Каждый вид транспорта использует четыре основных компонента, или существенные составные части. Это пути, терминалы, подвижной состав и тяговые средства. Путь представляет собой маршрут, по которому проходит движение. Естественные пути дешевые и просторные, не требуют текущих эксплуатационных затрат, пока не нужно их искусственное усовершенствование. Естественными путями являются моря, воздушное пространство, реки, пешеходные и вьючные тропы. Будучи естественными, они подвержены прихоти природы и часто требуют улучшения. Реки нуждаются в регулировании для предупреждения затоплений в сезоны дождей и нерасчетливого расходования воды в засушливые периоды. В них выполняют дноуглубительные работы и сооружают плотины для обеспечения судоходства в верхней части. Конные тропы переустраивают в автомобильные дороги. Автомобильные дороги, каналы, железные дороги, трамвайные пути, тоннели и монорельсовые дороги являются искусственными. Они не обладают такой «свободой», как моря или воздушное пространство, но по историческим причинам некоторые затраты должны быть осуществлены скорее обществом, а не частными лицами. Если затраты несут налогоплательщики, путь считается свободным, поскольку никакая плата за пользование им не взимается. Если путь сооружен на средства частного лица, владелец обычно пользуется им как своей собственностью. С других лиц за пользование он взимает плату для возмещения своих капитальных вложений.
Терминал представляет собой пункт, где кончается одна транспортная сеть и начинается другая. Почти каждый маршрут имеет узловые пункты, где происходит смена вида транспорта. Порт обычно рассматривается как терминал для судов, но по существу он является терминалом и для поездов, автомобильного, трубопроводного и воздушного транспорта. Планируя эффективные транспортные системы, коммерческие фирмы и транспортные администрации должны рассматривать смену Устройств как часть целого. Заторы на терминалах в прошлом стали причиной потери работоспособности транспортных систем. Переполнение каналов влечет за собой развитие железных дорог.
Подвижной состав представляет собой часть транспортной системы, которая перевозит пассажиров или грузы. Эффективность какого-либо вида транспорта до некоторой степени зависит от гибкости и приспособляемости используемого подвижного состава. Автомобили более легко приспособляемы, чем железнодорожный подвижной состав. Будучи в меньшей степени связаны с путем, они могут обгонять впереди идущие транспортные средства и отклоняться на другие направления легче, чем их железнодорожные аналоги. Самолеты и морские суда еще меньше связаны с «путями» своего движения.
Тяговые средства приводят в движение используемый подвижной состав или суда. Каждая транспортная единица нуждается в тяговом средстве, выбор которого зависит от прочности транспортного средства, требуемой скорости, наличия топлива и других факторов. В настоящее время паровая тяга, первый великий источник энергии, в большой степени заменена бензиновым двигателем внутреннего сгорания, реактивным, дизельным и электрическим двигателями.
В каждом конкретном виде транспорта можно найти сочетание двух или трех из этих компонентов. Например, трубопровод одновременно является путем и транспортным средством, насосная станция — тяговым средством и в то же время — частью пути, поскольку перемещаемый груз проходит через насосную станцию. Аналогично семейный автомобиль является транспортным средством и тяговым средством, движется по автомобильной дороге, но не использует терминалов, кроме семейного гаража.
Эти четыре основные составные части требуют детального изучения для выяснения различий между отдельными видами транспорта. Для облегчения такого изучения каждой составной части предусмотрен специальный отдельный раздел книги.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Компоненты транспортной системы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы