180—70) —вазелин технический волокнистый — минеральное масло, загущенное церезином, содержит антиокислительную и другие присадки. Свойства:
Смазка непожароопасна и взрывобезопасна, нетоксична. АМС (ГОСТ 2712—75) —масло цилиндровое (вапор), загущенное олеостеаратом алюминия. В зависимости от содержания последнего выпускается двух марок: АМС-1 и АМС-3. Свойства:
Смазка взрывобезопасна, малотоксична.
ГОИ-54п (ГОСТ 3276—74) — приборное масло, загущенное церезином, с присадками — ингибиторами коррозии. Свойства:
Смазка взрывобезопасна, малотоксична.
Консервационные пластичные смазки обеспечивают значительно больший срок защиты изделия от коррозии по сравнению с консервацион-ными маслами. Однако консервационные масла гораздо легче наносить на труднодоступные и внутренние поверхности изделий. Толщина защитного слоя масляных пленок, как правило, не превышает десятой доли миллиметра, у смазок она может достигать миллиметра и более.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Консервационные смазки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы