Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные эксплуатационные материалы

Публикация:
   Клеящие материалы

Читать далее:




Клеящие материалы

Клеящими материалами или клеями называют вещества жидкой или пастообразной консистенции, характеризующиеся высокой прилипаемостью (адгезией) к склеиваемым поверхностям. С помощью клеев обеспечивается соединение самых разнообразных материалов: дерева, тканей, пластмасс, резин, металлов и др. Клеевые соединения отличаются технологичностью и низкой массой, так как не требуют дополнительных деталей (болтов, заклепок и т. п.), а по прочности зачастую не уступают меха-нйческим соединениям. Основным недостатком клеев является низкая теплостойкость, а также старение клеевой прослойки, сопровождающееся ухудшением ее прочностных свойств.

Основным показателем качества клеевого соединения является его прочность. Этот показатель оценивается по величине удельной нагрузки, при которой разрушается клеевой шов при его испытании на разрыв и скалывание. Прочность клеевого соединения должна быть на уровне прочности соединяемых материалов, сохраняться во всем диапазоне рабочих температур и не ухудшаться со временем. Кроме того, клей должен хорошо смачивать соединяемые поверхности, не оказывать коррозионного воздействия на соединяемые материалы и не взаимодействовать с ними, сохранять прочность шва при эксплуатации изделия.

Склеивание обычно включает следующие основные операции: подготовка поверхностей (зачистка, обезжиривание и др.), подготовка клея и его нанесение на соединяемые поверхности, спрессовывание и сушка (отверждение) клеевого слоя. Приведение клея в рабочее состояние обычно связано с необходимостью снижения его вязкости с помощью добавления растворителей или подогрева, а также (для отдельных видов клеев) с введением отверди-телей, наполнителей и других компонентов. Спрессовывание необходимо для удаления из зазора между склеиваемыми поверхностями воздуха и избытка клея, а также создания равномерной клеевой пленки (шва) с толщиной порядка 0,1 мм. Именно такая толщина шва необходима для обеспечения максимальной прочности соединения и сведения к минимуму возможности его разрушения из-за появления трещин вследствие тепловых деформаций, вызванных отличием коэффициентов линейного расширения клея и соединяемых поверхностей.

По назначению клеи делятся на универсальные и специальные. С помощью универсальных клеев обеспечивается соединение разнородных материалов (металл — дерево, металл — резина, пластмасса — дерево и т. п.), специальных — только определенных материалов. Как правило, по качеству соединения специальные клеи существенно превосходят универсальные клеи.

По виду связующей основы клеи делятся на резиновые, эпоксидные, полиуретановые, полиакриловые, полиамидные, фенольные, карбинольные и др. Каждая из этих разновидностей может иметь ряд марок, в связи с чем ассортимент современных клеев чрезвычайно обширен.

Среди универсальных клеев наибольшее распространение получили синтетические клеи, включающие связующее, наполнитель, растворитель, отвердитель и ускоритель отверждения. В качестве связующей основы этих клеев используются различные термопластичные и термореактивные полимеры — смолы. Наполнитель (порошки металлов, стекла, фарфора и др.) служит для уменьшения усадки клея при отверждении, предотвращения появления трещин и повышения прочности клеевого шва. С помощью растворителя (ацетон, спирт, бензин и др.) обеспечивается требуемая вязкость клея и его растекание по соединенным поверхностям. Для образования клеевого шва к клеям на основе термореактивных полимеров добавляются отвердители и в случае необходимости ускоритель отверждения. Для склеивания автомобильных материалов наиболее широко применяются клеи: БФ, карбинольные эпоксидные, резиновые и казеиновые.

Клеи БФ-2, БФ-4 и БФ-б являются спиртовыми растворами термореактивной фенолформальдегидной смолы с добавкой пластификатора. Клеи БФ-2 и БФ-4 предназначены для склеивания твердых материалов, а клей БФ-6 — для склеивания тканей или приклеивания их к твердым поверхностям. Соединения из этих клеев сушат в течение 1…3 ч при температуре 90…100 °С.

Карбинольный клей представляет собой 30%-ный раствор твердого полимера. Этот клей предназначен для склеивания металлов, керамики, стекла, пластмасс в различном сочетании. Его клеевой шов стоек к воздействию нефтепродуктов и ухудшает механические свойства в спиртах и ацетоне.

Эпоксидный клей состоит из эпоксидных смол, пластификатора, отвердителя и, иногда, наполнителя. Он обеспечивает высокую прочность соединения при склеивании различных твердых материалов — металлов, стекла, пластмасс и др. При холодном отверждении клеевые соединения из эпоксидных смол имеют рабочую температуру от —60 до +100 °С; при горячем — до +120 °С. Эпоксидное соединение стойко к действию воды, нефтепродуктов, слабых кислот и щелочей. При работе с эпоксидными клеями необходимо соблюдать меры предосторожности в связи с отравляющим действием их компонентов при попадании на кожу и слизистые оболочки.

Резиновые клеи делятся на обычные (для соединения резиновых деталей) и специальные (для приклеивания резины к твердым материалам). Обычные клеи представляют собой растворы резиновой смеси в бензине (клеи № 61, 200).

Они предназначены главным образом для «холодного» склеивания резин, но могут также использоваться и для приклеивания резины к твердым поверхностям в случае отсутствия повышенных требований к прочности клеевого соединения.

Высокую прочность шва при приклеивании резиновых деталей к металлическим поверхностям обеспечивают клеи № 88 или 88Н. Клей № 88Н представляет собой раствор смеси сырой резины с бутилфенолформальдегид-ной смолой в смеси бензина с этилацетатом. Приклеивание резиновых деталей к деревянным производят с помощью резинового клея НК.

Казеиновой клей применяется при склеивании деревянных деталей. Он представляет собой водный раствор казеинового порошка (продукт переработки молока) в воде в соотношении 1:2. В клей добавляются присадки: антисептик и др.

При ремонте некоторых узлов автомобилей применяют фенольные клеи марок ВС-10Т, ВС-350, ВИАМ-Б-3 и другие.

Термостойкий клей ВС-ЮТ представляет собой раствор синтетических смол в органических растворителях. Его особенностью является высокая рабочая температура при склеивании металлов с неметаллическими материалами — до 300 °С. Это позволяет использовать его для соединения фрикционных накладок с тормозными колодками и дисками сцепления.

Клей характеризуется высокой бензо- и маслостой-костью, защитной способностью против коррозии, он безвреден для здоровья рабочих.

Для склеивания деталей из термореактивных пластмасс применяют клей ВИАМ-Б-3.

Ремонт обивки кузовов производится с помощью клея БФ-6. Для ее приклеивания к деревянным деталям используется нитроклей НК-20, а для приклеивания к картону — клей № 4010.

Детали из органического стекла склеиваются с помощью дихлорэтана либо раствора оргстекла в муравьиной кислоте или дихлорэтане.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильные эксплуатационные материалы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Клеящие материалы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства