Колеса и шины передают вес трактора на грунт и выполняют роль движителя, с помощью которого мощность двигателя, подводимая к колесам через трансмиссию, преобразуется в поступательное движение трактора.
Кроме того, при помощи передних колес осуществляется управление движением трактора.
Колесо состоит из обода с диском и пневматической шины. Обод служит основанием, благодаря которому шина, наполненная воздухом, передает нагрузку на грунт. С помощью диска колесо крепится к ступице.
На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 может использоваться три типоразмера задних шин и ободьев. Шина 13,6/12—38 на ободе W11—38 является основной.
Ступица заднего колеса закреплена на выступающем конце полуоси конечной передачи заднего моста с помощью шпонки, вкладыша и четырех болтов. Вкладыш снабжен регулировочным винтом (червяком), который входит в зацепление с зубчатой рейкой, нарезанной на полуоси. Вращая червяк гаечным ключом, можно передвигать ступицу вместе с колесом относительно полуоси и получать нужную для работы колею.
Рис. 1. Заднее ведущее колесо:
1 — шина; 2 — обод; 3 — диск колеса; 4 — болт; 5 — червяк; 6 — шпонка; 7 — ступица; 8 — балластный груз; 9 — вентиль; 10 — вкладыш; 11 — болт ступицы; 12 — сферическая шайба.
Во фланцы ступиц задних и передних колес запрессованы болты, на которые устанавливают диски. Отверстия в дисках выполнены с конусными заходными фасками. Конусные фаски в отверстиях и гайках наряду с центрированием диска служат для предотвращения отворачивания гаек.
Для повышения сцепления задних ведущих колес с грунтом к их дискам крепят болтами по два чугунных балластных груза (только трактор МТЗ-80). При длительном использовании трактора на транспортных работах в хороших дорожных условиях балластные грузы рекомендуется снимать с целью уменьшения износа шин.
Для повышения прочности дисков задних колес к ним по месту их крепления к ступице приваривается усилительное кольцо. ним отверстиям диска. При слабой затяжке отверстия в диске разбиваются, образуются трещины, сминается резьба болтов, что выводит диск и болты из строя.
Техническое обслуживание колес заключается в периодической проверке крепежных соединений и устранении выявленных неисправностей.
Затяжку болтов ступиц задних колес, конусных гаек дисков передних колес и гаек болтов опор диска переднего колеса трактора МТЗ-82 нужно обязательно проверять после окончания обкатки трактора и после первых 240 ч работы.
Если по каким-либо причинам один из болтов вышел из строя, его нужно незамедлительно заменить. Работать на тракторе с неполным числом болтов крепления дисков нельзя, так как это повредит остальные болты и вызовет поломки диска или опор обода.
При снятии колеса с трактора необходимо перед поддомкрачиванием колеса немного отпустить конусные гайки. Окончательно свинчивать гайки с неразгруженных колес нельзя.
Перед установкой колес на трактор резьбу болтов рекомендуется смазать солидолом. Затяжку гаек следует производить в следующем порядке. Навернуть гайки на все болты от руки и затянуть их при поддомкраченном колесе. Гайки заворачивают через одну или крест-накрест. При завертывании конусных гаек нужно следить за тем, чтобы их конусы совпадали с фасками диска. Окончательная затяжка гаек производится при опущенном на грунт колесе.
Шина состоит из покрышки и камеры, удерживающей воздух во внутренней полости шины. В покрышке имеются каркас, состоящий из нескольких слоев специальной кордовой ткани, и протектор, образующий беговую часть шины, из массивного слоя резины. На боковых стенках шины покровные слои резины тоньше. Каркас является основной силовой частью шины, определяющей ее прочность и грузоподъемность. Выступы (почвозацепы) и впадины протектора образуют его рисунок. Протектор предохраняет каркас шины от повреждений; от рисунка протектора зависит качество сцепления шины с грунтом.
Камеру накачивают воздухом через закрепленный на ней вентиль с золотником, представляющим собой обратный клапан. Устройство вентиля шин задних колес позволяет подсоединять к нему приспособление для заполнения шины водой или другой жидкостью с целью увеличения сцепного веса трактора.
В процессе эксплуатации колес нужно строго соблюдать нормы нагрузки на шину и внутреннего давления. Выбор и поддержание оптимального внутреннего давления в шине — основа ее надежной и долговечной работы.
Внутреннее давление в шинах передних колес, нагруженных только весом трактора (без навешенных машин), должно быть на полевых работах 0,14 МПа (1,4 кгс/см2) и 0,17 МПа (1,7 кгс/см2) на транспортных. В задних шинах 12—38 — соответственно 0,1 МПа (1,0 кгс/см2) и 0,14 МПа (1,4 кгс/см2), а в шинах 9—42 — 0,16 МПа (1,6 кгс/см2) и 0,18 МПа (1,8 кгс/см2).
В определенных условиях работы допускается временно перегружать шины, но перегрузка должна быть непродолжительной, иначе она скажется на долговечности шин. Например, навешенный на трактор сзади плуг или спереди бульдозер перегружают в транспортном положении соответственно задние и передние шины на 20%. Это допустимо, так как при опускании плуга или бульдозера в рабочее положение нагрузка на шины снизится и будет примерно соответствовать рекомендуемой. А вот при работе заполненным грузом одноосным прицепом, догружающим задние колеса на 20% сверх нормы, работать не следует.
Материалы, из которых изготовлена шина, не являются абсолютно герметичными, поэтому воздух постепенно проникает через стенки камер, особенно в летнее время, и давление воздуха снижается. Кроме того, снижение давления возможно из-за неплотности золотника вентиля. Поэтому давление в шинах нужно проверять систематически, не реже чем через 60 ч работы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Колеса и шины тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы