Как отмечалось, создание машины является комплексным процессом, требующим участия в нем специалистов различных профилей.
В комплексе работ по созданию машины главнейшим и определяющим этапом является разработка конструкторского проекта, которая окончательно определяет инженерно-техническое оформление конструкции машины.
Конструкторы машины обобщают труд различных специалистов, занятых на предыдущих этапах, и выносят окончательное решение на основании результатов, полученных на ранних стадиях создания машины.
Основываясь на внешнем сходстве деятельности конструкторов машин и авторов технологических проектов, на практике еще смешивают эти по своему существу различные специальности.
Проекты новых производств, в которых используются новые машины, разрабатываются технологами этих производств или, как их называют, проектировщиками. При технологическом проектировании производится выбор машин и другого оборудования, определение их взаимодействия, а также расстановка машин и оборудования на рабочих площадях для практического осуществления заданного или разработанного технологического процесса.
Поэтому при создании машины технологи должны обосновать необходимость машины и ее параметры. В этом смысле смешивать понятия проектирование и конструирование совершенно неправильно.
Конструирование и исследование машины тесно связаны между собой. Исследование представляет собой системное и углубленное познание изучаемого предмета. Основная задача исследования — получить сведения о предмете исследования и передать их для использования конструкторам и технологам. Поэтому участие научных сотрудников в создании машин определяется количест-венностью и качественностью полученных сведений при исследованиях, эти сведения могут быть полезными для конструкторов и должны быть использованы ими в проекте.
Нередки также случаи, когда деятельность изобретателей отождествляется с работой конструкторов. Такое отождествление может основываться только на недоразумении. Изобретение — это принципиально новое устройство, создающее ранее неизвестный технический эффект. К нему предъявляются два требования — новизна и полезность, определяемые специальными экспериментами патентной службы. При несоблюдении указанных требований изобретение не может получать официального признания с выдачей на него соответствующего свидетельства или патента.
В случаях, когда изобретение защищено авторским свидетельством или патентом и его решено применять на практике, нужную инженерную разработку его производят научные сотрудникк (если это необходимо) и конструкторы, воплощающие предложенное устройство в форму конкретной конструкции.
В отличие от проектирования, исследования и изобретательства под конструированием понимается разработка конструкторской документации, объем и качество которой позволяют изготовить машину с соблюдением всех требований машиностроительной технологии. С течением времени эта отличительная особенность приобретает все более важно значение. Всего лишь 25—30 лет назад, для того чтобы изготовить сконструированную машину, конструктор был обязан предоставить изготовителям графические материалы (чертежи, схемы) и спецификацйи.
В наши дни конструктор машины должен разработать конструкторский проект, включающий полный комплект графической и текстовой документации, на основе которой возможно: изготовить машину, провести ее испытания, убедиться в правильности принятых технических и конструктивных решений, а также наладить единичное, серийное или массовое производство таких машин; разобраться в процессе использования машины, в принципах ее работы, правилах эксплуатации и обслуживания для обеспечения ее надежности и долговечности.
Конструкторская документация является результатом конструкторского творчества, средством, с помощью которого конструктор выражает свои творческие мысли и доводит их до изготовителей машины.
Для того чтобы понять смысл и сущность конструкторской работы, нужно вспомнить, что к моменту ее начала имеется лишь техническое задание на разработку конструкции машины, отвечающее только на вопрос о том, какой машина должна быть. Станет ли она такой — это уже вопрос творческой работы конструктора.
Говоря другими словами, конструирование — это процесс инженерной разработки конструкции, процесс ее создания. Но понятия «создание конструкции машины» и «создание машины» нельзя смешивать. Разрабатывая конструкцию машины, конструктор обязан предусмотреть в ней определенную новизну. В каком смысле это следует понимать? Означает ли это, что новая конструкция должна отвечать всем признакам изобретения?
В жизни бытует афоризм о том, что все новое — это хорошо забытое старое. И действительно во всех новых машинах мы встречаем элементы, а порой и полное повторение известных схем и конструкций. Почти невозможно указать машины, в которых не повторялся бы принцип издревле известного колеса, рычага, шатунно-кривошипного механизма, зубчатых, ременных, цепных передач и т. д. Всегда существует конструктивная преемственность.
Изыскание новых принципов построения механизмов не является задачей конструктора. Суть новизны создаваемой конструкции заключается в прогрессивности ее параметров или возможности решения с ее помощью качественно новых задач.
Для этого конструктору необходимо хорошо понимать общие тенденции развития техники вообще и машиностроения в частности и учитывать их в своей работе. Конструктору не следует в погоне за новизной разрабатывать новые конструкции различных узлов и деталей машины, если для нужных целей можно использовать хорошо зарекомендовавшие себя и уже освоенные промышленностью или разработанные ранее механизмы, детали и изделия. Нужно стремиться к максимальному применению таких механизмов и деталей в разрабатываемой конструкции машины без всякой боязни, что это нанесет ущерб ее новизне.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструирование — главный этап создания машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы