Автомобили, эксплуатация которых не планируется на срок более 3 месяцев, должны быть поставлены на консервацию.
Новые автомобили ставятся на консервацию только после их обкатки.
Общие требования по консервации
Консервация производится для предохранения от коррозии внутренних и наружных поверхностей автомобиля в целом и его агрегатов, узлов и механизмов путем нанесения на эти поверхности защитной пленки ингибитора коррозии.
Антикоррозийной обработкой и упаковкой обеспечивается 12-месячное хранение автомобилей в условиях, исключающих попадание атмосферных осадков и загрязнений на законсервированные поверхности.
Условия проведения консервации должны удовлетворять следующим основным требованиям:
- относительная влажность воздуха не должна превышать 70%, а температура воздуха должна быть не ниже +15 °С без резкого колебания в течение суток;
- вблизи объекта консервации не должно быть материалов, способных вызвать коррозию (кислоты, щелочи, химикаты и другие агрессивные материалы);
- промежуток времени между подготовкой поверхности к консервации и консервацией не должен превышать двух часов;
- нагревательная аппаратура должна обеспечивать поддержание заданной температуры смеси, предназначенной для консервации;
- для хранения средств консервации должна использоваться посуда с крышками.
Помещение, в котором производится консервация, должно быть сухим, хорошо вентилируемым и отапливаемым, оборудованным термометрами и психрометрами для контроля за температурой и влажностью помещения; рабочие места должны освещаться рассеянным или отраженным светом (матовые лампы или лампы дневного света). Все узлы и агрегаты автомобиля должны иметь температуру, равную или выше температуры помещения, в котором производится консервация. Резкие колебания температуры при консервации не допускаются, так как это может привести к конденсации влаги на консервируемой поверхности.
Рис. 74. Схема точек смазки седельно-сцеп-ного устройства автомобиля КрАЗ-258.
Все узлы и агрегаты автомобиля, подлежащие консервации, должны быть чистыми, без коррозийных поражений металла, а также без повреждения лакокрасочных, металлических и других постоянных покрытий.
В период консервации не допускается производить такие работы, при которых консервируемая поверхность может загрязниться металлической, лакокрасочной или другой пылью. Весь процесс консервации автомобиля должен производиться качественно и аккуратно, без повреждения лакокрасочного покрытия облицовки. Масляные пятна, подтеки и брызги консервационной смазки удаляются чистой ветошью.
Консервации подвергаются все металлические поверхности, не имеющие антикоррозийных покрытий (за исключением окрашенных).
Для консервации двигателя, сцепления, коробки передач и других узлов и агрегатов автомобиля применять следующие материалы:
— дизельное масло ДП-11 ГОСТ 5304—54;
— защитную присадку-ингибитор АКОР-1 ГОСТ 15171—70;
— защитную смазку «Нефтегаз 204» МРТУ 12Н № 69—63;
— дизельное топливо ГОСТ 4749—49;
— бумагу упаковочную водонепроницаемую двухслойную ГОСТ 8828—61;
— полиэтиленовую пленку толщиной 0,2 мм ГОСТ 10354—63;
— лейкопластырь МРТУ 42 № 487—62;
— полихлорвиниловую ленту ТУ МХП 2898—57;
— силикагель ГОСТ 3956—54;
— смазку ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267—59;
— смазку ЦИАТИМ-203 ГОСТ 8773—73;
— пушечную смазку ГОСТ 3005—51;
— церезин 30 ГОСТ 2488—47;
— смазку АМС-3 ГОСТ 2712—52;
— цапонлак ГОСТ 5235—59;
— эмаль МС-17 ВТУ УХП 105—59;
— глицерин дистиллированный ГОСТ 6824—54;
— соду кальцинированную ГОСТ 5100—73;
— хромпик калиевый ГОСТ 2652—71.
Все материалы, применяемые для подготовительных операций и консервации, следует предварительно подвергать лабораторному анализу на соответствие их ГОСТ или Техническим условиям и применять только при наличии паспорта и данных проверки.
Присутствие кислот и влаги в консервационных материалах не допускается. В случае наличия в .масле влаги ее следует удалить нагреванием масла закрытым пламенем (до полного исчезновения пены); из топлива влага удаляется отстоем.
Деревянные пробки, применяемые при консервации, должны быть изготовлены из сухого дерева и пропитаны рабоче-консервационным маслом при температуре 105—120 °С до прекращения пено-образования.
Консервация силового агрегата
Консервация двигателя заключается в промывке системы охлаждения и консервации систем питания и смазки, внутренних поверхностей, цилиндров и воздухоочистителя.
Промывку системы охлаждения производить пассивирующим раствором, консервацию системы питания — смесью дизельного топлива с присадкой АКОР-1, консервацию системы смазки, внутренних поверхностей, цилиндров и воздухоочистителя — рабоче-консервационным маслом (состав и технология приготовления кон-сервационных материалов приведены ниже).
Порядок консервации следующий.
1. Слить воду из системы охлаждения двигателя и системы подогревателя. Для полного слива воды необходимо установить автомобиль на ровной горизонтальной площадке, снять пробку радиатора и крышку заливной трубы подогревателя, открыть три сливных краника: на патрубке водяного насоса двигателя, котле и насосном агрегате подогревателя. После слива воды краники закрыть.
2. Отвернуть пробку сливного отверстия и слить масло из поддона двигателя, после чего пробку завернуть.
3. Отвернуть пробки сливных отверстий (две) и слить масло из коробки передач, после чего пробки завернуть.
Слив масло, отвернуть крышку заборника масляного насоса, очистить от грязи и стружки сетку маслозаборника и магнит, затем крышку установить на место. При установке крышки заборника следить за правильностью ее положения, обращая внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.
4. Слить масло из топливного насоса высокого давления (ТНВД) и регулятора числа оборотов двигателя.
Из регулятора масло сливается через отверстие в нижней части крышки, а из ТНВД — путем отсоса его через отверстие под указатель уровня топлива. После слива масла из регулятора пробку завернуть.
5. Заполнить систему охлаждения пассивирующим раствором и закрыть крышкой заливную горловину радиатора.
6. Залить рабоче-консервационное масло, нагретое до 70—100 °С, в следующие агрегаты:
в топливный насос высокого давления в количестве 0,2 л, а в регулятор числа оборотов — 0,15 л. Масло заливать в отверстия под Указатели уровня из емкости, предназначенной для консервации цилиндров:
— в поддон двигателя — 29 л;
— в картер коробки передач — 8 л.
Поставить на место указатели уровня масла, закрыть крышку заливной горловины двигателя и завернуть пробку заливного отверстия коробки передач.
7. Запустить двигатель и дать ему поработать в течение 3—5 минут на средних оборотах.
8. Снять воздухоочиститель, а на соединительный патрубок впускных коллекторов поставить специальную технологическую заглушку.
9. Слить топливо из фильтров грубой и тонкой очистки.
10. Отсоединить сливную трубку от фильтра грубой очистки топлива.
11. Подсоединить к фильтру грубой очистки топлива специальный заборник и погрузить его в емкость с хорошо профильтрованной смесью топлива с присадкой АКОР-1, нагретой до 70—100 °С.
12. Подсоединить к наконечнику топливного фильтра тонкой очистки специальную сливную трубку, опустив другой конец ее в ванну для слива топлива.
13. Прокачать систему питания ручным топливоподкачивающим насосом до тех пор, пока из сливной трубки не пойдет чистая, без пузырьков воздуха, консервационная смесь.
14. Прокрутить коленчатый вал двигателя стартером в течение 2—2,5 минуты. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 20 секунд с перерывами между включениями 1—2 минуты. При этом рукоятка ручного управления подачей топлива и остановом двигателя должна находиться в положении включенной подачи топлива.
15. Отсоединить специальный заборник от фильтра грубой очи
18. Прокрутить коленчатый вал двигателя стартером в течение 20—30 секунд.
19. Отсоединить трубку (отводящую топливо от форсунок в левый бак) от наконечника, расположенного в задней части левой головки блока двигателя.
Подсоединить к наконечнику шланг от специального насоса, к которому подсоединить заборник и погрузить его в емкость с хорошо профильтрованной смесью топлива с присадкой АКОР-1, нагретой до 70—100° С. Снять крышки головок цилиндров и отвернуть на 1—2 оборота болты крепления стальных трубок к форсункам 4 и 5 цилиндров.
Сливную магистраль форсунок прокачивать до тех пор, пока из-под болтов крепления трубок не пойдет консервационная смесь (без пузырьков воздуха). После этого завернуть болты крепления трубок, поставить на место крышки головок цилиндров и подсоединить трубку к наконечнику.
20. Слить раствор из системы охлаждения и просушить ее в течение 3 минут продувкой сжатым воздухом при давлении 1 кгс/см2. Закрыть сливные краники, пробку радиатора и крышку заливной трубы подогревателя.
21. Слить рабоче-консервационное масло из поддона двигателя, картера коробки передач и регулятора числа оборотов; из топливного насоса высокого давления масло откачать через отверстие указателя уровня.
Залить рабочее масло в двигатель, коробку передач, топливньй насос высокого давления и регулятор числа оборотов в количестве, указанном в инструкции по эксплуатации двигателя.
22. Консервацию воздухоочистителя производить в такой последовательности топлива и специальную трубку от наконечника фильтра тонкой очистки топлива.
16. Подсоединить сливную трубку к топливному фильтру тонкой очистки и подводящую трубку к фильтру грубой очистки топлива, предварительно законсервировав внутренние полости этих трубок; слить консервационную смесь из топливных фильтров грубой и тонкой очистки.
17. Снять соединительный патрубок впускных коллекторов и с помощью специального шланга (через впускные окна головки цилиндров) залить в каждый цилиндр двигателя 60—70 мл рабоче-консервационного масла, нагретого до 70—1009 С.
Консервацию цилиндров маслом производить из специальной емкости, предназначенной для этой цели.
23. Снять технологическую заглушку с соединительного патрубка впускных коллекторов и. установить воздухоочиститель на место, предварительно положив под крышку (с нависанием на корпус) водонепроницаемую бумагу.
24. Прокрутка коленчатого вала двигателя после консервации не допускается.
(25. Снять нижнюю крышку люка картера сцепления, установить заглушку и поставить крышку на место. I 26. Протереть наружные поверхности силового агрегата чистой I ьетошью, смоченной уайт-спиритом, до полного удаления грязи 3 и масла, а затем вытереть насухо.
27. Генератор обернуть водонепроницаемой бумагой; а сапуны топливного насоса высокого давления и коробки передач — полиэти леновой пленкой.
28. Оклеить лейкопластырем или полихлорвиниловой лентой:
дренажное отверстие водяного насоса двигателя;
кран спуска воздуха на правой водяной трубе двигателя;
отверстие дренажной трубки топливного насоса высокого давления;
сапун двигателя;
щель на картере маховйка (в месте указателя).
29. В случае попадания смазки на резиновые или дюритовые детали необходимо их тщательно протереть сухой ветошью.
30. Открытые места ручьев шкивов вентилятора, водяного наcoca двигателя, натяжного ролика ремня привода компрессора, . коленчатого вала двигателя и шкив насоса гидроусилителя рулевого j управления, а также поврежденные окрашенные поверхности окрасить в цвет двигателя.
Консервация деталей, узлов и агрегатов автомобиля
1. Слить воду из омывателя ветровых окон и отопителя кабины, спустить сжатый воздух из баллонов через краники. После спуска воздуха из .баллонов краники закрыть.
2. Залить в каждый цилиндр компрессора (через отверстия под пробки клапанов) по 20 г дизельного масла ДП-11.
3. Оклеить лейкопластырем или полихлорвиниловой лентой:
отверстие пароотводной трубки радиатора;
отверстие воздушного фильтра тормозных цилиндров;
выходные отверстия стеклоочистителей;
отверстие выпуска воздуха тормозного крана;
отверстия жиклеров омывателя ветровых стекол; отверстия вентилей шин.
4. Отверстие патрубка забора воздуха насосного агрегата пуо кового подогревателя закрыть резиновым колпаком.
5. Обернуть ингибированной бумагой НДА или хлопчатобумажной тканью, пропитанной рабоче-консервационной смазкой, и обвязать шпагатом:
предохранительный клапан; с регулятор давления воздуха;
отверстия рупоров и головку пневмосигнала; отверстие выпускной трубы глушителя (предварительно положив в трубу мешочек с силикагелем весом 200 г); соединительную головку пневмотормозов; заливные горловины водяного радиатора и пускового подогревателя.
Примечание. Силикагель до употребления должен быть просушен при t температуре 150—170 °С в течение трех часов. Развеска силикагеля в мешочки и укладка их должна производиться непосредственно перед герметизацией (не ранее чем за час).
6. Покрыть смазкой ЦИАТИМ-203 или ЦИАТИМ-201:
оси и шарниры привода управления двигателем;
шток гидроусилителя рулевого управления, после чего обмотать ингибированной бумагой и обвязать шпагатом.
7. Покрыть бесцветным цапонлаком металлические неокрашенные детали:
— рукоятки и рычажки тумблеров;
— кнопки переключателей;
— головки кранов стеклоочистителей;
— кронштейн вентилятора кабины;
— наружные и внутренние ручки дверей кабины;
— рукоятки стеклоочистителей;
— кулисы и барашки кулис ветровых окон;
— эмблему и заводской знак.
8. Все шарнирные соединения должны быть тщательно прошпри-цованы, а картеры узлов и агрегатов (раздаточной коробки, ведущих мостов, промежуточной опоры карданных валов, рулевого механизма, балансиры задней подвески и бачок гидроусилителя рулевого управления) — заправлены свежими (товарными) сортами масел и смазок согласно карте смазки.
9. Консервация топливных баков производится путем заполнения всей емкости бака (с последующим сливом его через сливные отверстия) консервационной смесью дизельного топлива с присадкой АКОР-1. В выдвижные горловины топливных баков положить мешочки с силикагелем весом 150 г и закрыть крышки, после чего заклеить зазор между крышками и заливными горловинами лейкопластырем или полихлорвиниловой лентой.
10. Щетки стеклоочистителей и зеркала заднего вида снять с автомобиля и обернуть водонепроницаемой бумагой или хлопчатобумажной тканью.
11. Комплект шоферского инструмента и принадлежностей очистить от грязи и коррозии, покрыть тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201 и обернуть водонепроницаемой бумагой или промасленной хлопчатобумажной тканью.
12. Рабочую поверхность плиты седельного устройства (на автомобиле КрАЗ-258) очистить от грязи и покрыть смазкой ЦИАТИМ-201, а седло обернуть водонепроницаемой бумагой или промасленной хлопчатобумажной тканью.
13. Подножки автомобиля обернуть прочной водонепроницаемой бумагой и закрепить увязочной проволокой, имеющей антикоррозийное гальванопокрытие.
14. Установить автомобиль на подставки так, чтобы рессоры были разгружены, а шины находились от поверхности земли на расстоянии 80—100 мм.
Шины очистить и вымыть водой. Довести давление воздуха в шинах до нормальной величины. На покрышки необходимо надеть чехлы из ткани, водостойкой бумаги или других материалов.
Расконсервация автомобиля
1. Освободить шины от чехлов и снять автомобиль с подставок.
2. Снять водонепроницаемую бумагу и полиэтиленовую пленку с деталей и узлов силового агрегата и освободить силовой агрегат от заглушек и пробок.
3. Снять нижнюю крышку картера сцепления, удалить заглушку и поставить крышку на место.
4. Снять липкую ленту, водонепроницаемую бумагу или промасленную ткань с деталей, узлов и агрегатов автомобиля.
5. Вынуть мешочки с силикагелем: из отверстия выпускной трубы глушителя, из наливных горловин топливных баков.
6. Консервирующую смазку или ее остатки удалить ветошью, смоченной в бензине.
Примечание. С плиты седельного устройства, осей и шарниров (за исключением находящихся в кабине и под капотом) удаление смазки не требуется.
7. Инструмент и принадлежности протереть ветошью, смоченной в бензине.
8. Снять водонепроницаемую бумагу с подножек автомобиля.
9. Промыть в бензине фильтрующий элемент воздухоочистителя и продуть его сжатым воздухом.
Примечание. Производить расконсервацию коробки передач, систем питания и смазки, цилиндров и внутренних поверхностей двигателя не требуется.
Дальнейшую подготовку автомобиля к эксплуатации проводить в соответствии с руководством по эксплуатации.
Приготовление консервационных материалов
Универсальное рабоче-консервационное масло. Приготовляется путем добавления к товарным сортам дизельного масла защитной присадки — ингибитора АКОР-1. Для приготовления рабоче-кон-сервационного масла вручную необходимо:
отмерить требуемое количество дизельного масла и нагреть его до 70—100 °С;
отмерить требуемое количество присадки АКОР-1 из расчета 20% от приготовляемого количества рабоче-консервационного масла;
добавить к дизельному маслу подогретую до 60—70 °С присадку при интенсивном помешивании масла до получения однородной смеси.
Однородность смеси определяется отсутствием черных или темно-коричневых разводов на струе масла, стекающей с мешалки, а также отсутствием на дне и стенках емкости осадков или сгустков.
Примечание. Разогрев масла и присадки производить в печи для обезвоживания масла или на водяной бане.
Для приготовления смеси с использованием средств механизации можно применять маслозаправочный агрегат АЗ-1Э или баки-смесители конструкции БС-30, ППС-7500 и т. д. (в этом случае разогрев присадки необязателен). При приготовлении более 200 л смеси рекомендуется использовать маслозаправщик МЗ-51 или водо-маслозаправщик ВМЗ-157В. Операцию смешивания в этом случае необходимо производить, используя маслонасосы и систему подогрева масла.
Категорически запрещается присадку АКОР-1 заливать непосредственно в поддон двигателя, коробку передач, топливный насос высокого давления и регулятор числа оборотов, так как из-за большой прилипаемости и вязкости присадка останется на стенках заливной горловины или картера и не смешается с маслом.
Консервационная смесь топлива с присадкой АКОР-1.
Для приготовления смеси необходимо:
- отмерить требуемое количество дизельного топлива и присадки АКОР-1 (из расчета 30% приготовляемого количества смеси);
- добавить к дизельному топливу подогретую до 60—70 °С присадку при интенсивном помешивании топлива до получения однородной смеси (смесь нагреть до 70—100 °С).
Пассивирующий раствор (состав раствора в граммах на литр воды: глицерин — 30 г, сода кальцинированная — 5 г и хромпик калиевый — 0,5 г).
Для приготовления раствора необходимо:
- взвешенное количество предварительно измельченных сухих компонентов (соды кальцинированной и хромпика калиевого) растворить в небольшом объеме воды, подогретой до температуры 40—50 °С, использовав для этой цели отдельную емкость;
- после полного растворения указанных компонентов раствор из емкости перелить в ванну, ввести в него отвешенное количество глицерина, долить воду до нужного объема и перемешать.
Заливать раствор в радиатор следует постепенно, через воронку с максимально возможным сечением трубки. В зимнее время раствор перед применением подогреть до температуры 50 °С.
При повторном использовании раствора его следует отфильтровать от шлама.
—
Консервацией называется длительное хранение технически исправных и полностью укомплектованных автомобилей. Для консервации отводят отдельные помещения или площадки с навесами, удовлетворяющие основным требованиям, предъявляемым к стоянкам для хранения автомобилей. При консервации автомобилей главное внимание уделяют защите металла от коррозии.
Автомобиль, направляемый на консервацию, подвергают соответствующему контролю и техническому обслуживанию в объеме ТО-2. Все хромированные и никелированные части автомобиля для защиты от коррозии покрывают слоем защитной смазки НГ-204, НГ-203А или СХК в смеси с отработавшим маслом (по 50%).
Из агрегатов трансмиссии сливают отработавшее масло и после промывки их картеры заполняют свежим трансмиссионным маслом с добавлением 10% присадки ингибитора АКОР-1. Сапуны картеров обертывают промасленной бумагой и обвязывают шпагатом.
Систему смазки двигателя промывают маловязкпм маслом, заменяют фильтрующий элемент тонкой очистки, промывают корпус фильтра и продувают маслопроводы. Систему заправляют свежим рабочим или специальным консервационкым маслом (НГ-203, 204 и др.), пускают двигатель и дают ему поработать в течение 5 — 6 мин с числом оборотов вала порядка 2000 об/мин. После остановки двигателя вывертывают свечи, открывают маслоналивную горловину и стартером вращают коленчатый вал в течение 10—15 сек. Затем в каждый цилиндр через отверстие для свечи заливают по 40 — 50 г масла и вручную повертывают коленчатый вал на 10— 15 оборотов.
Далее автомобиль полностью вывешивают, т. е. его мосты устанавливают на козелках, разгрузив шины, а между рамой и рессорами вставляют распорные бруски.
Из приборов системы питания — карбюратора, топливного насоса, фильтра и топливного бака — удаляют топливо. Топливные баки снимают, промывают, просушивают, затем внутренние поверхности баков для предохранения от коррозии покрывают обезвоженным маслом для двигателей.
Приборы системы питания разбирают, тщательно промывают, продувают воздухом, собирают и устанавливают на место.
Охлаждающую жидкость полностью сливают.
Аккумуляторную батарею снимают и подготавливают к длительному хранению в соответствии с заводской инструкцией. Остальные приборы электрооборудования герметизируют оберточной бумагой, приклеивая ее лаком и покрывая сверху несколькими слоями нитроэмали.
Капот двигателя, стекла и двери кабины плотно закрывают и пломбируют.
Во время нахождения автомобиля в консервации периодически проводят контрольные осмотры, проверяя сохранность механизмов и деталей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Консервация и расконсервация автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы