На автомобиле установлены колеса, состоящие из штампованных дисков и приваренных к ним ободьев. Размер обода 4Jxl3, посадочный диаметр 13 дюймов (330 мм). Крепятся колеса к передним ступицам и барабанам задних колес тремя шпильками с помощью гаек с коническими опорными поверхностями. На автомобиль устанавливаются бескамерные шины с камерами размером 155-70 R13 (ширина профиля 155 мм и посадочный диаметр 330 мм) модели ЕХ-85. При эксплуатации необходимо обеспечить внутреннее давление шин: для передних и задних колес 0,2…0,22 МПа (2,0…2,2 кгс/см2).
Монтаж шины. Перед монтажом шины обод колеса должен быть тщательно осмотрен и проверен. Не допускаются на ободе вмятины, грязь, ржавчина и другие виды повреждений. Обод должен быть тщательно окрашен.
Ржавчину и прочие неровности на ободе необходимо тщательно зачистить шкуркой и напильником, по возможности не повреждая краску. Если окраска повреждена, восстановить ее.
Прежде чем начать монтаж, необходимо протереть мыльной водой борта шины, а также полки и закраины обода. При монтаже шины соблюдать особую осторожность, не допуская повреждений резины на посадочных поверхностях, деформации или повреждения обода.
При монтаже шин следует применять и чистые и гладкие с хорошо закругленными кромками монтажные лопатки.
Осторожно и правильно пользоваться монтажными инструментами, стараясь не применять “силовые приемы”. Заправку бортов шины на обод начинать со стороны, противоположной вентилю, и приближаться к нему равномерно с обеих сторон. Лопатки передвигать на короткие расстояния не более 100…150 мм. Во время монтажа лопатки смачивать чистой водой.
Накачивание шины. Прежде чем приступить к накачиванию шины, необходимо убедиться в правильном положении камеры и вентиля. Вентиль должен выступать йз обода без перекоса. Обеспечить также полную посадку бортов шины на полках обода. Для этого приподнять колесо и, поворачивая его, несколько раз ударить протектором шины о землю. Затем вывернуть из вентиля золотник и накачать шину от компрессора.
В процессе накачивания шины следует наблюдать за посадкой борта шины на полки обода. Если борта шины имеют неполную посадку на полки обода, прекратить подачу воздуха и, приподняв колесо, ударить несколько раз протектором шины о землю. Накачивание шины производить до давления 2…2,5 кгс/см2, после чего довести давление в шине до нормального.
Демонтаж шины. Очистить шину от грязи и пыли, вывернуть из вентиля золотник и выпустить оставшийся в камере воздух. Отделить оба борта шины от обода колеса по всей окружности.
Иногда из-за прилипания к посадочной части не удается обычным путем при использовании монтажного инструмента отделить борт шины от обода колеса. В этом случае борт шины можно отделить, используя домкрат.
Для этого надо поставить домкрат на покрышку около обода колеса на стороне, противоположной вентилю, подложив под основание доску, й начинать подъем автомобиля.
После незначительного подъема автомобиля покрышка легко отстает от обода. Перевернув колесо, повторить указанную операцию, чтобы отделить вторую сторону покрышки.
Для обеспечения демонтажа борта шины, полки и закраины обода протереть мыльной водой. Затем заправить часть борта шины со стороны, противоположной вентилю, в среднюю глубокую часть обода и монтажными лопатками перекинуть борт шины через обод (начав эту операцию у вентиля). Протолкнуть вентиль камеры внутрь шины, стараясь не повредить резьбу вентиля о края отверстия; осторожно вынуть камеру из шины.
Если нужно снять покрышку, необходимо сдвинуть второй борт шины в глубокую часть обода и с противоположной стороны начинать снимать покрышку, закладывая лопатки снизу покрышки.
Углубление в средней части обода сделано специально для того, чтобы можно было монтировать и демонтировать шины. Если не вдвигать борта покрышки в глубокую чг.сть обода, то монтаж и демонтаж покрышки невозможны.
Демонтаж шин производить так же, как и монтаж, с применением монтажных лопаток с хорошо закругленными и гладкими поверхностями.
Балансировка колес. Колеса автомобиля перед установкой на автомобиль подвергают динамической балансировке в сборе с шинами на специальном стенде. Дисбаланс колес (особенно передних) приводит к колебаниям колес при движении автомобиля и, как следствие, к ухудшению устойчивости автомобиля и повышенному, неравномерному (пятнистому) износу шин.
В процессе эксплуатации автомобиля балансировка колес может быть нарушена в случае потери одного из балансировочных грузиков при неравномерном износе шины или при смене шины. В таких случаях следует колесо сбалансировать вновь. Особенно повышенный износ вызывается тогда, когда потерян один из двух грузиков, установленных на колесе.
Иногда дисбаланс проявляется резко вследствие неравномерного налипания грязи на ободе и диске с внутренней стороны колеса.
Балансировка колес осуществляется с помощью грузиков, укрепленных между ободом и шиной пружинным держателем. Если в процессе эксплуатации произвести балансировку колес на специальном стенде не представляется возможным, то ее осуществляют непосредственно на автомобиле, используя для этого ступицу заднего колеса. Ступица должна легко и свободно вращаться. При необходимости ослабить гайку, отпустив ее на половину оборота. Балансируемое колесо установить на ступицу и закрепить гайками. При этом автомобиль должен быть поднят настолько, чтобы колесо легко вращалось.
Рис. 1. Статическая балансировка колес:
а — крепление грузика пружинным держателем на ободе; б — определение самой легкой точки на колесе; в — подбор и постановка грузиков на самое легкое место; г — установка полного равновесия грузиками
Рис. 2. Схема перестановки колес
Поворачивая колесо в различные положения, следует проверить, остается ли оно в равновесии (проверка производится с колпачком вентиля). Если колесо самопроизвольно поворачивается, т.е. имеется дисбаланс, то следует снять балансировочные грузики и приступить к балансировке, которую производят в следующем порядке:
— толчком руки заставить колесо медленно вращаться против часовой стрелки. Положение, в котором остановится колесо, отметить вертикальной меловой чертой /в верхней его точке. Эта метка обозначает самое легкое место колеса при вращении его;
— повторить предыдущую операцию, но, вращая колесо по часовой стрелке, отметить второй вертикальной меловой чертой II в верхней точке копеса легкое место;
— разделив пополам расстояние между двумя меловыми метками и поставить метку III. Это и будет действительное легкое место колеса. Метки I и Ястереть;
— установить на обод колеса против метки один грузик и провернуть колесо. Устанавливать грузики следует только на наружную сторону обода.
Если колесо будет останавливаться в любом положении, значит достигнуто равновесие. Если колесо устанавливается в прежнее положение (грузиком вверх), значит величина груза недостаточна. Установка колеса грузом вниз свидетельствует о слишком большой величине груза.
Ерли сбалансировать колесо одним грузиком не удается, то следует прибегнуть к установке двух грузиков, для чего устанавливается на ободе по обе стороны от метки по одному грузику. Необходимо толчком руки заставить колесо медленно вращаться. Если после остановки колеса грузики займут крайнее нижнее положение, то этих двух грузиков для балансировки колеса, достаточно. Если же грузики займут верхнее положение, то это означает, что они малы. Их следует заменить парой грузиков большей массы и убедиться, что колесо останавливается при нижнем положении грузиков.
Раздвигая подобранные грузики по ободу на равные расстояния в обе стороны от средней метки, добиться равновесия колеса при вращении по часовой стрелке и против нее.
Проверить крепление грузиков, довести давление воздуха в шине до нормального, восстановить регулировку подшипников и застопорить гайку ступицы вдавливанием юбки гайки в пазы.
Уход за шинами заключается в проверке внутреннего давления и осмотре состояния шин. При наличии незначительных повреждений шины необходимо сдавать в ремонт. Посторонние предметы, застрявшие в протекторе (гвозди, стекло, камни и др.), своевременно удалить.
Через каждые 15 000 км пробега во избежание неравномерного износа протектора шин производить перестановку шин по схеме.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Колеса и шины ЗАЗ-1102"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы