Ходовое устройство строительных машин служит для передачи силы тяжести машины и внешних нагрузок на грунт и перемещения машины по грунту.
В строительных машинах применяются: рельсо-колесные, пневмо-колесные, гусеничные и шагающие ходовые устройства. Каждое из этих устройств состоит из движителя и подвески.
Движителем называются элементы ходового устройства, передающие на основание внешние нагрузки и силу тяжести машины, находящиеся в сцеплении с основанием и сообщающие движение машине.
Подвеской называется комплект деталей, соединяющих движитель с опорной рамой машины. Тихоходные машины имеют жесткое подвесное устройство, а быстроходные — упругую подвеску в виде рессор или пружин.
Рельсо-колесный ход применяется для строительных машин, срок работы которых на одном месте продолжителен, и машин, для которых применение другого вида оборудования невозможно или весьма затруднительно. Например, машина на железнодорожном ходу нормальной колеи (железнодорожные краны и др.), козловые краны, башенные краны большой грузоподъемности 25—100 m и с большой высотой подъема груза, карьерные многоковшовые экскаваторы и ряд других машин.
Ходовые колеса башенных и козловых кранов изготовляются двухребордными (рис. 61), а кранов, передвигающихся по железнодорожной колее, — одноребордными. Поверхность качения двухреборд-ных колес цилиндрическая, а колес железнодорожного хода — коническая.
Ходовые колеса устанавливаются свободно на подшипниках скольжения или качения, располагаемых в ступице колеса. Привод к приводным колесам осуществляется зубчатым венцом, прикрепляемым к его ободу. Ходовые колеса устраивают и на валах, вращающихся на подшипниках, установленных с двух сторон колеса. Привод ходового колеса в этом случае осуществляется при помощи зубчатого колеса, закрепленного на консоли вала. В первом случае ось колеса несет только изгибающие нагрузки, а во втором вал работает на изгиб и скручивание.
Основные размеры крановых колес стандартизированы (ГОСТ 3569—60). Материал колес — сталь 75 или сталь 65Г или стальное литье марок 40Л или 55Л. Ходовые колеса рассчитываются на смятие в месте контакта с рельсом.
Расчет состоит в определении контактного напряжения смятия и сравнения его с допускаемым для данных материалов. Чем больше диаметр колеса и ширина головки рельса, тем меньше контактное напряжение смятия.
Для прохождения машины по рельсовым путям с малым радиусом ходовые тележки с основной рамой машины соединяют при помощи выносных кронштейнов (флюгеров). Флюгер соединяется с рамой вертикальной осью. При движении по криволинейному участку пути два кронштейна из четырех свободно вращаются на осях, а два других прикреплены к раме растяжками.
Пневмоколесный ход применяется в строительных машинах высокой маневренности, предназначенных для передвижения по шоссейным дорогам с твердым покрытием.
Транспортная скорость кранов и экскаваторов на автомобильном ходу может достигать 40—60 км/ч.
Пневматическое колесо состоит из металлического обода, камерной или бескамерной шины, надеваемой на обод, и деталей крепления шины. Пневматическая камерная шина состоит из покрышки, камеры, в которую накачивают воздух, ободной ленты и вентиля. Безкамерные шины удерживают накачиваемый в них воздух, благодаря герметическому прилеганию к поверхности обода.
Изготавливаются шины высокого давления (5—7 кГ/см2) для использования преимущественно по дорогам с твердым покрытием и низкого давления (1,25—3,5 кГ/см2).
Для повышения проходимости машины применяют шины с регулируемым давлением от сверхнизкого (0,5—0,8 кГ/см2) для езды по слабым грунтам до высокого — при переходе машины на устойчивые грунты и дороги с твердым покрытием. Давление в указанных шинах регулируется водителем из кабины.
Для увеличения сцепления машины с грунтом и, следовательно, для улучшения проходимости делают привод на все колеса и применяют шины с высокими грунтозацепами.
При движении машины по криволинейному пути колеса передней или задней оси или те и другие одновременно разворачиваются при помощи рулевого управления.
Размеры шин стандартизированы. Они определяются двумя цифрами, первая из которых обозначает ширину профиля, а вторая — внутренний диаметр шины. Величина допускаемой нагрузки на шину определяется по каталожным данным и не должна превышать значений, предусмотренных ГОСТ 8430—57.
Гусеничный ход применяется в машинах, передвижение которых осуществляется по местностям, не имеющим дорог, или по грунтовым дорогам, а также когда требуется обеспечить большое тяговое усилие.
Движитель гусеничного хода машины состоит из двух бесконечных цепей (лент) и шарнирно связанных между собой отдельных плоских звеньев (пластин, траков).
Гусеничная цепь охватывает приводную и натяжную звездочки, установленные на концах рамы ходовой тележки. Натяжение ленты достигается перемещением натяжной звездочки в пазах рамы при помощи винта. Нагрузка от машины передается на нижнюю ветвь гусеничной цепи с помощью опорных роликов.
Движение гусеничного хода по кривой осуществляется притормаживанием одной из гусениц, а разворот— также притормаживанием одной из гусениц или вращением гусениц в противоположные стороны.
Холостая ветвь гусеницы предохраняется от провисания поддерживающими роликами.
Гусеницы делают из крупных или мелких звеньев. Первые из них обеспечивают более равномерное давление на грунт, но не обеспечивают больших скоростей перемещения машины. Гусеницы с мелкими звеньями более быстроходны. Изготовляются звенья гусениц из стали — мелкие штамповкой, а крупные — отливкой.
Благодаря большой опорной поверхности гусеничный ход может обеспечить небольшие удельные давления на грунт порядка 0,4— 1 кГ/см2. Коэффициент сцепления гусеницы с грунтом достигает до 1,0 и выше. Поэтому гусеничные машины могут развивать тяговое усилие, значительно большее, чем пневмоколесные.
Недостатками гусеничного хода являются малая скорость перемещения, недопустимость перемещения тяжелых машин по дорогам с усовершенствованным покрытием (из-за порчи последнего) и необходимость перевозки на специальных транспортных прицепах-тяжеловозах (трейлерах).
Шагающий ход применяется для очень тяжелых машин, работающих на поверхностях со слабой несущей способностью.
Опорные поверхности шагающих устройств представляют собой плиты или лыжи с большой контактной поверхностью, попеременно перемещающиеся при помощи кривошипно-шатунных механизмов или гидравлических домкратов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ходовые устройства"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы