Для работы с прицепами и другими машинами, снабженными пневматическим приводом тормозов, трактор оборудуется универсальной пневматической системой, в которую входят компрессор, регулятор давления, воздушный баллон, тормозной кран, пневматический переходник, разобщительный кран, соединительная головка, трубопроводы.
Компрессор поршневой, одноцилиндровый, одноступенчатого сжатия, устанавливается слева на крышке распределительных шестерен двигателя. Привод компрессора осуществляется от шестерни топливного насоса через промежуточную шестерню и ведомую шестерню, изготовленную как одно целое с коленчатым валом компрессора.
В головке цилиндра размещены всасывающий и нагнетательный клапаны пластинчатого типа, прижимаемые к седлам пружинами. В картере компрессора на двух шариковых подшипниках установлен коленчатый вал, на котором закреплен шатун с поршнем.
Охлаждение компрессора воздушное. Смазка трущихся поверхностей осуществляется разбрызгиванием масла, поступающего из масляной магистрали двигателя.
Рис. 1. Схема пневматической системы:
1 — компрессор; 2 — регулятор давления; 3 — клапан отбора воздуха; 4 — манометр; 5 — сливной краник; 6 — воздушный баллон; 7 — тормозной кран; 8 — пневматический переходник; 9 — разобщительный кран; 10 — соединительная головка; 11— трубопроводы.
Работает компрессор следующим образом. При перемещении рычага включения промежуточная шестерня входит в зацепление с шестерней топливного насоса и начинает передавать крутящий момент коленчатому валу. От вала возвратно-поступательное движение передается поршню 8. При движении поршня вниз воздух из всасывающего коллектора двигателя через соединительный патрубок и всасывающий клапан поступает в цилиндр. При движении поршня вверх впускной клапан закрывается и сжатый воздух через нагнетательный клапан и трубопроводы поступает в пневматическую систему.
Когда в баллоне давление воздуха достигает 7,3 кгс/см2, срабатывает регулятор давления и отсоединяет компрессор от воздушного баллона. Воздух из компрессора поступает в атмосферу через регулятор без противодавления, и благодаря этому компрессор разгружается. При снижении давления в баллоне до 6,6—6,9 кгс/см2 регулятор вновь подключает компрессор и сжатый воздух поступает в баллон.
Техническое обслуживание компрессора заключается в периодической проверке его герметичности и крепления. Удаление нагара с поверхностей головки, поршня, клапанов и воздушных каналов следует проводить после 960 ч работы. Одновременно проверяют герметичность клапанов.
Рис. 2. Компрессор:
1 — промежуточная шестерня; 2 — рычаг включения; 3 — головка цилиндра; 4 — нагнетательный клапан; 5 — всасывающий клапан; 6 — поршневые кольца; 7 — цилиндр; 8 — поршень; 9 — поршневой палец; 10 — шатун; 11 — картер; 12— коленчатый вал; 13 — подшипник коленчатого вала.
Регулятор давления предназначен для автоматического регулирования в заданных пределах (6,7 to;,—7,3 кгс/см2) давления воздуха в системе, а также очистки воздуха от воды, масла и твердых частиц.
Регулятор установлен между компрессором и воздушным баллоном и при помощи штуцера закреплен на воздушном баллоне.
В корпусе регулятора размещены фильтрующий элемент, разгрузочный поршень, клапан отбора воздуха с обратным клапаном. Между корпусом регулятора и корпусом пружины находится узел диафрагмы с клапанами. В корпусе установлена пружина, воздействующая на диафрагму. Сжатие пружины регулируется винтом. В нижней крышке смонтирован выпускной клапан, соединенный с разгрузочным поршнем при помощи стержня с пружиной.
Рис. 3. Регулятор давления;
1 — крышка; 2 – выпускной клапан; 3 — стопорное кольцо; 4 — шайба; 3, 13, 21, 24 — пружины; 6 — разгрузочный поршень; 7 — фильтрующий элемент; 8 — корпус; 9 — запорный клапан; 10 — втулка; 11 — верхний клапан; 12 — корпус пружины; — винт; 15 —гайка; — пылезащитная крышка; 17 — штуцер; — защитная гайка; 19 — клапан отбора воздуха; 20— обратный клапан; 21 — стержень; 23 — выпускная трубка.
Работает регулятор давления следующим образом. Воздух от компрессора подается в полость фильтрующего элемента. Далее очищенный воздух проходит по каналам в корпусе в полость штуцера и, отжимая обратный клапан, поступает по соединительному штуцеру в воздушный баллон. Так как поддиафрагменная полость через сверления в корпусе соединена с полостью за обратным клапаном, то при подъеме давления диафрагма под действием сжатого воздуха вместе с втулкой перемещается вверх, сжимая пружину. Перемещение диафрагмы будет продолжаться до тех пор, пока седло клапана, выполненное во втулке, поднимется до упора в верхний клапан и тем самым отъединит разгрузочную полость от атмосферы. При перемещении вверх открывается запорный клапан, и сжатый воздух проходит по сверлениям корпуса в полость над разгрузочным поршнем. Под действием поступившего сжатого воздуха поршень перемещается вниз и открывает выпускной клапан. При этом наступает разгрузка компрессора, то есть воздух через открытый выпускной клапан выходит в атмосферу, одновременно выдувая скопившийся конденсат. Давление в полости перед обратным клапаном падает, и он под действием пружины и давления сжатого воздуха закрывается, предотвращая снижение давления в пневмосистеме.
При снижении давления воздуха в воздушном баллоне до 6,9—6,6 кгс/см2 пружина перемещает диафрагму и втулку вниз. Вследствие этого запорный клапан садится в седло, перекрывая сообщение разгрузочной полости с полостью, находящейся под давлением за обратным клапаном 20, а верхний клапан И при этом открывается, соединяя разгрузочную полость с атмосферой. При этом разгрузочный поршень перемещается вверх, закрывает выпускной клапан и компрессор начинает подавать воздух в воздушный баллон.
Выпускной клапан выполняет также роль и предохранительного клапана. При повышении давления в пневматической системе до 8,5—9 кгс/см2 клапан перемещается вниз и открывает выход сжатому воздуху в атмосферу.
При эксплуатации необходимо постоянно следить по показаниям манометра за давлением в системе, которое должно быть в пределах 6,6—7,3 кгс/см2. Если разность давления включения и выключения регулятора больше или меньше необходимой величины (0,4—0,7 кгс/см2), то нужно разобрать его и отремонтировать неисправные детали. Затем установить пределы регулирования давления.
Периодически (не реже чем через 240 ч работы) необходимо производить очистку фильтра. Для этого следует вывернуть четыре нижних винта и снять крышку вместе с разгрузочным поршнем. Затем, сняв стопорное кольцо и пружинную шайбу, вынуть фильтр, промыть его в керосине, продуть сжатым воздухом и высушить. Одновременно при разборке необходимо
проверить состояние резиновых деталей. Сборка фильтра производится в обратном порядке.
Тормозной кран предназначен для управления приводом тормозов прицепа. Управление приводом тормозов сблокировано с управлением тормозами трактора.
Кран состоит из корпуса, крышки с каналом нагнетания, сообщающимся с каналом управления через подпружиненный двойной клапан; клапана, связанного стяжкой с клапаном; диафрагмы и др.
В корпусе размещены диафрагма, уравновешивающая пружина, толкатель с регулировочной тарелкой и кулачок, установленный на валу.
В отторможенном состоянии впускной клапан открыт, а выпускной клапан закрыт и сжатый воздух из воздушного баллона через канал нагнетания поступает в канал управления и оттуда в соединительную магистраль и тормозную систему прицепа.
При торможении усилие от тормозной педали через систему привода (тягу и рычаг) передается на вал, который поворачивается вместе с кулачком в сторону уменьшения затяжки уравновешивающей пружины. В результате этого диафрагма под действием давления воздуха и пружины перемещается вправо, закрывая впускной клапан и открывая выпускной клапан. Сжатый воздух из соединительной магистрали выходит в атмосферу, в результате чего срабатывает воздухораспределитель прицепа и последний затормаживается.
Рис. 4. Тормозной кран:
1 — атмосферный клапан; 2 — рычаг; 3 — пылезащитный клапан; 4 — болт; 5 – шарик; 6 — пружина фиксатора; 7 — корпус; 8 — возвратная пружина; 9 — крышка; 10 — гайка; 11 — канал нагнетания; 12 — впускной клапан; 13 — прокладка; 14 — канал управления; 15 — выпускной клапан; 16 — диафрагма; 17 — уравновешивающая пружина; 18 — регулировочная тарелка; 19 — толкатель; 20 — кулачок; 21 — вал.
Рис. 5. Пневматический переходник:
1 — манжета; 2 — втулка; 3 — кольцо; 4 — возвратная пружина; 5 — корпус; 6 — крышка; 7 —диафрагма; 8— диск; 9 — хомут; 10 — седло; 11 — заглушка; 12 — толкатель.
При оттормаживании происходит обратное действие. Под действием оттяжной пружины рычаг поворачивает вал с кулачком в сторону сжатой пружины, выпускной клапан закрывается, а впускной клапан открывается, и сжатый воздух из воздушного баллона поступает в соединительную магистраль.
В процессе эксплуатации необходимо регулярно следить за герметичностью соединений тормозного крана и чистотой выпускного отверстия. Через 960 ч работы нужно проверить величину давления (7±0,3 кгс/см2) на выходе тормозного крана и при необходимости отрегулировать.
Пневматический переходник позволяет присоединять к трактору прицеп, имеющий гидравлический привод тормозов. Он установлен с правой стороны трактора на кронштейне кабины.
Пневматический переходник состоит из корпуса и крышки, между которыми с помощью хомута зажата резинотканевая диафрагма. Возвратной пружиной к диафрагме прижат диск с толкателем.
К корпусу двумя болтами крепится седло с манжетами и втулкой, в котором установлена съемная заглушка. При работе трактора с прицепом заглушка снимается и на ее место устанавливается главный тормозной цилиндр прицепа. Полость А переходника соединяется трубопроводом с воздушным баллоном, а полость управления Б — с соединительной магистралью.
При торможении давление в полости Б резко падает, так как сжатый воздух через соединительную магистраль и тормозной кран выходит из полости в атмосферу. Под действием сжатого воздуха, поступающего в полость А из воздушного баллона, диафрагма перемещает диск со штоком, который воздействует на поршень главного тормозного цилиндра прицепа и затормаживает прицеп.
При оттормаживании сжатый воздух из воздушного баллона поступает в соединительную магистраль, а оттуда в полость Б. Давление в полостях А и Б выравнивается. Диафрагма с тарелкой и стержнем под действием возвратной пружины перемещается в исходное положение, растормаживая прицеп.
В процессе эксплуатации необходимо следить за герметичностью пневмопереходника и его крепежных соединений.
Большая утечка воздуха может быть определена на слух, а незначительная определяется при помощи мыльной пены.
Диафрагму, потерявшую эластичность, нужно заменить новой. При этом необходимо проследить, чтобы фланцы крышки и корпуса были ровные, без забоин и вмятин.
Разобщительный кран предназначен для включения и отключения тормозной магистрали прицепа. Он установлен на правом заднем кронштейне кабины.
Рис. 6. Разобщительный кран:
1 — пружина; 2 — тарелка; 3 — клапан; 4 — валик; 5 — корпус; 6 — рычаг переключения; 7 — штифт; 8 — прокладка; 9 — гайка.
В корпусе крана установлен клапан, прижимаемый к гнезду конической пружиной и тарелкой. Стопорная гайка поджимает пружину к тарелке.
При включении тормозной магистрали прицепа рычаг переключения расположен вдоль корпуса крана и воздух проходит через полость А, открытый клапан и полость Б к соединительной головке. При этом отверстие выпуска воздуха в атмосферу закрыто.
При отключении пневмосистемы прицепа рычаг поворачивается на 90° и воздух из полости Б через желоб в клапане и отверстие в корпусе крана выходит в атмосферу. Давление в соединительной магистрали падает до нуля, чем облегчается разъединение соединительных головок.
В процессе эксплуатации необходимо следить за герметичностью разобщительного крана и его креплением к заднему кронштейну кабины.
В случае утечки воздуха кран необходимо заменить.
Соединительная головка предназначена для соединения пневмосистемы трактора с пневмосистемой привода тормозов агрегатируемых прицепов. Она крепится к разобщительному крану при помощи штуцера.
Соединительная головка состоит из корпуса, тарелки, постоянно прижимаемой пружиной к резиновому уплотнению, крышки.
Рис. 7. Соединительная головка:
1 — тарелка; 2 — резиновый уплотнитель; 3 — зажимное кольцо; 4 — пылезащитная крышка; 5 —штифт; 6 — корпус; 7 — пружина.
При подсоединении стержень головки прицепа отжимает тарелку и воздух беспрепятственно проходит из пневмосистемы трактора в пневмосистему прицепа. Резиновые уплотнения головок исключают утечку воздуха.
Для подсоединения прицепа к пневмоприводу следует открыть крышку, нажать клапан и, открыв разобщительный кран, продуть головку для удаления пыли. После этого соединить головки и открыть разобщительный кран.
При отсоединении прицепа необходимо закрыть разобщительный кран, разъединить головки и закрыть их пылезащитными крышками.
В случае утечки воздуха через соединительную головку необходимо проверить состояние резинового уплотнительного кольца и при необходимости заменить его.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Пневматическая система привода тормозов тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы