Для поддержания тракторов в исправном и работоспособном состоянии, повышения экономичности и долговечности работы проводят их систематическое обслуживание, носящее плановопредупредительный характер.
Для тракторов установлена трехномерная система технических обслуживаний, которая, кроме ежесменного, предусматривает три периодических (номерных — № 1, № 2, № 3) технических обслуживания. При переходах к осенне-зимнему и весенне-летнему периодам эксплуатации предусмотрены также сезонные технические обслуживания.
Периодичность номерных технических обслуживаний такова: техническое обслуживание № — через каждые 60 мото-часов, техническое обслуживание № — через каждые 240 и техническое обслуживание № — через каждые 960 мото-часов работы.
При проведении номерных технических обслуживаний выполняют не только регламентированные операции, но и устраняют обнаруженные неисправности.
Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) осуществляется в перерыве между сменами и предусматривает обязательное выполнение следующих операций.
1. Очистить трактор от пыли и грязи. Проверить состояние наружных крепежных соединений.
2. Проверить, нет ли подтеканий топлива, масла, электролита и воды через соединения деталей.
3. Ослушать и остановить двигатель. Проверить на слух работу центробежного масляного фильтра-центрифуги сразу же после остановки двигателя.
4. Проверить работу контрольных приборов, приборов освещения, звукового сигнала, гидравлической навесной системы, свободный ход педалей управления и рычагов.
5. Очистить сетку воздухозаборника, подтянуть барашковые гайки воздухоочистителя, проверить герметичность соединений отсосной трубки с воздухоочистителем и выпускной трубой.
6. Долить отстоенное или профильтрованное топливо в баки основного двигателя и в бак пускового двигателя (при необходимости). Если трактор находился на длительной стоянке, то перед заправкой и пуском его в работу необходимо слить 3—5 л отстоя из каждого бака основного двигателя.
7. Измерить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить его. Уровень масла измеряют не раньше чем через мин после остановки двигателя. Одновременно проверить уровень масла в корпусах топливного насоса и его регулятора.
8. Проверить уровень воды в радиаторе (при необходимости долить).
9. Проверить работу агрегатов силовой передачи и ходовой системы трактора — нет ли ненормальных шумов и стуков.
10. Если трактор эксплуатировался в условиях повышенной запыленности воздуха (культивация, боронование, сев, пахота пара), то следует осмотреть и при необходимости очистить защитную сетку радиатора.
Через каждые ч работы надо очистить сетку воздухозаборника, снять поддон воздухоочистителя, слить отработавшее масло, промыть внутреннюю ванну и кольцевую полость поддона, залить свежее масло до уровня кольцевого пояска на поддоне, промыть капроновые фильтрующие элементы и смочить их в масле.
Во время рабочей смены надо прислушиваться к работе двигателя, следить за показаниями контрольных приборов, обращать внимание на цвет выхлопных газов. Кроме того, следует периодически проверять состояние шин колес и степень нагрева корпусных узлов двигателя, силовой передачи, ходовой и гидравлической систем.
Техническое обслуживание № (ТО № 1) делают через каждые 60 мото-часов.
Сначала выполняют все операции ежесменного технического обслуживания (за исключением десятой). После этого проводят ряд дополнительных операций.
Моют трактор, проверяют уровень масла в корпусе топливного насоса, натяжение ремня вентилятора двигателя; смазывают подшипники водяного насоса системы охлаждения двигателя, подшипника отводки муфты сцепления и т. д. в соответствии с правилами.
Через одно техническое обслуживание № (после 120 моточасов работы) сливают отстой из фильтра грубой очистки топлива, проверяют уровень и состояние масла в поддоне воздухоочистителя, очищают ротор центробежного масляного фильтра двигателя, смазывают подшипники карданных валов переднего ведущего моста.
Техническое обслуживание № проводят через каждые 240 мото-часов работы. Сначала выполняют все операции технического обслуживания № (за исключением проверки уровня масла в картере двигателя и корпусе топливного насоса), затем делают следующее:
— заменяют масло в картере двигателя н корпусе топливного насоса (при использовании масел М8Г и М10Г и топлива по ГОСТ 4749—49 или ГОСТ 305—62 с содержанием серы не более 0,5% масло заменяют через 480 мото-часов);
— сливают отстой из фильтра тонкой очистки топлива и топливных баков;
— проверяют уровень масла в корпусах трансмиссии (муфты сцепления, коробки передач, заднего моста, переднего ведущего моста, верхних и нижних парах колесных редукторов, промежуточной опоре карданной передачи), баке раздельно-агрегатной системы, корпусах гидроусилителя руля и редуктора пускового двигателя;
— проверяют зазор между клапанами и коромыслами двигателя, форсунки двигателя на давление начала впрыска и качество распыла топлива, свободный ход педали муфты сцепления, уровень электролита в аккумуляторных батареях и степень их разрежения (по плотности электролита в каждом элементе);
— через одно техническое обслуживание № (после 480 моточасов работы) очищают центральную трубу воздухоочистителя и промывают его корпус с фильтрующими элементами, очищают сухой фильтр, промывают фильтрующие элементы воздухоочистителя пускового двигателя.
Техническое обслуживание № проводят через каждые 960 мото-часов работы. Перед тем как поставить трактор на техническое обслуживание № 3, необходимо удалить шлам и накипь из системы охлаждения двигателя и промыть ее и паровоздушный клапан водяного радиатора. Необходимо также дать оценку техническому состоянию трактора, определить его экономические и мощностные показатели.
Сначала выполняют операции технического обслуживания № (за исключением проверки уровня масла в корпусах силовой передачи, гидроусилителя руля и редуктора пускового двигателя).
После этого делают следующее:
— промывают сливные фильтры раздельно-агрегатной гидросистемы и гидроусилителя руля, фильтр грубой очистки топлива, топливопроводящий штуцер пускового двигателя;
— проверяют топливный насос на безмоторном стенде на соответствие регулировочных параметров, угол подачи топлива на двигателе, затяжку гаек крепления головки блока цилиндров двигателя с последующей регулировкой клапанов;
— проводят регулировку реле-регулятора, механизма включения муфты редуктора пускового двигателя, зазора между контактами прерывателя магнето и электродами запальной свечи с подтяжкой всех винтов магнето;
— регулируют гайку червяка гидроусилителя рулевого управления, подшипники ступиц колес переднего неведущего моста, сходимость передних колес;
— проводят смазку карданного шарнира привода рулевого управления, правого раскоса, втулки вала механизма задней навески и управления узлами гидросистемы;
— очищают сетку маслозаливной горловины и набивку сапуна двигателя; сливают утечки масла из кожуха гидроаккумулятора;
— заменяют масло в корпусе редуктора пускового двигателя и в корпусах трансмиссии. Если до сезонной смены масла трактору остается работать не более 240 ч, то эту операцию приурочивают к сезонному техническому обслуживанию.
Сезонное техническое обслуживание (СТО) осуществляется при переходе от весенне-летнего к осенне-зимнему периодам эксплуатации, и наоборот.
При переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации трактора выполняют ряд следующих операций:
— промывают систему охлаждения двигателя и если нужно, то удаляют из нее накипь;
— выполняют операции очередного периодического технического обслуживания;
— проверяют работу дистанционных термометров и действие шторки радиатора;
— заменяют масло и смазку летних сортов зимними сортами в основном двигателе, гидравлической системе, агрегатах и узлах силовой передачи и ходовой части. Отключают масляный радиатор;
— проверяют частоту вращения коленчатого вала пускового двигателя под нагрузкой при прокручивании коленчатого вала основного двигателя;
— промывают крышку и фильтр заливной горловины основного топливного бака, фильтр-отстойник и карбюратор пускового двигателя, баки и топливопроводы системы питания двигателя. Если фильтрующие элементы фильтров тонкой очистки топлива проработали более половины своего срока службы, проводится их замена;
— заполняют дизельным топливом зимних сортов систему питания трактора и удаляют из нее воздух;
— проверяют состояние всех агрегатов электрооборудования. Винт посезонной регулировки напряжения на реле-регуляторе типа РР362-Б устанавливается в положение «Зима»;
— устанавливают исправные аккумуляторные батареи с электролитом, плотность которого доводится до зимней нормы, рекомендуемой для данной климатической зоны;
— подготавливают электрофакельный подогреватель и утеплительный чехол для двигателя, подгоняют его по месту и закрепляют на тракторе;
— утепляют кабину двигателя, аккумуляторные батареи, проверяют систему отопительной установки кабины;
— заполняют систему охлаждения двигателя жидкостью, не замерзающей при низкой температуре (антифризом).
При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации проводятся следующие работы:
— с агрегатов трактора снимают утеплительные чехлы и сдают на хранение;
— сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя, промывают систему и при необходимости удаляют из нее накипь;
— выполняют операции очередного технического обслуживания;
— винт сезонной регулировки напряжения на реле-регуляторе устанавливают в положение «Лето»;
— доводят плотность электролита аккумуляторных батарей до летней нормы для данной климатической зоны;
— заправляют систему питания двигателя топливом летних сортов, включают масляный радиатор;
— заменяют масло и смазку зимних сортов в двигателе, гидравлической системе и агрегатах силовой передачи и ходовой части маслом и смазкой летних сортов;
— заправляют систему охлаждения двигателя водой;
— поврежденные наружные и внутренние поверхности кабины и облицовки трактора окрашивают, предварительно очистив их от коррозии.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы