На автомобилях ставят дисковые колеса, состоящие из диска и обода. Обод служит для установки пневматической шины и приклепывается или приваривается к диску.
Ободы бывают глубокие неразборные и плоские разборные. Глубокий неразборный обод имеет борта и углубление посередине, необходимое для монтажа шины.
Углубление располагается симметрично относительно середины обода или несколько смещенно (несимметричный обод). Такие колеса ставятся на легковых автомобилях.
Колеса с плоским разборным ободом применяют на грузовых автомобилях. В таком ободе одну щеку делают съемной, что необходимо для монтажа шин.
Съемная щека, называемая бортовым кольцом, закрепляется на ободе колеса замочным разрезным кольцом, заправленным в канавку на ободе (автомобили ЗИЛ), или сама щека делается разрезной и крепится своим выступом в канавке обода (ГАЗ). У некоторых моделей автомобилей отъемный борт обода крепится болтами к диску колеса. У автомобилей высокой проходимости с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах на разъемном ободе крепится распорное кольцо, фиксирующее положение бортов шины на колесе при пониженном давлении воздуха (ЗИЛ-157К, ЗИЛ-131, ГАЗ-66).
Применяются также бездисковые колеса, у которых ступица отлита вместе со спицами, к которым на шпильках гайками с накладками-прижимами крепится съемный разрезной, состоящий из трех секторов обод (автомобили МАЗ, КрАЗ). На грузовых автомобилях получают также применение уширенные ободы с коническими полками.
Колеса прикрепляют к ступицам болтами или шпильками с гайками.
Одинарные колеса крепят к ступицам или к фланцам ведущих полуосей непосредственно гайками на шпильках или болтах. Сдвоенные колеса задних ведущих мостов грузовых автомобилей имеют специальное крепление. Сначала на шпильки ступицы ставят внутреннее колесо и затягивают его колпач-ковыми гайками с внутренней и наружной резьбой; затем на эти гайки ставят наружное колесо и крепят его простыми гайками.
На гайках крепления колес сделаны конусные или сферические поверхности, которые, входя в соответствующие отверстия диска колеса, точно центрируют колесо на ступице.
В некоторых автомобилях гайки правой и левой стороны ставят с различным направлением резьбы для того, чтобы устранить самоотвертывание гаек, появляющееся вследствие резкого ускорения или замедления вращения колес, например при торможении. Гайки с левой резьбой обычно отмечены специальной проточкой на гранях, а на шпильках с левой резьбой ставится метка «л».
Установка управляемых колес
Для повышения устойчивости (стабилизации) передних колес в среднем положении и для облегчения управления автомобилем передние колеса имеют развал в вертикальной плоскости и схождение в горизонтальной, а шкворни поворотных кулаков наклонены в продольной и поперечной плоскостях.
Развал колес обеспечивается установкой поворотных кулаков с наклоном цапф вниз. В результате развала на колесе появляется осевая сила, прижимающая ступицу к внутреннему большому подшипнику, вследствие чего разгружается наружный меньший подшипник. При развале колес уменьшается расстояние между точкой пересечения продолжения оси шкворня и точкой касания колеса с дорогой, что облегчает поворот колес. Угол развала колес а для разных автомобилей выдерживается в пределах 0-2°.
Схождение колес сделано для устранения разворачивания наклонно катящихся колес и появления поперечного проскальзывания их при этом. Усилие, способствующее разворачиванию колес, возникает при движении автомобиля в результате установки колес с развалом. Схождение колес, измеряемое как разность расстояний между колесами по краям их ободов спереди и сзади (А минус Б), равно 2—12 мм. Схождение колес регулируют изменением длины поперечной рулевой тяги.
Поперечный наклон шкворня служит для повышения устойчивости (стабилизации) колеса в среднем положении. В результате поперечного наклона шкворней при повороте колес в ту или другую сторону происходит некоторый подъем передней оси автомобиля. При этом под действием веса автомобиля, стремящегося опустить ось обратно в нижнее положение, колеса возвращаются в среднее исходное положение, вследствие чего и увеличивается их устойчивость в этом положении. Поперечный наклон шкворня достигается соответствующей формой передней оси. Угол р поперечного наклона шкворня равен 6—8°.
Продольный наклон шкворня сделан также для улучшения стабилизации управляемых колес в среднем положении. Вследствие такого наклона шкворня продолжение оси шкворня пересекается с плоскостью дороги впереди точки касания колес на некотором расстоянии с. Во время поворота автомобиля центробежная сила, стремящаяся сдвинуть автомобиль по направлению от центра поворота, вызывает появление поперечных сил трения (реакций) между шинами и дорогой в точках их касания. Эти силы, действуя на плече с относительно оси шкворня, способствуют возвращению колес в среднее, нейтральное положение. Продольный наклон шкворней достигается установкой передней оси с небольшим наклоном. Угол продольного наклона шкворней у выдерживается в пределах 0—3,5°.
Так как при установке шкворней с большими углами наклона утяжеляется управление автомобилем, в легковых автомобилях эти углы делаются очень малыми или равными нулю. Стабилизация колес в среднем положении в этом случае обеспечивается углом увода упругих деформирующихся шин. При повороте колес продольная ось следа шины вследствие ее упругости и сцепления с дорогой отстает от угла поворота колеса, и деформируемая4 шина стремится вернуть колесо в среднее положение.
В ведущих передних мостах автомобилей высокой проходимости углы продольного наклона шкворней также делают малой величины или равными нулю, потому что наличие на колесах тягового усилия способствует улучшению стабилизации колес в среднем положении.
—
На автомобилях почти исключительно применяются дисковые колеса и очень редко колеса со спицами вместо диска. Обод и ступица дискового колеса связаны между собой стальным штампованным диском, имеющим центральное отверстие для посадки на ступицу. К диску обод приваривается или приклепывается.
На рис. 3, а показано переднее колесо легкового автомобиля. Ступица колеса опирается на два конических роликоподшипника поворотной цапфы. Диск крепится к фланцу ступицы болтами. Плотная затяжка диска на ступице и правильное его центрирование обеспечиваются конической формой внутренней стороны головок болтов. Ступица закрывается снаружи колпаком, удерживаемым пластинчатыми пружинами. Обод соединен с диском заклепками.
Рис. 3. Колеса:
а — легкового автомобиля; б — грузового автомобиля; 1 — обод; 2 — заклепка; 3 и ю — диски; 4 — болт; 5 — ступица; 6 — пластинчатая пружина; 7 — колпакр 8 и 9 — отверстия
На колесе грузового автомобиля имеется продолговатое отверстие в ободе и диске для вентиля, два больших отверстия в диске для удобства захвата руками колеса при монтаже и шесть отверстий с конусными фасками для крепления на шпильках ступицы. Диск приваривается к ободу колеса.
Рис. 4. Типы ободов колес:
а — глубокий симметричный обод колеса легкового автомобиля; б — разборный плоский обод колеса грузового автомобиля с бортовым разрезным кольцом; в — разборный плоский обод колеса с неразрезным бортовым кольцом; г — плоский разъемный обод; й — съемный плоский обод; 1 — обод; 2 — бортовое кольцо; 3 — разрезное замрчное кольцо; 4 — закраина обода (съемная); 5 — распорное кольцо
Ободы колес делятся на глубокие и плоские. В глубоком симметричном ободе легкового автомобиля или грузового автомобиля малой грузоподъемности для удобства монтажа шины на колесо в средней части делается глубокая выемка. Давление воздуха прижимает шину к ободу.
Для колес грузовых автомобилей применяются разборные плоские ободы. Одна из закраин разборного обода делается с ним как одно целое, а другая представляет собой съемное разрезное или неразрезное бортовое кольцо. Шина свободно надевается на плоский разборный обод. Разрезное бортовое кольцо вставляется в кольцевую выемку обода и удерживается от выпадания давлением сжатого воздуха в шине.
Неразрезные бортовые кольца крепятся на ободе с помощью разрезного замочного кольца, которое закладывается в канавку обода и также удерживается на ободе давлением сжатого воздуха в шине. Когда шина накачана, замочное кольцо не может выскочить из канавки.
Колеса с плоским разъемным ободом из двух соединенных болтами частей применяются на автомобилях высокой проходимости. Одна из закраин этого обода также делается съемной, а в середине ставится распорное кольцо.
Автомобиль КрАЗ-214 имеет бездисковое колесо со съемным плоским ободом, состоящим из трех частей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Колеса автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы